ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 800
Скачиваний: 0
чужое, и не будешь впадать в смятение. Поэтому прекрасно |
9 |
|
говорит Хрисипп: «До тех пор, пока мне неясно последую- |
|
|
щее, я всегда придерживаюсь более естественного для до |
|
|
стижения того, что по природе. Ведь сам бог создал меня |
|
|
способным к выбору этого. А если бы, конечно, я знал, что |
1О |
|
сейчас мне предопределено судьбой болеть, то я и влекся бы |
|
|
к этому. Ведь и нога, если бы она обладала умом, влеклась |
|
|
бы к тому, чтобы ступать в грязь}). |
|
|
Право же, для чего родятся колосья? Не для того ли, что- |
11 |
|
бы и поспеть? Но, вот, они поспевают. А не для того ли, что- |
|
|
бы и быть сжатыми? Не обособленными ведь они родятся. |
|
|
Так, значит, если бы они обладали сознанием, то они должны |
12 |
|
были бы молить о том, чтобы им не быть сжатыми никогда? |
|
|
А никогда не быть сжатыми это для колосьев - |
проклятье. |
|
Знайте, что вот так же и для людей не умереть - |
проклятье. |
13 |
Это все равно что не созреть, не быть сжатыми. |
А мы, по- |
14 |
скольку мы как раз те самые, которые и должны быть сжаты
ивместе с тем понимаем это самое, что мы жнемся, возму
щаемся этим! Это потому, что мы и не знаем, кто мы такие, и
не приучили себя к тому, что касается человека, как ис- |
|
||||
кусные наездники - к тому, что касается лошади. Но, вот, |
15 |
||||
Хрисант, уже готовый нанести удар противнику, услышал |
|
||||
зов трубы к отступлению и остановился: настолько важнее по |
|
||||
его мнению было исполнить приказание военачальника, чем |
|
||||
свое намерение). А из нас никто не хочет с готовностью по- |
16 |
||||
виноваться необходимости, даже когда она призывает, но со |
|
||||
слезами и стенаниями мы претерпеваем то, что претерпеваем, |
|
||||
называя это обстоятельствами. Какими это обстоятельствами, |
17 |
||||
человек? Если обстоятельствами ты называешь окружающие |
|
||||
условия, то все они обстоятельства. А если ты называешь так |
|
||||
трудные окружающие условия, то какая трудность у рожден- |
|
||||
ного погибнуть? А гибель несет или меч, или колесо", или |
18 |
||||
море, или черепица, или тиран. Что тебе до того, каким путем |
|
||||
сойдешь ты в обитель Аида? Все они равны. А если хочешь |
19 |
||||
услышать правду, кратчайший путь - тот, которым отправ- |
|
||||
ляет тиран. Никогда ни один тиран не убивает никого шесть |
|
||||
месяцев, а лихорадка - |
и целый год часто. Трескотня все это |
|
|||
и пустозвонство. |
|
|
|
|
|
- При цезаре5 |
я подвергаю опасности голову. - |
А я не |
20 |
||
подвергаю опасности, живя в Никополе, где столько земле |
|
||||
трясений? А сам ты, когда переплываешь Адриатическое мо- |
|
||||
ре, что подвергаешь опасности? Не голову? - Но я подвер- |
21 |
||||
гаю опасности и мнение. - |
Свое? Как? Да кто может прину- |
|
|||
дить тебя принять такое мнение, какого ты не хочешь? Чу |
|
||||
жое? И какая опасность для тебя в том, что другие приняли |
|
||||
ложные мнения? - |
Но |
мне |
грозит опасность быть |
изгнан- |
22 |
103
ным. - Что такое быть изгнанным? Быть где-нибудь в дру
гом месте, а не в Риме? - Да. Что же, если меня пошлют на Гиары? - Если это тебя устраивает, отправишься. А если
нет, тебе есть куда вместо Гиар отправиться - туда, куда и
тот отправится, хочет он этого или нет, тот посылающий тебя на Гиары. Что ты, стано быть, словно на что-то важное на
правляешься?6 Это слишком незначительно для такой подго товленности, так что одаренный молодой человек мог бы
сказать: «Не стоило ради всего этого столько слушать, столь
ко писать, столько времени сидеть у старикашки, который не 24 многого стоит». Только помни о том разделении, по которо му разграничивается твое и не-твое. Никогда не притязай ни
25 на что чужое. Как трибуна7, так и тюрьма - место, одно возвышенное, другое - низкое. А свобода воли может быть
сохранена неизменной, если ты хочешь сохранить ее неиз
26менной как в том, так и в другом месте. И тогда лишь будем
мы ревностными последователями Сократа, когда в тюрьме
27мы будем в состоянии писать пеаныS• А пока мы до сих пор
такие, какие есть, смотри, выносимо ли было бы нам, если бы в тюрьме кто-нибудь нам говорил: «Хочешь, прочитаю тебе
пеаны?» - «Что ты беспокоишь меня? Разве ты не знаешь, какое у меня несчастье? Ну до того ли мне в таком положе нии?» - «В каком же?» - «Мне вот умирать». - «А другие
люди будут бессмертны?»
7. Как обращаться к прорицанию
Из-за несообразного обращения к прорицанию многие из 2 нас не соблюдают многое из надлежащего. Да что прорица
тель может увидеть еще, кроме смерти или опасности, или
3болезни, или вообще чего-нибудь подобного? Так если надо будет подвергнуться опасности ради друга, а то и умереть
ради него надлежать будет, сообразно ли мне тут еще обра щаться к прорицанию? Разве нет у меня прорицателя внутри, который сообщил мне сущность блага и зла, который истол-
4ковал знамения того и другого? Так к чему еще мне внут ренности жертвенных животных или вещие птицы? А выно-
5симо ли мне, когда тот говорит: «Тебе пользю>? Да что такое полезное, знает ли он? Что такое благо, знает ли? Постиг ли он, каковы знамения блага и зла, так, как знамения внутрен ностей жертвенных животных? Ведь если он знает знамения блага и зла, то знает и знамения прекрасного и постыдного,
6справедливого и несправедливого. Человек, ты мне говори,
какие посылаются знамения, жизнь или смерть, бедность или богатство, а полезно ли это или неполезно, тебя ли мне спра-
7шивать? Почему в том, что касается грамоты, ты не гово-
104
ришь?l Так, значит, здесь ты говоришь, где все мы люди за-
блуждаемся и расходимся в мнениях друг с другом? Поэтому |
8 |
|||
прекрасно сказала та женщина, которая хотела отправить к |
|
|||
изгнанной Гратилле2 корабль с припасами на месяц, в ответ |
|
|||
сказавшему, что «Домициан' изымет их»: «Лучше пусть он |
|
|||
изымет их, - |
говорит она, - |
чем я не отправлю». |
|
|
|
Что же побуждает нас к тому, что мы беспрестанно обра- |
9 |
||
щаемся к прорицанию? Малодушие, страх за исход. Поэтому |
|
|||
мы |
льстим |
прорицателям. |
«Наследую ли я, господин, от- |
|
цу?» - «Посмотрим. Совершим для этого жертвоприноше- |
|
|||
ние». - «Да. господин, как судьбе угодно». И вот если он |
|
|||
скажет: «Наследуешь», мы благодарим его, словно это от не- |
|
|||
го получили мы наследство. Поэтому они затем и насмехают- |
|
|||
ся над нами.). |
|
|
|
|
|
Как же следует? Обращаться к ним следует без стремле- |
10 |
||
ния и избегания, как путник спрашивает у встречного, кото- |
|
|||
рая из двух дорог ведет туда-то, не имея стремления к тому, |
|
|||
чтобы лучше вела туда правая, чем левая: он ведь хочет не по |
|
|||
какой-нибудь из них пойти, а по ведущей туда. Вот так сле- |
11 |
|||
довало бы и к богу обращаться как к путеводителю, как мы |
|
|||
пользуемся глазами, не прося их, чтобы лучше они показы- |
|
|||
вали нам такое-то, но какое показывается, об этом принимая |
|
|||
представления. А в действительности мы в трепете цепляемся |
12 |
|||
за |
птицегадателя и, как |
к богу взывая, просим его: |
|
|
«Господин, сжалься. Сделай так, чтобы у меня вышло». Раб- |
13 |
|||
ское ты существо, разве ты хочешь чего-нибудь иного, кроме |
|
|||
лучшего? Так разве что-нибудь иное лучше, чем угодное бо- |
|
|||
гу? Зачем ты, насколько зависит от тебя, губишь истолкова- |
14 |
|||
теля, с пути сбиваешь советника? |
|
|||
|
|
8. В чем сущность блага |
|
|
|
От бога исходит польза. Но и от блага исходит польза. |
|
||
Естественно, следовательно, что где сущность бога, там за- |
|
|||
ключается и сущность блага. Что же есть сущность бога? |
2 |
|||
Плоть? Ни в коем случае. Земля?l Ни в коем случае. Добрая |
|
|||
слава'? Ни в коем случае. Ум, знание, разум правильный. Ста- |
3 |
|||
"10 быть, здесь вообще ищи сущность блага. Право же, не |
|
|||
ужели ты ищешь его в растении? Нет. Неужели в существе, |
|
|||
не наделенном разумом? Нет. Ища его, следовательно, в су |
|
|||
ществе, обладающем разумом, что ты еще ищешь его в ином, |
|
|||
а не лишь в этом отличии от существ, не наделенных ра- |
|
|||
зумом? Растения даже не обладают способностью пользо- |
4 |
|||
ваться представлениями. Поэтому ты не говоришь о благе в |
|
|||
них. Следовательно, благо требует пользования представле- |
|
|||
ниями. Только ли одного его? Ведь если только одного его, |
5 |
105
то говори, что и в остальных живых существах есть благо,
6счастье и злосчастье. Однако ты не говоришь этого, и хорошо делаешь. Ведь если даже самое большее они и обладают спо собностью пользования представлениями, все же способ
ностью-то понимания в пользовании представлениями они не
обладают. И естественно. Они ведь созданы как имеющие
целью служить другим, а не как сами имеющие главное зна-
7чение. В самом деле, осел создан разве как сам имеющий
главное значение?С Нет. Но потому что нам нужна была спи
на, могущая носить тяжести. Но, клянусь 3евсом, нам нужно
было также, чтобы он ходил. Поэтому он получил еще и спо
собность пользоваться представлениями. Ведь иначе он не
8мог бы ходить. И вот на этом у него все кончается. А если бы и он получил еще способность понимания в пользовании
|
представлениями, то ясно, что по разумному основанию он |
|
не был бы уже подчинен нам и не оказывал бы эти услуги, а |
|
был бы равным нам и подобным. |
9 |
Следовательно, ты не хочешь там искать сущность блага, |
|
где при отсутствии его в чем бы то ни было ты не хочешь |
10 |
говорить о благе?3 - Что же, разве не творения богов и |
те? - Да, но не как имеющие главное значение и не как час-
11тицы богов. А ты - как имеющее главное значение, ты сколок бога, ты содержишь в себе некоторую частицу его.
Так что же не ведаешь ты этого своего родства? Что же не
12знаешь, откуда ты пришел? Не хочешь ли ты памятовать,
когда ты ешь, - как кто ты ешь и кого кормишь? Когда
вступаешь в связь, - как кто вступаешь ты? Когда - в об
щение? Когда упражняешься, когда разговариваешь, не зна ешь ли ты, что бога ты кормишь, бога упражняешь? Бога но-
13сишь ты повсюду, несчастный, и не ведаешь. Думаешь, я го
ворю о каком-то серебряном или золотом, снаружи? В себе
носишь ты его, и не осознаешь, что оскверняешь его нечис-
14тыми мыслями, грязными действиями. Даже при статуе бога ты не посмел бы делать что-нибудь из того, что ты делаешь.
А при самом боге внутри, и видящем и слышащем все, не
стыдишься ты помышлять и делать все это, ты, неосознаю
щий своей природы и навлекающий на себя гнев бога?
15Стало быть, почему -мы, отправляя из школы молодого
человека на какие-то дела, боимся, как бы он не стал делать
что-то не так, как бы не стал есть не так, как бы не стал всту
пать в связь не так, как бы не стал уничижаться, облачаясь в
лохмотья, как бы не стал возноситься, облачаясь в щеголь-
16ские плащи? Он не знает своего бога, он не знает, с кем от
правляется. А выносимо ли нам, когда он говорит: «Я хотел
17бы, чтобы ты был со мной»? Разве там бог не с тобой? И ты
еще ищешь кого-то другого, тогда как он с тобой? Или он
106
скажет тебе иное, чем это? Но, вот, если бы ты был статуей |
18 |
||
Фидия, его Афиной или Зевсом\ то помнил бы и о себе и о |
|
||
художнике, и если бы обладал каким-то сознанием, то ста |
|
||
рался бы не делать ничего недостойного ни своего создателя, |
|
||
ни себя самого, и не представляться взорам внеподобающем |
|
||
облике. Ну а раз тебя Зевс сотворил, поэтому ты не забо- |
19 |
||
тишься о том, каким таким покажешь себя? И какое может |
|
||
быть сравнение между тем художником и этим художником |
|
||
или между тем произведением и этим произведением? И ка- |
20 |
||
кое творение художника впрямь имеет в себе те способности, |
|
||
которые выражает благодаря устроению? Разве оно не ка- |
|
||
мень или медь, или золото, или слоновая кость? Да Афина |
|
||
Фидия, раз простерев руку с Никой на ней, стоит так целую |
|
||
вечность, |
а творения бога - движущиеся, дышащие, |
обла |
|
дающие способностью пользоваться представлениями, обла- |
|
||
дающие способностью одобрять. Ты произведение этого ма- |
21 |
||
стера, - и ты срамишь это произведение? Что же, что он не |
|
||
только создал тебя, но и одному тебе вверил и поручил, ты и |
22 |
||
об этом не будешь помнить, но даже будешь срамить свое |
|
||
попечительство? А если бы тебе какого-нибудь сироту бог |
|
||
поручил на попечение, ты вот так не заботился бы о нем? Он |
|
||
вручил тебе самого тебя и говорит: «У меня не было другого, |
23 |
||
надежнее тебя. Сохраняй мне его таким, каким он рожден по |
|
||
природе, - |
совестливым, честным, возвышенным, неустра |
|
|
шимым, неподверженным страстям, невозмутимым». И после |
|
||
этого ты не сохраняешь? |
|
|
|
Но скажут: «С чего у нас этот высокомерно вскинул |
24 |
||
бровь и напускает на себя величественный вид?» Пока не по |
|
||
достоинству. У меня ведь еще нет смелой уверенности во |
|
||
всем том, чему я научился и с чем согласился. Я еще стра- |
|
||
шусь своей слабости. Право же, дайте мне стать смело уве- |
25 |
||
ренным, и тогда вы увидите взгляд, каким он должен быть, и |
|
||
облик, каким он должен быть, тогда я покажу вам статую, |
|
||
когда она будет завершена, когда она будет доведена до |
|
||
блеска. Что вы думаете, высокомерную бровь? Ни в коем |
26 |
||
случае! Да разве Зевс в Олимпии высокомерно вздернул |
|
||
бровь? Нет, взгляд у него тверд, каким должен быть взгляд |
|
||
вот сейчас скажущего: |
|
|
|
|
Ибо порука нерушима, неложна5• |
|
|
Вот таким я покажу вам себя, честным, с'овестливым, бла- |
27 |
||
городным, невозмутимым. Разве, значит, бессмертным, не- |
28 |
||
стареющим, разве неболеющим? Нет, но умирающим - |
бо |
|
|
гоподобно, болеющим - богоподобно. Все это я имею, все |
|
||
это я могу. А всего остального я и не имею и не могу. Я по- |
29 |
||
кажу вам силу философа. Какую силу? Стремление, не тер- |
|
107