Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 668

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление.

Глава 3. Теория потребительского спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

Глава 1. Введение в микроэкономику

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории

1.2. Методы экономического анализа

1.3. Логическая структура курса

Часть I. Предложение и спрос.

Глава 2. Теория производства и предложения благ

2.1. Производственная функция и техническая результативность производства

2.2. Затраты производства и функция затрат

2.3. Прибыль и условия ее максимизации

2.4. Функция предложения и излишек производителя

Глава 3. Теория потребительского спроса

3.1. Построение функции спроса на основе гипотез количественного измерения полезности (кардиналистская концепция)

3.2. Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)

3.3. Эффект замены и эффект дохода

3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7

3.5. Выявление предпочтений потребителя

3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности

4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования

4.3. Величина равновесной цены

4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции

4.5. Последствия государственного регулирования цен

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

5.1. Цена, максимизирующая прибыль

5.2. Ценовая дискриминация

5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли

5.4. Отсутствие функции предложения

5.5. Последствия государственного регулирования

Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции

6.1. Монополистическая конкуренция

6.2. Олигополия предложения

6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага

6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага

6.3. Олигополия в свете теории игр

Глава 7. Ценообразование факторов производства

7.1. Предложение факторов производства

7.2. Спрос на факторы производства

7.3. Прокатная цена фактора производства

7.4. Функциональное распределение результатов производства

7.5. Капитальная цена фактора производства

Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

8.1. Цены частичного и общего равновесия

8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса

8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние

8.4. Первая теорема общественного благосостояния

8.5. Вторая теорема общественного благосостояния

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

9.1. Причины отказов рынка

9.2. Интернализация внешних эффектов

9.3. Производство общественных благ

9.4. Асимметричность информации

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

10.1. Основы международного разделения труда

10.1.1. Исходная модель Рикардо

10.1.2. Усовершенствованная модель Рикардо

10.1.3. Модель Хекшера-Олина

10.2. Теория импортных пошлин

10.3. Ценообразование на валютном рынке

1.3. Логическая структура курса

Логическая структура микроэкономики как учебного курса отображает логику предмета изучения - механизма рыночного ценообразования. Число факторов, определяющих цену блага и объем продаж на конкретном рынке, огромно. К ним относятся, такие как технология производства и вкусы потребителей, погодные условия и политический климат в стране, налоговая политика властей и обменный курс национальной валюты. Практически любое социально-экономическое событие в той или иной мере отражается на конъюнктуре рынка, а следовательно, и на цене. Однако каждый из множества ценообразующих факторов воздействует на цену либо через спрос, либо через предложение. Поэтому спрос и предложение выступают в качестве двух агрегированных факторов, определяющих конкретное значение цены. В то же время для анализа процесса формирования цены и ее роли необходимо выяснять, что стоит за каждым из этих феноменов рынка. Схематически процесс рыночного ценообразования представлен на рис. 1.3.

Рис.1.3. Схема рыночного ценообразования

Предлагаемый производителями по той или иной цене объем благ определяется целями фирмы и затратами производства. Последние зависят от технологии изготовления продукции и цен факторов производства, а выбор технологии предопределяется количеством и качеством наличных факторов производства.

Спрос на каждое благо определяется в результате составления планов потребления индивидами, стремящимися при заданных средствах максимально удовлетворить свои потребности. Ассортимент и объем благ в индивидуальных планах потребления зависят, с одной стороны, от полезности благ, с другой - от бюджета потребителя. Обладает ли конкретное благо со своими физическими свойствами полезностью, зависит от потребностей (вкусов) индивида. Второй фактор, - бюджет - формируется из текущего дохода и фонда сбережений, образовавшегося из не потребленной части предыдущих доходов.

Кроме перечисленных прямых связей, направленных от ценообразующих факторов к цене, существуют обратные связи - от цены к факторам, ее определяющим. Не только планы потребления индивидов определяют цены, но и цены благ учитываются при составлении этих планов. Аналогично обстоит дело и с технологией. Воздействуя через затраты и объем предложения на цену, технология сама зависит от цены реализации производимой продукции.


Особую роль в процессе ценообразования играют текущие доходы участников производства. Со стороны домашних хозяйств они определяют спрос на блага и предложение капитала, поскольку распределяются между текущим потреблением и сбережением. В то же время для фирм доходы участников производства являются затратами и в этом качестве определяют предложение благ на рынке.

Какая цена сложится на рынке при заданных перечисленными факторами предложении и спросе, зависит также от конкретных условий торга, т.е. от типа рынка, на котором встречаются продавцы и покупатели.

В данном учебнике изложение материала представлено следующим образом.

В главе 2последовательно рассмотрены процессы, представленные в левой части рис. 1.3: выбор технологии при заданных ценах и объемах факторов производства, формирование затрат на производство блага и определение объемов его предложения.Глава 3посвящена анализу узлов, расположенных в правой части рис. 1.3; здесь приведено построение моделей поведения потребителя, формирующего при заданных ценах спрос в соответствии с его бюджетом и предпочтениями. Вглаве 4объединены результаты анализа, представленного в двух предыдущих главах для того чтобы проследить, как возникающая в ходе взаимодействия спроса и предложения цена равновесия согласовывает планы множества производителей и потребителей и каковы последствия государственного вмешательства в этот процесс. Вглавах 5и6рассмотрены особенности ценообразования при различных типах рынков, а вглаве 7- специфика формирования цен факторов производства и роль этих цен в образовании индивидуальных доходов.

В главах 2 - 7, последовательность изложения материала в которых представлены на схеме на рис. 1.3, описан процесс установления рыночной цены одного из множества товаров. При этом в соответствии с методом частичного анализа сделано предположение, что цены всех других товаров заданы и неизменны. В главе 8приведен общий анализ взаимодействия всех рынков и условий достижения совместного равновесия на каждом из них. Вглаве 9рассмотрено, почему и как государство может способствовать оптимальному использованию производственного потенциала национального хозяйства. Применение микроэкономических инструментов анализа для исследования влияния внешней торговли на национальную экономику описано вглаве 10.

Краткие выводы

Микроэкономика является одной из двух составных частей современной экономической теории. Предмет ее исследования - процесс рыночного ценообразования и его роль в национальном хозяйстве.


Специфика микроэкономического подхода состоит в том, что анализ национальной экономики начинается с наблюдения за поведением отдельных экономических субъектов, взаимодействие которых в ходе достижения своих целей образует общественное хозяйство.

Основным методом экономического анализа является моделирование изучаемых процессов. Поведение отдельных экономических субъектов описывается посредством оптимизационных моделей, а результаты их совокупного взаимодействия - с помощью равновесных моделей. По степени полноты охвата изучаемых взаимосвязей выделяют модели частичного и общего равновесия, по продолжительности наблюдения за процессами - статические, сравнительной статики и динамические.

Полное представление о механизме ценообразования и его роли в национальном хозяйстве можно получить только на основе моделей общего экономического равновесия. Тем не менее в дидактических целях изучение микроэкономики начинается с построения моделей поведения отдельных экономических субъектов и частичного равновесия.

В преподавании современной экономической теории наряду с вербальным изложением предмета широко используют математические методы анализа и графическое представление экономических явлений, что обеспечивает плодотворное сочетание глубины и доступности при изучении материала.

Учебный курс «Микроэкономика» не охватывает все микроэкономические проблемы. Их изучение продолжается в курсах «Организация отраслевых рынков», «Менеджмент», «Теория корпоративных финансов».


Часть I. Предложение и спрос.

Глава 2. Теория производства и предложения благ

Основная задача данной главы - выявить факторы, определяющие объем отраслевого предложения, т.е. суммарное предложение конкретного блага со стороны всех его производителей. При этом будем полагать, что производители, во-первых, не изменяют величину запасов готовой продукции, поэтому объемы производства и продажи товаров всегда совпадают и, во-вторых, не могут влиять на цены, которые заданы для них рынком. Фирму, которая работает в условиях заданных цен и не может повлиять на их уровень, называют конкурентной, т.е. фирмой работающей в условиях совершенной конкуренции.

Последовательность решения этой задачи представлена в левой части схемы рыночного ценообразования, приведенной в Главе 1 (см. рис. 1.3). Прежде чем доставить продукцию на рынок, ее нужно произвести. Производство продукции требует определенных затрат; их величина зависит от заданных цен факторов производства и технологии, которая предопределяется имеющимися объемами труда и капитала.

Производитель принимает хозяйственные решения, будучи ограниченным, с одной стороны, физическими условиями изготовления продукции (технологией), с другой - экономической конъюнктурой (ценами факторов производства и готовой продукции). Технологические особенности производства рассматриваются в 2.1. В дальнейшем в 2.2 и 2.3 вводятся цены, что позволяет перейти к анализу технико-экономических условий функционирования конкурентной фирмы, на основе которого в 2.4 устанавливается зависимость между объемом предложения продукции и определяющими его факторами.

2.1. Производственная функция и техническая результативность производства

Производство есть процесс преобразования одних благ в другие: факторов производства в готовую продукцию. Зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным при этом выпуском продукции называют производственной функцией.

Все факторы производства можно представить в виде трех агрегатов: труд, капитал (орудия и средства труда, включая природные ресурсы) и уровень научно-технических знаний (научно-технический прогресс). Научно-технический прогресс является основным фактором увеличения результативности современного производства, но в отличие от труда и капитала он не имеет самостоятельной вещественной формы и проявляется в виде совершенствования средств производства и повышения квалификации работников. Поскольку микроэкономика изучает процесс ценообразования как механизм согласования индивидуальных целей взаимосвязанных экономических субъектов в заданных условиях, то уровень развития НТП предполагается заданным1. В этом случае объем выпуска продукции (Q) зависит от количества и качества только двух совместно применяемых факторов производства – труда (L) и капитала (К), т. е. производственная функция имеет видQ = Q(L,K). Переход к новой технологии отображается изменением оператора производственной функции – характера зависимости выпуска от объемов используемых факторов производства.


Параметры производственной функции являются натуральными величинами потока, имеющими размерность количество/время. Если, например, при оптимально организованном производстве за 1 час 5 рабочих на 3 станках изготовляют 20 деталей, то Q= 20 шт/час,L= 5 часов труда,K= 3 стако-часа. Для краткости в дальнейших примерах размерность параметров будем опускать.

Конкретный вид производственной функции устанавливается на основе наблюдений за тем, как меняется объем выпуска по мере изменения применяемых объемов труда и капитала.

Короткий и длительный периоды. Возможности изменить используемые в производстве объемы труда и капитала неодинаковы. Если спрос на продукцию фирмы возрастает, то на первых порах увеличение производства достигается за счет дополнительного привлечения труда на те же производственные мощности, поскольку для расширения последних, как правило, требуется больше времени. В связи с этим вводятся понятия «короткий» и «длинный» периоды.

Время, в течение которого нельзя изменить объем одного из используемых в производстве факторов, называют коротким периодом. В свою очередь фактор, объем которого нельзя изменить в коротком периоде называютпостоянным, а фактор, объем использования которого меняется по мере изменения выпуска, -переменным. Время, достаточное для изменения объемов обоих факторов производства, - этодлинный период, и поэтому в нем все факторы являются переменными.

Соотношение между количеством выпускаемой за определенное время продукции (output) и количеством используемых для ее изготовления факторов производства (input) назовем технической результативностью производства. В коротком и длинном периодах она измеряется по-разному.

Техническая результативность производства в коротком периоде

Примем, что переменным фактором является труд. Тогда в коротком периоде у производственной функции остается одна переменная - количество используемого труда. Типичная зависимость между выпуском продукции и количеством труда, применяемого при фиксированном объеме капитала, представлена на рис. 2.1. В алгебраическом виде эта функция записывается следующим образом:

Q = aL + bL2 - cL3,

где а, в, с - технологические коэффициенты.

Рис. 2.1. Кривая общего выпуска продукции

Результат первых порции затраченного труда, присоединяемый к заданному объему капитала, как правило, обеспечивает увеличение выпуска, опережающее рост количества вовлекаемого в производство труда (график общего выпуска ТР (total product) загибается к оси ординат). Если в цехе с двумя десятками станков численность работающих возрастает с 5 до 10 человек, то выпуск, скорее всего, увеличится более, чем в 2 раза, а 20 рабочих могут более чем вдвое повысить объем производства по сравнению с 10 рабочими. Ускоренный рост выпуска продолжается до определенного соотношения /LA, где - фиксированный объем капитала. При более интенсивном использовании данных производственных мощностей за счет дальнейшего увеличения применяемого труда рост выпуска начинает отставать от роста труда (графикТР загибается к оси абсцисс). После достижения определенного уровня занятости LC общий выпуск начинает уменьшаться. Поэтому участок кривой ТР за точкой С на рис. 2.1 экономисты не рассматривают.