ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 807
Скачиваний: 0
не по природе? И об этом нет. Так вот когда ты увидишь, что |
12 |
||||||||
кто-то бледнеет, то, как врач по цвету лица говорит: «У этого |
|
||||||||
поражена селезенка, а у этого печень», так и ты говори: «У |
|
||||||||
этого поражены стремление и избегание, они не имеют сво- |
|
||||||||
бодного выхода', они в состоянии воспаления». Ведь не от |
13 |
||||||||
чего иного меняется он в цвете, трепещет, лязгает зубами, |
|
|
|||||||
|
... на корточках ерзает, переминаясь ногами~ |
|
|
||||||
Поэтому Зенон при предстоявших встречах с Антигоном; |
14 |
||||||||
не беспокоился. Ведь ни над чем тем, чем дорожил Зенон, |
|
||||||||
Антигон не имел власти, а на то, над чем имел власть Анти- |
|
||||||||
гон, Зенон не обращал внимания. А Антигон при предстояв- |
15 |
||||||||
ших встречах с Зеноном беспокоился, и естественно. Он ведь |
|
||||||||
хотел быть по нраву Зенону, а это было вне его власти, Зенон |
|
||||||||
же быть по нраву ему не хотел, как и всякий владеющий ка- |
|
||||||||
ким-то искусством - не-владеющему им. Я тебе прийтись по |
16 |
||||||||
нраву хочу? За что? Да разве знаешь ты мерила, по которым |
|
||||||||
человек судит о человеке? Разве потрудился ты познать, что |
|
||||||||
такое добродетельный человек и что такое порочный, и как |
|
||||||||
получается то и другое? Тогда почему же сам ты не доброде- |
|
||||||||
тельный? - |
Как это, - |
говорит, - |
я не добродетельный? - |
17 |
|||||
Потому что ни один доброде:гельный человек не сокрушается |
|
||||||||
и не стенает, ни один не охает, ни один не бледнеет и не тре |
|
||||||||
пещет, и не говорит: «Как он примет меня, как он выслушает |
|
||||||||
меня?» Рабское ты существо, да как ему будет угодно! Так |
18 |
||||||||
какое же тебе дело до чужого? Ну не его ли это ошибка не |
|
||||||||
правильно принять то, |
что от тебя? - |
Как же иначе? - |
А |
|
|||||
возможно ли, чтобы ошибка одного была злом другого?- |
|
||||||||
Нет. - Так что же ты беспокоишься относительно того, что |
|
||||||||
чужое? - Да, но я беспокоюсь о том, как буду говорить с |
19 |
||||||||
ним я? - Ну а разве нельзя тебе поговорить с ним как ты хо- |
|
||||||||
чешь? - Но я боюсь, как бы мне не сбиться с толку. - |
Раз- |
20 |
|||||||
ве, собираясь писать имя «Дион», ты боишься, как бы тебе не |
|
||||||||
сбиться с толку? - |
Отнюдь. - |
В чем причина этого? Не в |
|
||||||
том ли, что ты приучил себя писать? - |
Как же иначе? - |
Ну |
|
||||||
а собираясь читать, не в таком же ли ты был бы положе- |
|
||||||||
нии? - В таком же. - |
В чем причина этого? В том, что вся- |
|
|||||||
кое искусство обладает некоей силой и смелой уверенностью |
|
||||||||
в своей области. Так, значит, говорить ты не приучил себя? И |
21 |
||||||||
к чему другому ты приучал себя в школе? - |
К силлогизмам |
|
|||||||
и изменяющимся рассуждениям. - |
Для чего? Не для того Лf\, |
|
|||||||
чтобы умело разговаривать? А умело не значит ли это умест- |
|
||||||||
но, обоснованно, понятно, а также не запинаясь и не испыты- |
|
||||||||
вая препятствий, а ко |
всему |
этому - |
со |
смелой уверен- |
|
||||
ностью? - |
Да. - |
Так если ты, всадник, выступил на равнину |
22 |
||||||
против пешего, разве ты беспокоишься тут, |
где ты приучил |
|
117
себя, а тот - неприученный? - Да, но он имеет власть убить
23меня. - Так говори правду, несчастный, и не бахвалься, не считай себя философом, знай своих господ, а до тех пор, пока у тебя есть такое слабое место, за которое можно ухватить
24тебя, ухватить за тело, следуй всякому, кто сильнее тебя. А говорить приучал себя Сократ, кто так разговаривал с тира
нами, с судьями, в тюрьме". Говорить приучил себя Диоген, кто так говорил с Александром, с филиппом7, с пиратами, с
25 тем, который купил егоХ• <...> тем", кто приучил себя, у кого
2б есть смелая уверенность. А ты ступай к своим делам и не расставайся с ними никогда. Поди сядь в углу, плети силло
гизмы и предлагай их другому -
в тебе не виден муж правитель города!О.
14. СНасоном!
Пришел однажды какой-то римлянин с сыном и послушал
одно чтение на занятиях. «Вот, - сказал тому он, - таков
2способ обучения», и умолк. А в ответ на пожелание того уз
нать последующее он сказал: Присутствовать при обучении всякому искусству утомительно.для профана и несведущего в
3нем. Конечно, все производимое искусствами сразу обнару
живает свою пользу, для котор,ой произведено, и в боль
шинстве своем обладает также 'чем-то привлекательным и
4приятным. И в самом деле, присутствовать и следить за тем, как сапожник учится какой-нибудь, не доставляет удо
вольствия, а обувь - вещь полезная, и просто посмотреть на
5нее не неприятно. И при учении плотника очутиться крайне
скучно для профана, а дело его показывает пользу его ис-
бкусства. Но гораздо лучше увидишь ты это в музыкальном
искусстве. Ведь если ты будешь присутствовать при обучае
мом ему, эта наука покажется тебе самой неприятной из всех,
однако слушать про изводимое музыкальным искусством
профанам приятно и доставляет удовольствие.
7 И здесь, дело занимающегося философией мы представляем себе в общем состоящим в том, что следует привести
свою волю в лад со всем происходящим, так чтобы и все
происходящее происходило не вопреки нашей воле, и все не
происходящее не происходило не вопреки нашему желанию.
8Вследствие этого твердо усвоившие его в стремлении не тер
пят неуспеха, в избегании не терпят неудачи, без печали, без
страха, без смятения проводят жизнь, сообразно с собой со блюдая отношения с обществом, природные и приобретен
ные, в качестве сына, отца, брата, гражданина, мужа, жены,
соседа, спутника, облеченного властью, подвластного.
118
Дело занимающегося философией мы представляем себе |
9 |
|
в общем состоящим в этом. И вот вслед за этим мы ищем, как |
|
|
осуществить его. Так вот, мы видим, что плотник становится |
10 |
|
плотником, научивщись тому-то, кормчий становится корм- |
|
|
чим, научивщись тому-то. Так не значит ли, что и здесь вовсе |
|
|
не достаточно желать стать добродетельным человеком, а |
|
|
нужно и научиться тому-то? Так вот, мы ищем, чему именно. |
|
|
Философы говорят, что постичь следует прежде всего то, что |
11 |
|
бог существует и занят промыслом о вселенной, и невозмож- |
|
|
но утаить от него не только свои дела, но даже мысли или |
|
|
помыслы; затем - |
то, каковы именно боги. Ведь, каковы бы |
12 |
они ни оказались, человек, чтобы быть угодным и повино |
|
|
ваться им, неизбежно должен стараться по возможности упо- |
|
|
добляться им: если божество честно, и ему быть честным, |
13 |
|
если свободно, и ему быть свободным, если благодетельно, и |
|
|
ему быть благодетельным, если высокого образа мыслей, и |
|
|
ему быть высокого образа мыслей. Вот так ревностным по |
|
|
следователем бога делать и говорить все, что следует из этого. |
|
|
- Откуда же следует начать? - Если ты снизойдещь, я |
14 |
|
скажу тебе, что прежде всего тебе следует понимать слова. - |
|
|
Выходит, я сейчас |
не понимаю слов? - Не понимаещь. - |
15 |
Как же я пользуюсь ими? - Так, как неучи письменностью, |
|
|
как животина представлениями. Ведь одно дело пользование, |
|
|
другое дело понимание. А если ты мнищь, что понимаещь, |
16 |
|
приведи какое хочещь слово, и давай проверим себя, пони- |
|
|
маем ли мы. - Но это тягостно, подвергаться испытанию |
17 |
|
человеку уже пожилому и, как-никак, отслужившему три по- |
|
|
хода". - Знаю и я. Ведь сейчас ты пришел ко мне как ни в |
18 |
|
чем не нуждающиЙся. Да и в чем мог бы ты представить себя |
|
|
нуждающимся? Ты богат, у тебя есть дети, видать, жена, |
|
|
много рабов, цезарь тебя знает, в Риме у тебя много друзей, |
|
|
ты исполняешь свои обязанности, ты умеешь воздать добром |
|
|
за добро и злом за зло. Чего тебе недостает? Так вот если я |
19 |
|
покажу тебе, что - самого необходимого и самого важного |
|
|
для счастья, и что до сих пор ты заботился скорее обо всем, |
|
|
только не о подобающем, и в довершение, что ты не знаешь, |
|
|
ни что такое бог, ни что такое человек, ни что такое благо, ни |
|
|
что такое зло, то, может быть, это, пока касается твоего не- |
20 |
|
знания всего другого, терпимо, но что ты не знаешь самого |
|
|
себя, как тут сможешь ты стерпеть меня, дать подвергнуть |
|
|
себя испытанию, остаться здесь? Никоим образом. Напротив, |
21 |
|
ты тотчас же удалишься в негодовании. А между тем, какое я |
|
тебе причинил зло? Разве только если и зеркало причиняет зло безобразному тем, что показывает его ему таким, какой
он есть. Разве только если и врач оскорбляет больного, когда
говорит ему: «Человек, ты думаешь, что у тебя ничего нет, но
119
у тебя лихорадка. Поголодай сегодня, воду пей». И никто не
22говорит: «Какое ужасное оскорбление!» А если кому-нибудь
скажешь: «Твои стремления в состоянии воспаления, избега
ния низки, намерения несоответственны, влечения несоглас
ны природе, принятые тобой мнения необдуманны и ложны», он тотчас же уходит и говорит: «Он оскорбил меня!»
у нас обстоит примерно так, как на всеобщем празд нестве. Мелкий скот и быки пригоняются на продажу, а
большинство людей приходит кто покупать, кто продавать3 •
Но немного таких, которые приходят на созерцание празд
нества: как )то происходит и почему, кто такие устроившие
24празднество и с какой целью? Вот так и здесь, на этом все
обшем празднестве. Одни, как скот, ни о чем больше не хло
почут, кроме корма. Ведь для всех вас, кто занят иму
ществом, землями, рабами, какими-нибудь должностями, все
25это есть не что иное, как корм. Но немного среди присут ствующих на этом празднестве людей, любящих созерцать:
26«Так что же такое мироздание? Кто управляет им? Никто? И
как это возможно, тогда как город или домашнее хозяйство
не могут продолжать существования даже кратковременно
без управляющего и заботящегося, чтобы в таком великом и
прекрасном устройстве царил при необдуманности и случай
ности такой строгий порядок? Значит, существует управ
27ляющий. Каков он именно и как он управляет? А мы какими
именно созданы им и для какого дела? Есть ли между нами и
28им какая-то связь и отношение, или вовсе нет?» Вот чем за
няты эти немногие. Стало быть, они посвящают свой досуг
одному только этому - ознакомиться с празднеством, преж
29де чем уйти. И что же? Толпа смеется над ними. Да ведь и там торговцы смеются над зрителями. И если бы скот обла
дал каким-то сознанием, то смеялся бы над теми, кто доро
жит чем-то иным, кроме корма.
15. Против тех, кто упрямо держится своих решеиий
Когда некоторые прослушают эти рассуждения о том, что следует быть твердым и что свобода воли свободна по при
роде инеподвластна принуждениям, а все остальное под
властно помехам, подвластно принуждениям, рабское, чужое, то они представляют себе, что следует неукоснительно дер-
2жаться всякого принятого ими решения. Но прежде всего
следует, чтобы решение было здравым. Конечно, я хочу, что
бы в теле были действенные силы, но - как в теле здорово-
3го, как в теле атлета. А если ты мне свои действенные силы
буйнопомешанного станешь показывать и бахвалиться ими,
4то я скажу тебе: «Человек, поищи себе врачевателя. Это не
120