Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 804

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29земли он не теряет. А нам больше ничего, кроме этого, и не

надо. А будет ли у нас свобода воли совестливой и честной или бесстыдной и бесчестной, этому мы значения не придаем

ничуть, кроме как только в школе лишь в рассужденьицах.

30Вот потому-то мы совершенствуемся лишь в рассужденьи­ цах, а вне их - ни в малейшей мере.

11. С чего начинается философия

Философия начинается, у тех, конечно, кто приступает к ней как должно и от порога, с осознания своего бессилия и

2 несостоятельности в необходимых вопросах. В самом деле,

мы приходим не имея никакого от природы понятия о прямо­

угольном треугольнике или о четверти тона или полутоне, но

всему этому нас обучает то или иное преподаваемое искус­

ство, и поэтому не знающие всего этого и не мнят, что знают.

3А кто приходит не имея врожденного понятия о благе и зле, о

прекрасном и постыдном, о подобающем и неподобающем, о

счастьеl , о должном и надлежащем, о том, что следует де-

4лать, и том, чего не следует делать? Поэтому все мы пользу­ емся этими словами и пытаемся применять эти общие поня-

5тия К частным случаям. «Он прекрасно поступил». «Как сле­

довало». «Не как следовало». «Его постигло несчастье». «Ему выпало счастье». «Он несправедлив». «Он справедлив». Кто из нас щадит эти слова? Кто из нас откладывает пользование

ими до того, как научится этому, как это делают со словами,

6 касающимися линий или тонов, незнающие? А причина в том, что мы приходим как бы уже обученные природой кое­

чему в этих вопросах, исходя из чего мы и мнимое знание к

этому прибавили.

7

-

Да почему, - говорит, - я не знаю прекрасного и по-

 

стыдного? Разве не имею я понятия об этом? -

Имеешь. -

 

Разве

не применяю его к частным случаям? -

Применя-

8

ешь. -

Так разве не правильно применяю? - Здесь весь во­

 

прос, и мнимое знание здесь возникает. Ведь исходя из этих

 

признаваемых вещей, люди приходят к разногласию вследст-

9

вие несоответственного применения. Так что если б только

обладали они еще и этим вдобавок ко всему тому, что меша-

10 ло бы им быть совершенными? Ну а вот, поскольку ты дума­

ешь, что ты и соответственно применяешь общие понятия к частным случаям, скажи мне, откуда ты берешь это? - По­

 

тому что мне кажется так. - А вот кому-то это не кажется

 

так, и он тоже мнит, что применяет их правильно. Или не

II

мнит? - Мнит. -

Так возможно ли, чтобы вы, имея о чем-то

 

противоречивые мнения, оба применяли общие понятия со-

12

ответственно? -

Невозможно. - Так можешь ли ты указать

112


нам что-то, для более правильного применения их, выше то­

го, что тебе кажется так? А разве сумасшедший делает что­ ни6удь иное, чем то, что ему кажется правильным? Значит, и для него достаточно этого критерия? - Недостаточно. - Так обратись к чему-то выше того, что кажется так. Что это та­

кое')

Вот с чего начинается философия: осознание противоре-

13

чия У людей друг с другом, искание того, от чего возникает

это противоречие, осуждение и недоверие по отношению к тому, ЧТО просто кажется так, но какое-то доискивание отно­

сительно того, что кажется так, правильно ли кажется так, и

нахождение некоей мерки, как в том, что касается тяжестей,

мы нашли весы, как в том, что касается прямых и кривых ли-

 

ний, - плотничий шнур.

 

 

 

 

Разве с этого начинается философия: все правильно, что

14

кажется так всем? И как это возможно, чтобы противоречи-

 

вое было правильно? Так, значит, не всё. Но то, что кажется

 

так нам? Почему скорее, чем то, что сирийцам, почему ско-

15

рее, чем то, что египтянам, почему скорее, чем то, что мне

 

представляется так, или то, что такому-то? Ничуть не скорее".

 

Следовательно, того, что кажется так каждому, недостаточно

 

для того, чтобы было так.

 

 

 

Ведь и в том, что касается тяжестей или размеров, мы не

 

довольствуемся простой видимостью, но нашли в том и дру-

 

гом некие мерки. Ну а здесь никакой не существует мерки

16

выше того, что кажется так? И как это возможно, чтобы было

 

неисповедимым и ненаходимым самое необходимое у лю-

 

дей? Существует, значит. Тогда почему нам не искать и

17

отыскивать ее, и, отыскав, впредь неукоснительно пользо-

 

ваться ею, без нее даже пальцем не двигая. Ведь именно это,

18

думаю, и есть то, что, найденное, избавляет от безумия тех,

 

кто в качестве мерила всего пользуется только тем, что ка­

 

жется так, вследствие чего мы можем впредь, исходя из чего-

 

то известного и тщательно разобранного, пользоваться для

 

частных случаев отчетливыми общими понятиями.

 

 

Какая сущность подпадает под ту, вопросом о которой

19

мы заняты? - Удовольствие. -

Подведи его под

мерку,

20

брось на весы. Должно ли благо быть чем-то таким, в чем

 

стоит быть смело уверенным и на что стоит полагаться?­

 

Должно. -

Ну а стоит ли быть смело уверенным в чем-то

 

непрочном? - Нет. -

Ну а разве удовольствие -

нечто

21

прочное? -

Нет. - Так возьми и отбрось его прочь с весов и

 

изгони из области благ подальше. А если ты не зорок и одних

22

весов тебе недостаточно, подавай другие. Стоит ли возно­

 

ситься от блага? - Да. -

Ну а стоит ли возноситься от пре­

 

ходящего удовольствия?

Смотри,

как бы ты не сказал, что

 


стоит, иначе я больше не стану считать тебя даже стоящим

23весов. Вот так судят о вещах и взвешивают их, когда мерки

24уже приготовлены. И занятие философией в том заключается,

25чтобы рассматривать и устанавливать мерки, а уже пользо­

ваться познанными, это - дело добродетельного человека.

12. О ведении беседы

Все то, что следует изучить для умения рассуждать, тща­

тельно разработано нашимиl . Однако в подобающем приме­

нении всего этого мы совершенно не подготовлены упражне-

2ниями. Дай, вот, кому хочешь из нас какого-нибудь профана в собеседники, и он не находит, как обходиться с тем, а не­

много продвинув человека, он, как только тот становится ему

поперек, уже не может справиться, но, в конце концов, начи­

нает или бранить или насмехаться и говорит: «Это профан,

3невозможно обходиться с ним». А проводник, когда возьмет кого-нибудь заблудившегося, ведет к нужному пути, а не

4уходит с насмешками и бранью. И ты покажи ему истину, и

увидишь, что он следует ей. А до тех пор, пока не покажешь,

ты не над ним смейся, но скорее осознавай свою несостоя­

тельность.

5 Как же поступал Сократ? Он неизбежно приводил самого собеседника к тому, что тот свидетельствовал в его пользу, а

ни в каком другом не нуждался свидетеле. Вот потому-то мог

он говорить: «Прочие пусть себе здравствуют, а свидетелем

мне всегда достаточно возражающего, и я не спрашиваю

6мнение у прочих, а только у собеседника»'. Ведь он так ясно

устанавливал то, что следует из понятий, что всякий, кто бы

 

то ни был, осознавал противоречие

и отступал

от него.

7

«Радуется ли завидующий?» -

«Отнюдь, скорее -

огорча­

 

ется». Способом доказательства от противного он стал про­

 

двигать ближнего. «Что же, как, по-твоему, зависть есть

8

огорчение по поводу зла? И что это за зависть к злу?» Таким

 

образом, он побудил того сказать, что зависть есть огорчение

 

по поводу блага. «Что же, стал бы кто-нибудь завидовать то-

9

му, что нисколько не касается его?» -

«Отнюдь»'. И вот так

 

доведя понятие до полноты

и отчетливости, он

удалялся,

причем он не говорил: «Дай мне определение завистю> и, после того как тот давал определение, «Ты дал неправильное определение, потому что определяющий термин не соответ-

10ствует определяемому термину»4. Это научные выражения, и поэтому для профанов несносные и труднопонимаемые, от

11употребления которых мы не в состоянии отказаться. А что

касается таких выражений, при употреблении которых про­

фан сам, следуя своим представлениям, был бы в состоянии

114


признать то-то или отвергнуть, то вот посредством их про-

 

двинуть его мы никак не в состоянии. И вот, естественно,

12

осознавая эту свою несостоятельность, мы воздерживаемся

 

от этого дела, во всяком случае, те из нас, у кого есть сколь-

 

ко-нибудь осмотрительности. А многие, по необдуманности,

13

пустившись в какое-нибудь такое дело, сами путаются и дру-

 

гих путают, и, в конце концов осыпав друг друга бранью,

 

уходят. Первой же и наиболее отличительной особенностью

14

Сократа было никогда не раздражаться в рассуждении, ни­

 

когда не произносить ничего бранного, ничего оскорбитель­

 

ного, но терпимо относиться к бранящим и полагать конец

 

спору. Если хотите узнать, сколько у него в этом было уме-

15

ния, прочитайте «Пир» Ксенофонта, и увидите, сколько спо-

 

ров он разрешил. Поэтому, естественно, и у поэтов в вели-

16

чайшую похвалу сказано:

 

 

 

 

 

Тотчас же ссоре и ярой конец положить он умеет5

 

 

 

Так что же? Не очень теперь безопасно это дело, и осо-

17

бенно в Риме. Ведь занимающемуся им, ясно, не в углу при­

 

дется заниматься, а обратившись к какому-нибудь лицу кон­

 

сульского звания,

может быть,

богачу, спросить

его:

 

«Можешь ли ты сказать мне, такой-то, поручил ли ты своих

18

лошадей кому-то?» -

«Да, конеЧНQ». -

«Случайному ли и

 

несведущему в уходе за лошадьми?» -

«Отнюды>. -

«Ну а

 

поручил ли ты золото или серебро или одежду кому-то?»-

 

«И все это тоже не случайному». -

«А свое тело ты уже по-

19

думал вверить чьей-то заботе?» -

«Как же нет?» -

«Тоже,

 

разумеется, сведущего в искусстве обучения борьбе6, в ис-

 

кусстве врачевания?» - «Совершенно верно». - «Это ли все

20

у тебя самое лучшее, или ты и другим чем-то обладаешь, что

 

лучше всего?» - «Что именно имеешь ты в виду?» -

 

«То,

 

что, клянусь 3евсом, пользуется всем этим самым, одобряет

 

все и обдумываеп>. - «Не душу ли это имеешь ты в ви-

21

ду?» - «Ты правильно понял. Именно ее-то и имею я в ви-

 

ду». - «Это, клянусь 3евсом, по-моему, много лучше всего

 

остального, чем я обладаю». - «Так можешь ли ты сказать,

22

каким образом заботишься ты о душе? Ведь это невероятно,

 

чтобы ты, такой мудрый и почитаемый в городе, необдуман-

 

но и как попало относился к тому, что C~Moe лучшее у тебя

 

находится в пренебрежении и губится». - «Конечно». -

«А

23

сам ли ты заботишься о нем? Учившись ли у кого-то, или сам

 

дойдя до этого?» И вот здесь опасность, как бы он сначала не

24

сказал: «А какое тебе дело, милейший? Кто ты мне?», а за-

 

тем, если и дальше не оставишь его в покое, не надавал тебе

 

тумаков. Когда-то и сам я ревностно занимался этим делом,

25

пока не попал в такое положение.

115


13. О беспокойстве

Когда я вижу беспокоящегося человека, я говорю: Чего же хочет этот? Если бы он не хотел чего-то независящего от

2него, отчего бы еще ему беспокоиться? Поэтому и кифаред, когда поет наедине с собой, не беспокоится, а когда выступа­

ет в театре, беспокоится, даже если обладает превосходным

голосом и прекрасно играет на кифаре. Он ведь хочет не

только спеть прекрасно, но и снискать славу, а это уже не

3зависит от него. Стало быть, где у него есть знание, там сме­ лая уверенность: приведи какого хочешь профана, на него он и внимания не обращает. А где он не знает и не приучил себя,

4там он беспокоится. А что это значит? Он не знает, что такое

толпа и что такое похвала толпы. Вот по нэте ударять и по

гипатеl он научился, а что такое похвала от толпы и какое значение имеет она в жизни, он и не знает и не приучил себя

5к этому. Стало быть, он неизбежно должен трепетать и блед­

неть. Когда я вижу какого-нибудь кифареда в страхе, я, ко­

нечно, не могу сказать, что он не кифаред, но что-то другое я

6могу сказать, и не одно, а многое. И прежде всего я называю его чужеземцем и говорю: Этот человек не знает, где он об­

ретается. Столько времени по своем прибытии проживая здесь, он не знает законов и обычаев этого города и что мож­

но и что нельзя. Но он даже не обращался никогда к кому­ нибудь сведущему в законах, чтобы тот сообшил и истолко-

7вал ему предписания законов. Однако завещания он не пи­

шет, не узнав, как следует писать его, или не обратившись к

знающему, и не скрепляет печатью закладную или пишет ру­

чательство иначе, а стремлением, избеганием, влечением, намерением, замыслом он пользуется без обращения к све-

8дущему в законах. Что значит без обращения к сведущему в законах? Он не знает, что хочет того, что не дано, и не хочет

того, что неизбежно, и не знает ни своего, ни чужого. А вот если бы он знал, то он никогда не испытывал бы препят­ ствий, никогда не испытывал бы помех, не беспокоился бы.

9Как же иначе? Разве кто-нибудь испытывает страх относи­

тельно того, что не есть зло? - Нет. - Ну а относительно того, что хоть и есть зло, но от него зависит, чтобы оно не IО случилось? - Отнюдь. - Так если независящее от свободы воли не есть ни благо, ни зло, а все зависяшее от свободы во­

ли зависит от нас и никто не может ни отнять у нас этого, ни

доставить нам то, чего мы не хотим из этого, где тут еще

I I место беспокойству? Но мы о бренном теле беспокоимся, о

бренном имуществе, о том, что решит цезарь, а о внутрен­ нем - ни о чем. Разве - о том, как бы не принять ложного

мнения? Нет. Это ведь от меня зависите. Разве - о влечении

116