Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 800

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чужое, и не будешь впадать в смятение. Поэтому прекрасно

9

говорит Хрисипп: «До тех пор, пока мне неясно последую-

 

щее, я всегда придерживаюсь более естественного для до­

 

стижения того, что по природе. Ведь сам бог создал меня

 

способным к выбору этого. А если бы, конечно, я знал, что

1О

сейчас мне предопределено судьбой болеть, то я и влекся бы

 

к этому. Ведь и нога, если бы она обладала умом, влеклась

 

бы к тому, чтобы ступать в грязь}).

 

 

Право же, для чего родятся колосья? Не для того ли, что-

11

бы и поспеть? Но, вот, они поспевают. А не для того ли, что-

 

бы и быть сжатыми? Не обособленными ведь они родятся.

 

Так, значит, если бы они обладали сознанием, то они должны

12

были бы молить о том, чтобы им не быть сжатыми никогда?

 

А никогда не быть сжатыми это для колосьев -

проклятье.

 

Знайте, что вот так же и для людей не умереть -

проклятье.

13

Это все равно что не созреть, не быть сжатыми.

А мы, по-

14

скольку мы как раз те самые, которые и должны быть сжаты

ивместе с тем понимаем это самое, что мы жнемся, возму­

щаемся этим! Это потому, что мы и не знаем, кто мы такие, и

не приучили себя к тому, что касается человека, как ис-

 

кусные наездники - к тому, что касается лошади. Но, вот,

15

Хрисант, уже готовый нанести удар противнику, услышал

 

зов трубы к отступлению и остановился: настолько важнее по

 

его мнению было исполнить приказание военачальника, чем

 

свое намерение). А из нас никто не хочет с готовностью по-

16

виноваться необходимости, даже когда она призывает, но со

 

слезами и стенаниями мы претерпеваем то, что претерпеваем,

 

называя это обстоятельствами. Какими это обстоятельствами,

17

человек? Если обстоятельствами ты называешь окружающие

 

условия, то все они обстоятельства. А если ты называешь так

 

трудные окружающие условия, то какая трудность у рожден-

 

ного погибнуть? А гибель несет или меч, или колесо", или

18

море, или черепица, или тиран. Что тебе до того, каким путем

 

сойдешь ты в обитель Аида? Все они равны. А если хочешь

19

услышать правду, кратчайший путь - тот, которым отправ-

 

ляет тиран. Никогда ни один тиран не убивает никого шесть

 

месяцев, а лихорадка -

и целый год часто. Трескотня все это

 

и пустозвонство.

 

 

 

 

 

- При цезаре5

я подвергаю опасности голову. -

А я не

20

подвергаю опасности, живя в Никополе, где столько земле­

 

трясений? А сам ты, когда переплываешь Адриатическое мо-

 

ре, что подвергаешь опасности? Не голову? - Но я подвер-

21

гаю опасности и мнение. -

Свое? Как? Да кто может прину-

 

дить тебя принять такое мнение, какого ты не хочешь? Чу­

 

жое? И какая опасность для тебя в том, что другие приняли

 

ложные мнения? -

Но

мне

грозит опасность быть

изгнан-

22

103


ным. - Что такое быть изгнанным? Быть где-нибудь в дру­

гом месте, а не в Риме? - Да. Что же, если меня пошлют на Гиары? - Если это тебя устраивает, отправишься. А если

нет, тебе есть куда вместо Гиар отправиться - туда, куда и

тот отправится, хочет он этого или нет, тот посылающий тебя на Гиары. Что ты, стано быть, словно на что-то важное на­

правляешься?6 Это слишком незначительно для такой подго­ товленности, так что одаренный молодой человек мог бы

сказать: «Не стоило ради всего этого столько слушать, столь­

ко писать, столько времени сидеть у старикашки, который не 24 многого стоит». Только помни о том разделении, по которо­ му разграничивается твое и не-твое. Никогда не притязай ни

25 на что чужое. Как трибуна7, так и тюрьма - место, одно­ возвышенное, другое - низкое. А свобода воли может быть

сохранена неизменной, если ты хочешь сохранить ее неиз­

26менной как в том, так и в другом месте. И тогда лишь будем

мы ревностными последователями Сократа, когда в тюрьме

27мы будем в состоянии писать пеаныS• А пока мы до сих пор

такие, какие есть, смотри, выносимо ли было бы нам, если бы в тюрьме кто-нибудь нам говорил: «Хочешь, прочитаю тебе

пеаны?» - «Что ты беспокоишь меня? Разве ты не знаешь, какое у меня несчастье? Ну до того ли мне в таком положе­ нии?» - «В каком же?» - «Мне вот умирать». - «А другие

люди будут бессмертны?»

7. Как обращаться к прорицанию

Из-за несообразного обращения к прорицанию многие из 2 нас не соблюдают многое из надлежащего. Да что прорица­

тель может увидеть еще, кроме смерти или опасности, или

3болезни, или вообще чего-нибудь подобного? Так если надо будет подвергнуться опасности ради друга, а то и умереть

ради него надлежать будет, сообразно ли мне тут еще обра­ щаться к прорицанию? Разве нет у меня прорицателя внутри, который сообщил мне сущность блага и зла, который истол-

4ковал знамения того и другого? Так к чему еще мне внут­ ренности жертвенных животных или вещие птицы? А выно-

5симо ли мне, когда тот говорит: «Тебе пользю>? Да что такое полезное, знает ли он? Что такое благо, знает ли? Постиг ли он, каковы знамения блага и зла, так, как знамения внутрен­ ностей жертвенных животных? Ведь если он знает знамения блага и зла, то знает и знамения прекрасного и постыдного,

6справедливого и несправедливого. Человек, ты мне говори,

какие посылаются знамения, жизнь или смерть, бедность или богатство, а полезно ли это или неполезно, тебя ли мне спра-

7шивать? Почему в том, что касается грамоты, ты не гово-

104


ришь?l Так, значит, здесь ты говоришь, где все мы люди за-

блуждаемся и расходимся в мнениях друг с другом? Поэтому

8

прекрасно сказала та женщина, которая хотела отправить к

 

изгнанной Гратилле2 корабль с припасами на месяц, в ответ

 

сказавшему, что «Домициан' изымет их»: «Лучше пусть он

 

изымет их, -

говорит она, -

чем я не отправлю».

 

 

Что же побуждает нас к тому, что мы беспрестанно обра-

9

щаемся к прорицанию? Малодушие, страх за исход. Поэтому

 

мы

льстим

прорицателям.

«Наследую ли я, господин, от-

 

цу?» - «Посмотрим. Совершим для этого жертвоприноше-

 

ние». - «Да. господин, как судьбе угодно». И вот если он

 

скажет: «Наследуешь», мы благодарим его, словно это от не-

 

го получили мы наследство. Поэтому они затем и насмехают-

 

ся над нами.).

 

 

 

 

Как же следует? Обращаться к ним следует без стремле-

10

ния и избегания, как путник спрашивает у встречного, кото-

 

рая из двух дорог ведет туда-то, не имея стремления к тому,

 

чтобы лучше вела туда правая, чем левая: он ведь хочет не по

 

какой-нибудь из них пойти, а по ведущей туда. Вот так сле-

11

довало бы и к богу обращаться как к путеводителю, как мы

 

пользуемся глазами, не прося их, чтобы лучше они показы-

 

вали нам такое-то, но какое показывается, об этом принимая

 

представления. А в действительности мы в трепете цепляемся

12

за

птицегадателя и, как

к богу взывая, просим его:

 

«Господин, сжалься. Сделай так, чтобы у меня вышло». Раб-

13

ское ты существо, разве ты хочешь чего-нибудь иного, кроме

 

лучшего? Так разве что-нибудь иное лучше, чем угодное бо-

 

гу? Зачем ты, насколько зависит от тебя, губишь истолкова-

14

теля, с пути сбиваешь советника?

 

 

 

8. В чем сущность блага

 

 

От бога исходит польза. Но и от блага исходит польза.

 

Естественно, следовательно, что где сущность бога, там за-

 

ключается и сущность блага. Что же есть сущность бога?

2

Плоть? Ни в коем случае. Земля?l Ни в коем случае. Добрая

 

слава'? Ни в коем случае. Ум, знание, разум правильный. Ста-

3

"10 быть, здесь вообще ищи сущность блага. Право же, не­

 

ужели ты ищешь его в растении? Нет. Неужели в существе,

 

не наделенном разумом? Нет. Ища его, следовательно, в су­

 

ществе, обладающем разумом, что ты еще ищешь его в ином,

 

а не лишь в этом отличии от существ, не наделенных ра-

 

зумом? Растения даже не обладают способностью пользо-

4

ваться представлениями. Поэтому ты не говоришь о благе в

 

них. Следовательно, благо требует пользования представле-

 

ниями. Только ли одного его? Ведь если только одного его,

5

105


то говори, что и в остальных живых существах есть благо,

6счастье и злосчастье. Однако ты не говоришь этого, и хорошо делаешь. Ведь если даже самое большее они и обладают спо­ собностью пользования представлениями, все же способ­

ностью-то понимания в пользовании представлениями они не

обладают. И естественно. Они ведь созданы как имеющие

целью служить другим, а не как сами имеющие главное зна-

7чение. В самом деле, осел создан разве как сам имеющий

главное значение?С Нет. Но потому что нам нужна была спи­

на, могущая носить тяжести. Но, клянусь 3евсом, нам нужно

было также, чтобы он ходил. Поэтому он получил еще и спо­

собность пользоваться представлениями. Ведь иначе он не

8мог бы ходить. И вот на этом у него все кончается. А если бы и он получил еще способность понимания в пользовании

 

представлениями, то ясно, что по разумному основанию он

 

не был бы уже подчинен нам и не оказывал бы эти услуги, а

 

был бы равным нам и подобным.

9

Следовательно, ты не хочешь там искать сущность блага,

 

где при отсутствии его в чем бы то ни было ты не хочешь

10

говорить о благе?3 - Что же, разве не творения богов и

те? - Да, но не как имеющие главное значение и не как час-

11тицы богов. А ты - как имеющее главное значение, ты­ сколок бога, ты содержишь в себе некоторую частицу его.

Так что же не ведаешь ты этого своего родства? Что же не

12знаешь, откуда ты пришел? Не хочешь ли ты памятовать,

когда ты ешь, - как кто ты ешь и кого кормишь? Когда

вступаешь в связь, - как кто вступаешь ты? Когда - в об­

щение? Когда упражняешься, когда разговариваешь, не зна­ ешь ли ты, что бога ты кормишь, бога упражняешь? Бога но-

13сишь ты повсюду, несчастный, и не ведаешь. Думаешь, я го­

ворю о каком-то серебряном или золотом, снаружи? В себе

носишь ты его, и не осознаешь, что оскверняешь его нечис-

14тыми мыслями, грязными действиями. Даже при статуе бога ты не посмел бы делать что-нибудь из того, что ты делаешь.

А при самом боге внутри, и видящем и слышащем все, не

стыдишься ты помышлять и делать все это, ты, неосознаю­

щий своей природы и навлекающий на себя гнев бога?

15Стало быть, почему -мы, отправляя из школы молодого

человека на какие-то дела, боимся, как бы он не стал делать

что-то не так, как бы не стал есть не так, как бы не стал всту­

пать в связь не так, как бы не стал уничижаться, облачаясь в

лохмотья, как бы не стал возноситься, облачаясь в щеголь-

16ские плащи? Он не знает своего бога, он не знает, с кем от­

правляется. А выносимо ли нам, когда он говорит: «Я хотел

17бы, чтобы ты был со мной»? Разве там бог не с тобой? И ты

еще ищешь кого-то другого, тогда как он с тобой? Или он

106


скажет тебе иное, чем это? Но, вот, если бы ты был статуей

18

Фидия, его Афиной или Зевсом\ то помнил бы и о себе и о

 

художнике, и если бы обладал каким-то сознанием, то ста­

 

рался бы не делать ничего недостойного ни своего создателя,

 

ни себя самого, и не представляться взорам внеподобающем

 

облике. Ну а раз тебя Зевс сотворил, поэтому ты не забо-

19

тишься о том, каким таким покажешь себя? И какое может

 

быть сравнение между тем художником и этим художником

 

или между тем произведением и этим произведением? И ка-

20

кое творение художника впрямь имеет в себе те способности,

 

которые выражает благодаря устроению? Разве оно не ка-

 

мень или медь, или золото, или слоновая кость? Да Афина

 

Фидия, раз простерев руку с Никой на ней, стоит так целую

 

вечность,

а творения бога - движущиеся, дышащие,

обла­

 

дающие способностью пользоваться представлениями, обла-

 

дающие способностью одобрять. Ты произведение этого ма-

21

стера, - и ты срамишь это произведение? Что же, что он не

 

только создал тебя, но и одному тебе вверил и поручил, ты и

22

об этом не будешь помнить, но даже будешь срамить свое

 

попечительство? А если бы тебе какого-нибудь сироту бог

 

поручил на попечение, ты вот так не заботился бы о нем? Он

 

вручил тебе самого тебя и говорит: «У меня не было другого,

23

надежнее тебя. Сохраняй мне его таким, каким он рожден по

 

природе, -

совестливым, честным, возвышенным, неустра­

 

шимым, неподверженным страстям, невозмутимым». И после

 

этого ты не сохраняешь?

 

 

Но скажут: «С чего у нас этот высокомерно вскинул

24

бровь и напускает на себя величественный вид?» Пока не по

 

достоинству. У меня ведь еще нет смелой уверенности во

 

всем том, чему я научился и с чем согласился. Я еще стра-

 

шусь своей слабости. Право же, дайте мне стать смело уве-

25

ренным, и тогда вы увидите взгляд, каким он должен быть, и

 

облик, каким он должен быть, тогда я покажу вам статую,

 

когда она будет завершена, когда она будет доведена до

 

блеска. Что вы думаете, высокомерную бровь? Ни в коем

26

случае! Да разве Зевс в Олимпии высокомерно вздернул

 

бровь? Нет, взгляд у него тверд, каким должен быть взгляд

 

вот сейчас скажущего:

 

 

 

Ибо порука нерушима, неложна5

 

 

Вот таким я покажу вам себя, честным, с'овестливым, бла-

27

городным, невозмутимым. Разве, значит, бессмертным, не-

28

стареющим, разве неболеющим? Нет, но умирающим -

бо­

 

гоподобно, болеющим - богоподобно. Все это я имею, все

 

это я могу. А всего остального я и не имею и не могу. Я по-

29

кажу вам силу философа. Какую силу? Стремление, не тер-

 

107