Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 631

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление.

Глава 3. Теория потребительского спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

Глава 1. Введение в микроэкономику

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории

1.2. Методы экономического анализа

1.3. Логическая структура курса

Часть I. Предложение и спрос.

Глава 2. Теория производства и предложения благ

2.1. Производственная функция и техническая результативность производства

2.2. Затраты производства и функция затрат

2.3. Прибыль и условия ее максимизации

2.4. Функция предложения и излишек производителя

Глава 3. Теория потребительского спроса

3.1. Построение функции спроса на основе гипотез количественного измерения полезности (кардиналистская концепция)

3.2. Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)

3.3. Эффект замены и эффект дохода

3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7

3.5. Выявление предпочтений потребителя

3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности

4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования

4.3. Величина равновесной цены

4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции

4.5. Последствия государственного регулирования цен

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

5.1. Цена, максимизирующая прибыль

5.2. Ценовая дискриминация

5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли

5.4. Отсутствие функции предложения

5.5. Последствия государственного регулирования

Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции

6.1. Монополистическая конкуренция

6.2. Олигополия предложения

6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага

6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага

6.3. Олигополия в свете теории игр

Глава 7. Ценообразование факторов производства

7.1. Предложение факторов производства

7.2. Спрос на факторы производства

7.3. Прокатная цена фактора производства

7.4. Функциональное распределение результатов производства

7.5. Капитальная цена фактора производства

Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

8.1. Цены частичного и общего равновесия

8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса

8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние

8.4. Первая теорема общественного благосостояния

8.5. Вторая теорема общественного благосостояния

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

9.1. Причины отказов рынка

9.2. Интернализация внешних эффектов

9.3. Производство общественных благ

9.4. Асимметричность информации

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

10.1. Основы международного разделения труда

10.1.1. Исходная модель Рикардо

10.1.2. Усовершенствованная модель Рикардо

10.1.3. Модель Хекшера-Олина

10.2. Теория импортных пошлин

10.3. Ценообразование на валютном рынке

где - сомножитель Лагранжа.

Она достигает минимума при

.

(2.5)

В соответствии с заданной производственной функцией

.

(2.6)

решим совместно уравнения (2.5) и (2.6), в результате

.

Подставив эти значения в функцию затрат, после преобразований получим

.

(2.7)

При неизменном эффекте масштаба (+= 1) в длинном периоде средние затраты равны предельным затратам и не зависят от объема выпуска

.

Соотношение между кривыми средних затрат короткого и длинного периодов помогает понять 2.11.

Кривая затрат представляет множество объемов продукции, производимых с минимальными затратами. Какой объем из него выберет фирма, зависит от цены ее продукции.



2.3. Прибыль и условия ее максимизации

Произведение объема проданной продукции на ее цену называют общей выручкой TR - (total revenue). Разность между общей выручкой и общими затратами есть прибыль.

Цель конкурентной фирмы - получить максимум прибыли. Если у фирмы разность между выручкой и затратами будет меньше, чем у конкурентов, то со временем ее вытеснят с рынка. Поэтому конкурентная фирма производит и предлагает на рынке такой объем продукции, который максимизирует ее прибыль.

При экзогенно заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска

(Q) = PQ - TC(Q),

где Р - цена блага.

В этом случае необходимым условием ее максимизации является следующее равенство:

а достаточным - отрицательное значение второй производной функции прибыли:

<0.

Рис. 2.21. Выпуск, максимизирующий прибыль конкурентной фирмы

Достаточное условие выполняется, если предельные затраты возрастают. Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рис. 2.21).

Расстояние между линиями Р и АС представляет величину средней прибыли при выпуске Q единиц продукции. Прибыль достигает максимума при выпуске Q* единиц продукции. Обратим внимание на то, что при выпуске Q0 единиц предельные затраты тоже равны цене, но здесь не выполняется достаточное условие максимизации прибыли. Максимальная сумма прибыли равна площади заштрихованного прямоугольника.


Объем выпуска, максимизирующий прибыль, зависит от технологических и экономических условий функционирования фирмы. Первые отображаются кривой общего выпуска (см. рис. 2.1), а экономические условия можно представить линией равной прибыли или изопрофитой. Уравнение изопрофиты выводится из уравнения прибыли

,

где 0 - заданная величина прибыли.

Каждая точка изопрофиты указывает на такое сочетание Q, L, которое обеспечивает заданный объем прибыли. Каждому объему прибыли соответствует своя изопрофита (рис. 2.22).

Рис. 2.22. Изопрофиты

Рис. 2.23. Технологические и экономические условия максимизации прибыли

Наложение карты изопрофит на кривую общего выпуска (рис. 2.23) совмещает технологические и экономические условия работы фирмы. Точка касания кривой TPL с наиболее высокорасположенной изопрофитой определяет объем выпуска, максимизирующий прибыль в сложившихся условиях.

2.4. Функция предложения и излишек производителя

Функция предложения выражает зависимость между количеством предлагаемых благ и факторами, определяющими это количество. Так как фирма предлагает объем выпуска, максимизирующий прибыль, то функция предложения выводится из условия максимизации прибыли: функция предложения является обратной к функции, выражающей условие максимизации прибыли. Выведем ее для конкурентной фирмы, работающей по технологии Q = LK. Соответствующая ей функция общих затрат в длинном периоде представлена формулой (2.7); ее производная по выпуску представляет предельные затраты


.

Приравняв предельные затраты к цене продукции и решив полученное уравнение относительно объема выпуска, получим функцию предложения фирмы в длинном периоде

.

Рис. 2.24. Построение кривой предложения конкурентной фирмы в длинном периоде

Таким образом, в длинном периоде объем предложения конкурентной фирмы при заданной технологии определяется только системой (вектором) цен: QS = QS(rLrKP).

Графическое построение функции предложения показано на рис. 2.24. При цене P1 фирма, чтобы получить максимум прибыли, предложит Q1 единиц продукции; при цене P2 она произведет Q2 единиц и т.д. Если цена опустится ниже P1, то фирма прекратит производство данного блага, так как его цена не покрывает всех затрат. Следовательно, участок кривой LMC, идущий вверх от пересечения с кривой LAC, и есть график функции предложения по цене в длинном периоде: QS = QS(P).

Изменение цен факторов производства отображается сдвигом кривых затрат, а потому и кривой предложения по цене.

В коротком периоде при рассматриваемой технологии функция общих затрат представлена формулой (2.3). Ей соответствует следующая функция предельных затрат:

,

а функция предложения выводится из равенства

.

Рис. 2.25. Построение кривой предложения конкурентной фирмы в коротком периоде

Кроме цен, объем предложения фирмы в коротком периоде зависит от заданного объема капитала: QS = QS(rLP).

Из-за того, что в коротком периоде затраты делятся на постоянные и переменные, кривая предложения в коротком периоде начинается с точки пересечения кривой предельных затрат с кривой средних переменных затрат (рис. 2.25). Когда цена на продукцию фирмы находится в интервале P0P1, тогда выручка фирмы меньше общих затрат; но поскольку цена возмещает переменные затраты, то фирма может некоторое время (пока не требуется возмещать постоянные затраты) производить продукцию.

Процесс максимизации прибыли и выведение функции предложения конкурентной фирмы иллюстрирует 2.12.