Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 807

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не по природе? И об этом нет. Так вот когда ты увидишь, что

12

кто-то бледнеет, то, как врач по цвету лица говорит: «У этого

 

поражена селезенка, а у этого печень», так и ты говори: «У

 

этого поражены стремление и избегание, они не имеют сво-

 

бодного выхода', они в состоянии воспаления». Ведь не от

13

чего иного меняется он в цвете, трепещет, лязгает зубами,

 

 

 

... на корточках ерзает, переминаясь ногами~

 

 

Поэтому Зенон при предстоявших встречах с Антигоном;

14

не беспокоился. Ведь ни над чем тем, чем дорожил Зенон,

 

Антигон не имел власти, а на то, над чем имел власть Анти-

 

гон, Зенон не обращал внимания. А Антигон при предстояв-

15

ших встречах с Зеноном беспокоился, и естественно. Он ведь

 

хотел быть по нраву Зенону, а это было вне его власти, Зенон

 

же быть по нраву ему не хотел, как и всякий владеющий ка-

 

ким-то искусством - не-владеющему им. Я тебе прийтись по

16

нраву хочу? За что? Да разве знаешь ты мерила, по которым

 

человек судит о человеке? Разве потрудился ты познать, что

 

такое добродетельный человек и что такое порочный, и как

 

получается то и другое? Тогда почему же сам ты не доброде-

 

тельный? -

Как это, -

говорит, -

я не добродетельный? -

17

Потому что ни один доброде:гельный человек не сокрушается

 

и не стенает, ни один не охает, ни один не бледнеет и не тре­

 

пещет, и не говорит: «Как он примет меня, как он выслушает

 

меня?» Рабское ты существо, да как ему будет угодно! Так

18

какое же тебе дело до чужого? Ну не его ли это ошибка не­

 

правильно принять то,

что от тебя? -

Как же иначе? -

А

 

возможно ли, чтобы ошибка одного была злом другого?-

 

Нет. - Так что же ты беспокоишься относительно того, что

 

чужое? - Да, но я беспокоюсь о том, как буду говорить с

19

ним я? - Ну а разве нельзя тебе поговорить с ним как ты хо-

 

чешь? - Но я боюсь, как бы мне не сбиться с толку. -

Раз-

20

ве, собираясь писать имя «Дион», ты боишься, как бы тебе не

 

сбиться с толку? -

Отнюдь. -

В чем причина этого? Не в

 

том ли, что ты приучил себя писать? -

Как же иначе? -

Ну

 

а собираясь читать, не в таком же ли ты был бы положе-

 

нии? - В таком же. -

В чем причина этого? В том, что вся-

 

кое искусство обладает некоей силой и смелой уверенностью

 

в своей области. Так, значит, говорить ты не приучил себя? И

21

к чему другому ты приучал себя в школе? -

К силлогизмам

 

и изменяющимся рассуждениям. -

Для чего? Не для того Лf\,

 

чтобы умело разговаривать? А умело не значит ли это умест-

 

но, обоснованно, понятно, а также не запинаясь и не испыты-

 

вая препятствий, а ко

всему

этому -

со

смелой уверен-

 

ностью? -

Да. -

Так если ты, всадник, выступил на равнину

22

против пешего, разве ты беспокоишься тут,

где ты приучил

 

117


себя, а тот - неприученный? - Да, но он имеет власть убить

23меня. - Так говори правду, несчастный, и не бахвалься, не считай себя философом, знай своих господ, а до тех пор, пока у тебя есть такое слабое место, за которое можно ухватить

24тебя, ухватить за тело, следуй всякому, кто сильнее тебя. А говорить приучал себя Сократ, кто так разговаривал с тира­

нами, с судьями, в тюрьме". Говорить приучил себя Диоген, кто так говорил с Александром, с филиппом7, с пиратами, с

25 тем, который купил егоХ<...> тем", кто приучил себя, у кого

2б есть смелая уверенность. А ты ступай к своим делам и не расставайся с ними никогда. Поди сядь в углу, плети силло­

гизмы и предлагай их другому -

в тебе не виден муж правитель города!О.

14. СНасоном!

Пришел однажды какой-то римлянин с сыном и послушал

одно чтение на занятиях. «Вот, - сказал тому он, - таков

2способ обучения», и умолк. А в ответ на пожелание того уз­

нать последующее он сказал: Присутствовать при обучении всякому искусству утомительно.для профана и несведущего в

3нем. Конечно, все производимое искусствами сразу обнару­

живает свою пользу, для котор,ой произведено, и в боль­

шинстве своем обладает также 'чем-то привлекательным и

4приятным. И в самом деле, присутствовать и следить за тем, как сапожник учится какой-нибудь, не доставляет удо­

вольствия, а обувь - вещь полезная, и просто посмотреть на

5нее не неприятно. И при учении плотника очутиться крайне

скучно для профана, а дело его показывает пользу его ис-

бкусства. Но гораздо лучше увидишь ты это в музыкальном

искусстве. Ведь если ты будешь присутствовать при обучае­

мом ему, эта наука покажется тебе самой неприятной из всех,

однако слушать про изводимое музыкальным искусством

профанам приятно и доставляет удовольствие.

7 И здесь, дело занимающегося философией мы представляем себе в общем состоящим в том, что следует привести

свою волю в лад со всем происходящим, так чтобы и все

происходящее происходило не вопреки нашей воле, и все не

происходящее не происходило не вопреки нашему желанию.

8Вследствие этого твердо усвоившие его в стремлении не тер­

пят неуспеха, в избегании не терпят неудачи, без печали, без

страха, без смятения проводят жизнь, сообразно с собой со­ блюдая отношения с обществом, природные и приобретен­

ные, в качестве сына, отца, брата, гражданина, мужа, жены,

соседа, спутника, облеченного властью, подвластного.

118


Дело занимающегося философией мы представляем себе

9

в общем состоящим в этом. И вот вслед за этим мы ищем, как

 

осуществить его. Так вот, мы видим, что плотник становится

10

плотником, научивщись тому-то, кормчий становится корм-

 

чим, научивщись тому-то. Так не значит ли, что и здесь вовсе

 

не достаточно желать стать добродетельным человеком, а

 

нужно и научиться тому-то? Так вот, мы ищем, чему именно.

 

Философы говорят, что постичь следует прежде всего то, что

11

бог существует и занят промыслом о вселенной, и невозмож-

 

но утаить от него не только свои дела, но даже мысли или

 

помыслы; затем -

то, каковы именно боги. Ведь, каковы бы

12

они ни оказались, человек, чтобы быть угодным и повино­

 

ваться им, неизбежно должен стараться по возможности упо-

 

добляться им: если божество честно, и ему быть честным,

13

если свободно, и ему быть свободным, если благодетельно, и

 

ему быть благодетельным, если высокого образа мыслей, и

 

ему быть высокого образа мыслей. Вот так ревностным по­

 

следователем бога делать и говорить все, что следует из этого.

 

- Откуда же следует начать? - Если ты снизойдещь, я

14

скажу тебе, что прежде всего тебе следует понимать слова. -

 

Выходит, я сейчас

не понимаю слов? - Не понимаещь. -

15

Как же я пользуюсь ими? - Так, как неучи письменностью,

 

как животина представлениями. Ведь одно дело пользование,

 

другое дело понимание. А если ты мнищь, что понимаещь,

16

приведи какое хочещь слово, и давай проверим себя, пони-

 

маем ли мы. - Но это тягостно, подвергаться испытанию

17

человеку уже пожилому и, как-никак, отслужившему три по-

 

хода". - Знаю и я. Ведь сейчас ты пришел ко мне как ни в

18

чем не нуждающиЙся. Да и в чем мог бы ты представить себя

 

нуждающимся? Ты богат, у тебя есть дети, видать, жена,

 

много рабов, цезарь тебя знает, в Риме у тебя много друзей,

 

ты исполняешь свои обязанности, ты умеешь воздать добром

 

за добро и злом за зло. Чего тебе недостает? Так вот если я

19

покажу тебе, что - самого необходимого и самого важного

 

для счастья, и что до сих пор ты заботился скорее обо всем,

 

только не о подобающем, и в довершение, что ты не знаешь,

 

ни что такое бог, ни что такое человек, ни что такое благо, ни

 

что такое зло, то, может быть, это, пока касается твоего не-

20

знания всего другого, терпимо, но что ты не знаешь самого

 

себя, как тут сможешь ты стерпеть меня, дать подвергнуть

 

себя испытанию, остаться здесь? Никоим образом. Напротив,

21

ты тотчас же удалишься в негодовании. А между тем, какое я

 

тебе причинил зло? Разве только если и зеркало причиняет зло безобразному тем, что показывает его ему таким, какой

он есть. Разве только если и врач оскорбляет больного, когда

говорит ему: «Человек, ты думаешь, что у тебя ничего нет, но

119


у тебя лихорадка. Поголодай сегодня, воду пей». И никто не

22говорит: «Какое ужасное оскорбление!» А если кому-нибудь

скажешь: «Твои стремления в состоянии воспаления, избега­

ния низки, намерения несоответственны, влечения несоглас­

ны природе, принятые тобой мнения необдуманны и ложны», он тотчас же уходит и говорит: «Он оскорбил меня!»

у нас обстоит примерно так, как на всеобщем празд­ нестве. Мелкий скот и быки пригоняются на продажу, а

большинство людей приходит кто покупать, кто продавать3

Но немного таких, которые приходят на созерцание празд­

нества: как )то происходит и почему, кто такие устроившие

24празднество и с какой целью? Вот так и здесь, на этом все­

обшем празднестве. Одни, как скот, ни о чем больше не хло­

почут, кроме корма. Ведь для всех вас, кто занят иму­

ществом, землями, рабами, какими-нибудь должностями, все

25это есть не что иное, как корм. Но немного среди присут­ ствующих на этом празднестве людей, любящих созерцать:

26«Так что же такое мироздание? Кто управляет им? Никто? И

как это возможно, тогда как город или домашнее хозяйство

не могут продолжать существования даже кратковременно

без управляющего и заботящегося, чтобы в таком великом и

прекрасном устройстве царил при необдуманности и случай­

ности такой строгий порядок? Значит, существует управ­

27ляющий. Каков он именно и как он управляет? А мы какими

именно созданы им и для какого дела? Есть ли между нами и

28им какая-то связь и отношение, или вовсе нет?» Вот чем за­

няты эти немногие. Стало быть, они посвящают свой досуг

одному только этому - ознакомиться с празднеством, преж­

29де чем уйти. И что же? Толпа смеется над ними. Да ведь и там торговцы смеются над зрителями. И если бы скот обла­

дал каким-то сознанием, то смеялся бы над теми, кто доро­

жит чем-то иным, кроме корма.

15. Против тех, кто упрямо держится своих решеиий

Когда некоторые прослушают эти рассуждения о том, что следует быть твердым и что свобода воли свободна по при­

роде инеподвластна принуждениям, а все остальное под­

властно помехам, подвластно принуждениям, рабское, чужое, то они представляют себе, что следует неукоснительно дер-

2жаться всякого принятого ими решения. Но прежде всего

следует, чтобы решение было здравым. Конечно, я хочу, что­

бы в теле были действенные силы, но - как в теле здорово-

3го, как в теле атлета. А если ты мне свои действенные силы

буйнопомешанного станешь показывать и бахвалиться ими,

4то я скажу тебе: «Человек, поищи себе врачевателя. Это не

120