Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 656

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление.

Глава 3. Теория потребительского спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

Глава 1. Введение в микроэкономику

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории

1.2. Методы экономического анализа

1.3. Логическая структура курса

Часть I. Предложение и спрос.

Глава 2. Теория производства и предложения благ

2.1. Производственная функция и техническая результативность производства

2.2. Затраты производства и функция затрат

2.3. Прибыль и условия ее максимизации

2.4. Функция предложения и излишек производителя

Глава 3. Теория потребительского спроса

3.1. Построение функции спроса на основе гипотез количественного измерения полезности (кардиналистская концепция)

3.2. Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)

3.3. Эффект замены и эффект дохода

3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7

3.5. Выявление предпочтений потребителя

3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности

4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования

4.3. Величина равновесной цены

4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции

4.5. Последствия государственного регулирования цен

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

5.1. Цена, максимизирующая прибыль

5.2. Ценовая дискриминация

5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли

5.4. Отсутствие функции предложения

5.5. Последствия государственного регулирования

Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции

6.1. Монополистическая конкуренция

6.2. Олигополия предложения

6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага

6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага

6.3. Олигополия в свете теории игр

Глава 7. Ценообразование факторов производства

7.1. Предложение факторов производства

7.2. Спрос на факторы производства

7.3. Прокатная цена фактора производства

7.4. Функциональное распределение результатов производства

7.5. Капитальная цена фактора производства

Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

8.1. Цены частичного и общего равновесия

8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса

8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние

8.4. Первая теорема общественного благосостояния

8.5. Вторая теорема общественного благосостояния

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

9.1. Причины отказов рынка

9.2. Интернализация внешних эффектов

9.3. Производство общественных благ

9.4. Асимметричность информации

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

10.1. Основы международного разделения труда

10.1.1. Исходная модель Рикардо

10.1.2. Усовершенствованная модель Рикардо

10.1.3. Модель Хекшера-Олина

10.2. Теория импортных пошлин

10.3. Ценообразование на валютном рынке

При стремлении монополии к максимуму выручки ее реакция на изменение отраслевого спроса тоже не всегда сопровождается изменением цены. Так, в случае, представленном на рис. 5.15, несмотря на сдвиг кривой спроса, максимум выручки достигается при неизменной цене Р = g/2. Возможна и обратная ситуация, когда одно и тоже количество предлагается по разным ценам (рис. 5.16).

Рис. 5.15. Разные объемы предложения продукции по одинаковой цене при максимизации выручки

Рис. 5.16. Одинаковый объем предложения продукции по разным ценам при максимизации выручки

Таким образом, на монополизированном рынке нет однозначной зависимости между объемом предложения и ценой товара.


5.5. Последствия государственного регулирования

Различия в ценообразовании на рынках совершенной конкуренции и монополии приводят к тому, что разными оказываются последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования.

Акциз и дотация. На рис. 5.17 показаны результаты введения акциза на обоих рынках при предположении, что рыночный спрос задан прямой линией и график предельных затрат монополии совпадает с графиком отраслевого предложения на конкурентном рынке. В этом случае на монополизированном рынке на потребителя перекладывается меньшая доля налога, чем на рынке совершенной конкуренции. Введение акциза в размере Т сдвигает кривую предельных затрат вверх и увеличивает цену на конкурентном рынке с PC,0 до PC,1, а на монополизированном - с PМ,0 до PМ,1. Это связано с тем, что равновесное сочетание цены и количества на монополизированном рынке определяется пересечением линий MC и MR, а на конкурентном рынке пересечением линии MC с линией спроса D, которая вдвое положе линии MR.

Рис. 5.17. Переложение налога на конкурентном и монополизированном рынках

Соответственно предоставление дотации на каждую единицу проданной продукции в рассматриваемом случае снижает цену на монополизированном рынке меньше, чем на рынке совершенной конкуренции.

В разделе 4.4 отмечалось, что на рынке совершенной конкуренции максимальное приращение цены вследствие введение акциза равно его величине. На монополизированном рынке прирост цены в некоторых случаях может превысить величину налога, взимаемого с единицы товара.

Вспомним, что монополия устанавливает цену на участке кривой спроса, где eD> 1, и в целях упрощения примем,eD = const, т.е. на этом участке функции спроса имеет следующий вид: QD = a/Pn; n > 1.


С учетом выражения (5.4) монопольную цену после введения акциза можно представить следующим образом:

(5.5)

Первое слагаемое в правой части равенства (5.5) представляет монопольную цену до введения акциза, а второе слагаемое - приращение цены в результате введения акциза; при eD> 1 оно большеТ.

Если при таком отраслевом спросе монополии предоставить дотацию, то размер снижения цены превысит величину дотации.

Это иллюстрируют и  5.5.

Фиксирование цены. Как было показано в 4.4, установление верхнего предела цены на рынке совершенной конкуренции сопровождается увеличением объема спроса и сокращением объема предложения, в результате чего возникает дефицит. Иначе обстоит дело на монополизированном рынке.

Введение верхнего предела цены ставит монополию в положение совершенного конкурента: любой объем выпуска ей приходится продавать по одной и той же цене. Линия директивной цены становится линией среднего и предельного доходов, а условие максимизации прибыли принимает следующий вид: Pf = MC. Поэтому, если на продукцию монополии, максимизирующей прибыль, установить верхний предел цены ниже ее рыночного уровня, то может возрасти не только объем спроса, но и объем предложения, что предотвратит образование дефицита (рис. 5.19).

Рис. 5.19. Выпуск монополии при директивных ценах на продукцию

Когда верхний предел цены установлен на уровне P2, прибыль монополии будет максимальной при выпуске Q2. Хотя сочетание P2,Q2 дает монополии меньшую прибыль, чем сочетание PM, QM, при цене P2 наибольшей прибыли соответствует выпуск Q2. Максимальный объем продукции монополия предложит при фиксированной цене P1, равной предельным затратам. Дальнейшее снижение верхнего предела цены, например, до P0 = AC, приведет к сокращению предложения, и на рынке образуется дефицит (двухсторонняя стрелка).

Поскольку антимонопольное законодательство не допускает захвата рынка одним продавцом, то анализ последствий введения директивных цен на монополизированном рынке представляет в основном теоретический интерес. Исключение составляют естественные монополии, существование которых экономически оправдывается ростом эффекта масштаба. Основным средством предотвращения ущерба от монополизации рынка в данном случае является государственное регулирование цены.


Графически ситуация на рынке с естественной монополии представлена на рис. 5.20. Максимум монопольной прибыли обеспечивает сочетание PMQM. Государство может установить директивную цену P1 = AC, лишая монополию прибыли и увеличивая излишек потребителя. При выпуске Q1 выручка фирмы равна общим затратам. Тем не менее в условиях естественной монополии объем выпуска, исключающий прибыль фирмы, меньше требуемого обществом оптимального объема. Таковым на рис. 5.20 является Q0, так как P0 = МС. Однако при таком выпуске фирма несет убытки в размере, соответствующим площади заштрихованного прямоугольника, так как цена ниже средних затрат. Следовательно, чтобы объем выпуска естественной монополии был оптимальным с позиций общества, она должна получать дотацию. Этим объясняется часто встречающееся субсидирование общественного транспорта и других предприятий коммунального хозяйства.

Рис. 5.20. Директивные цены на продукцию естественной монополи

Дотация была бы не нужна, если монополии разрешить ценовую дискриминацию. Если одной группе потребителей установить цену P1, то они купят Q1 единиц продукции и оплатят все затраты на ее производство, включая постоянные. Для второй группы потребителей можно установить цену P0 и они возместят все переменные затраты на покупаемое ими количество продукции. В результате будет произведено оптимальное с позиций общества количество продукции, монополия получит нулевую прибыль и обе группы покупателей будут иметь потребительские излишки.

Одна из трудностей, с которыми встречаются антимонопольные учреждения, связана с тем, что им неизвестна функция затрат монополии. Методологию преодоления этой трудности описывает следующая модель субсидирования естественной монополии.

Цель антимонопольного учреждения - стимулировать деятельность монополии так, чтобы обеспечить максимальный прирост общественного благосостояния. Он равен разности между общей полезностью продукции монополии (суммой всех цен спроса) и общими затратами на ее производство


.

Цель монополии - максимизировать прибыль =P(Q)Q - TC(Q).

При предоставлении монополии дотации, размер которой положительно зависит от объема выпускаемой продукции: G = G(Q), прибыль будет

.

Если размер дотации определить по формуле

,

то максимумы прироста общественного благосостояния и объема прибыли монополии совпадут

.

Обратим внимание на то, что определенная таким образом дотация равна потребительским излишкам, для расчета которых не нужно знать затраты на производство продукции. Следовательно, если через дотацию передавать монополии излишки потребителей, то фирма доведет объем выпуска до оптимального с общественных позиций размера при любой функции затрат.

Краткие выводы

С развитием технического прогресса и потребностей людей происходит укрупнение масштабов производства и увеличение разнообразия потребительских благ. То и другое создает возможность полного удовлетворения спроса на конкретное благо одной фирмой. Если в этих условиях фирма может экономическими или административными средствами воспрепятствовать появлению конкурентов, то она становится монополистом.

Особенность положения монополии на рынке проявляется в том, что кривая отраслевого спроса становится кривой спроса на продукцию фирмы. Поэтому, определяя объем выпуска, монополия одновременно определяет цену реализации. В таких условиях равновесная цена зависит от рыночной стратегии фирмы: изменение ее цели сопровождается изменением сочетания цена - выпуск. При стремлении монополии к максимуму прибыли цена будет выше, чем при стремлении к максимуму выручки, а при максимизации нормы прибыли цена превышает цену, максимизирующую прибыль.