Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 803

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пящее неуспехов, избегание, не терпящее неудач, влечение

надлежащее, намерение ревностное, согласие неопрометчи­

вое. Вот что вы увидите.

9. Что не справляясь с назначением человека, мы еще и за назначение философа беремся

Это не просто - только лишь назначение человека ис-

2полнить. Ведь что такое человек? Живое существо, говорят,

обладающее разумом, смертное. Как раз в этом обладании

разумом от кого мы отличаемся? От зверей. И от кого еще?

3От баранов и тому подобных. Так смотри же, не делай ничего каким бы то ни было образом, как зверь. Иначе ты утрачи­ ваешь человека, не исполняешь его назначения. Смотри, не делай ничего, как баран. Иначе и так утрачивается человек.

4Что же мы делаем, как бараны? Когда мы делаем что-то ради

чрева, когда ради похоти, когда необдуманно, когда грязно, когда невнимательно, куда мы склоняемся? К баранам. Что

5мы утрачиваем? Обладание разумом. Когда споря, причиняя

6вред, злобно, напролом, куда мы склоняемся? К зверям. Од­

нако одни из нас - крупные звери, а другие - зверьки зло­

нравные и мелкие, которые дают основание сказать: «Лев

7 меня да пусть съест»'. А от всего этого утрачивается назна­

чение человека.

8 В самом деле, когда соединительное суждение" сохра-

няется? Когда оно исполняет свое назначение, так что сохра­

нением соединительного суждения является то, что оно сое­

динено из истинных высказываний. Когда - разделительное

9 суждение?] Когда оно исполняет свое назначение. Когда-

1О

флейта,когда -

лира,

когда - конь,

когда - собака? Так

 

что же удивительного, если и человек вот так же сохраняется,

 

вот так же утрачивается? А развивают и сохраняют каждого

 

соответственные

дела:

плотника -

плотничьи, граммати­

ка - грамматические. Если же он станет привыкать писать

неграмотно, то неизбежно у него должно губиться и утрачи-

11ваться это искусство. Вот так совестного сохраняют со­

вестные дела, а губят - бессовестные. Честного сохраняют

12честные дела, а противоположные - губят. И наоборот, про­

тивоположных им развивают противоположные этим дела:

бесстыдного - бесстыдство, бесчестного - бесчестность, хулителя - хула, гневливого - гнев, сребролюбца - несоот­

ветственность между тем, что он получает, и тем, что дает.

13Поэтому философы наставляют не довольствоваться

только изучением, но присовокуплять и приучение себя, за-

14тем упражнение в осуществлении на деле. Ведь мы долгое

время привыкли делать противоположное этому, и у нас в

108


пользовании мнения, противоположные правильным. Так вот

если мы не добьемся того, чтобы правильные мнения были у нас и в пользовании, то мы будем всего лишь толкователями

чужих мнений. Да вот прямо сейчас, кто из нас не может ис-

15

кусно прорассуждать о благе и зле? Что среди всего су­

 

ществующего то-то - благо, то-то -

зло, а то-то - безраз­

 

личное; благо -

это, конечно, добродетели и все причастное

 

добродетелям, зло - все противоположное этому, а безраз-

 

личное -

богатство, здоровье, слава. И вот если посреди на-

16

шего выступления с речью станет вдруг слишком шумно или

 

кто-нибудь из присутствующих станет смеяться над нами,-

 

мы уже сражены. Куда делось, философ, все то, что говорил

17

ты? Откуда все это извлекая говорил ты? Прямо с губ? Что

 

же ты оскверняешь чужие средства? Что ты играешь в кости

 

на самое важное? Ведь одно дело отложить хлеб и вино в

18

кладовую,

другое дело - съесть. Съеденное переварилось,

 

распределилось, стало жилами, плотью, костями, кровью,

 

здоровым цветом лица, здоровым дыханием. Отложенное ты,

 

когда захочешь, легко можешь взять и показать, но от него

 

тебе пользы никакой, всего лишь только думанье, что у тебя

 

есть это. В самом деле, какая разница, эти ли мнения толко-

19

вать или мнения инакомыслящих? Ты вот сядь сейчас и рас­

 

суждай искусно о мнениях Эпикура, и, пожалуй, ты превзой­

 

дешь его в искусном рассуждении. Так что же ты называешь

 

себя стоиком, что ты обманываешь толпу, что ты играешь

 

иудея, тогда как ты эллин?~ Разве ты не видишь, каким обра-

20

зом каждый называется иудеем, каким образом - сирийцем,

 

каким образом -

египтянином? И когда мы видим, что кто-

 

то ведет

себя двойственно, мы обычно говорим: «Это не

 

иудей, он играет его». А когда он проникнут убежденностью

 

принявшего омовение и секту;, тогда он действительно и есть

 

и называется иудей. Вот так и мы -

лже-принявшие омове-

21

ние: на словах -

иудеи, а на деле -

нечто другое, не про­

 

никнутые убежденностью в соответствии со словом, далекие

 

от применения на деле того, что говорим, знанием чего ки-

 

чимся. Вот так, даже с назначением человека не справляясь,

22

мы беремся еще и за назначение философа, такое великое бремя. Это как если бы человек, который не в состоянии под-

нять десяти фунтов, вздумал взвалить на себя камень Аякса6

10. Как на основании названий

можно находить надлежащее

Рассмотри, кто ты такой. Прежде всего - человек, то

есть тот, у кого нет ничего главнее свободы воли, но ей все

остальное у него подчинено, а сама она у него непорабощае-

109


2ма и неподчиняема. Так смотри, от кого ты отличаешься по

разумному основанию. Ты отличаешься от зверей, ты отли-

3чаешься от баранов. Кроме того, ты гражданин мироздания и

частица его, не как одна из имеющих целью служить, а как

одна из имеющих главное значение, потому что ты способен понимать божественное управление и способен выводить

4следствия. Каково же назначение гражданина? Ничего не считать частно полезным, ничего не обдумывать как обособ­ ленному, но - подобно тому как если бы рука или нога об­

ладали рассудком и понимали природное устройство, они бы

никогда не влеклись или стремились иначе, чем соотносясь с

5целым. Поэтому прекрасно говорят философы, что, если бы

добродетельный человек предвидел будущее, он содейство­

вал бы и тому, чтобы ему болеть, и тому, чтобы ему умирать,

и тому, чтобы ему изувечиваться, поскольку сознавал бы, что этот удел назначается в силу распорядка вселенной, а целое

6главнее части и город главнее гражданина. Ну а ра1 мы не предвидим, то надлежит придерживаться более естественно­ го для выбора, потому что рождены мы и для этого.

7Затем помни, что ты сын. Каково назначение этой роли? Все свое считать принадлежащим отцу, во всем повиноваться

ему, никогда не хулить его ни перед кем и не причинять ему

никакого вреда словом или делом, уступать во всем и согла­

шаться, содействуя ему по возможности.

8 Затем знай, что ты и брат. А дня этой роли тоже требуется

уступчивость, повиновение, воздержание от неподобающих

слов, никогда не оспаривать у него ничего независящего от

свободы воли, а с удовольствием уступать все это, чтобы в

9зависящем от свободы воли ты имел больше. Смотри ведь, каково: вместо латука, может статься, и скамьи самому об­

рести доброжелательство, - сколько преимущества!

10Затем, если ты член совета какого-нибудь города, помни, что ты член совета. Если ты молодой человек, помни, что ты молодой человек. Если ты старик, помни, что ты старик. Если

11ты отец, помни, что ты отец. Ведь всегда каждое из таких на­ званий, если доходить до следствия, намечает свойственные

каждому дела.

12А если ты уйдешь и хулишь своего брата, я говорю тебе:

13«Ты забыл, кто ты такой и какое у тебя название». Ну вот ес­ ли бы ты был кузнецом и стал пользоваться молотом не так,

то ты оказался бы забывшим, что такое кузнец. А если ты

забыл, что такое брат, и вместо брата стал врагом, то, по-

14твоему, окажется, что ты не променял ничего ни на что? А если вместо человека, существа кроткого и общественного,

ты стал зверем вредящим, коварным, кусачим, разве ты ниче­

го не потерял? Или тебе надо потерять монетку, чтобы ты

110



оказался потерпевшим ущерб, а никакая иная потеря не при-

чиняет ущерба человеку? Если бы ты утратил способность к

15

грамоте или способность к музыке, то считал бы эту потерю

 

ущербом, а если ты утратишь совесть, сдержанность, кро-

 

тость, то считаешь зто пустяком? А между тем все то теряет-

16

ся по какой-нибудь внешней и независящей от свободы воли

 

причине, а все это - по нашей вине. И все то ни иметь', ни

 

терять не постыдно, а все это и не иметь,

и терять -

и по-

 

стыдно, и позорно, и несчастье. Что теряет терпящий дей-

17

ствия извращенного? Мужчину. А действующий? Много и

 

другого, но и сам тоже ничуть не менее мужчину. Что теряет

18

прелюбодей? Совестливого, воздержного, порядочного,

 

гражданина, соседа. Что теряет гневающийся? Что-то другое.

 

Страшащийся? Что-то другое. Никто не бывает порочным без

19

потери и ущерба. Однако если ты ущерб ищешь в монетке, то

 

все эти не терпят никакого вреда, не терпят никакого ущерба,

 

может статься, даже получают пользу и получают выгоду,

 

когда благодаря какому-нибудь из этих дел им еще и монетка

 

достанется. Но смотри, если ты все сводишь к презренной

20

монетке, у тебя даже теряющий свой нос не окажется потер­

 

певшим никакого вреда. - Да, окажется, -

говорит, - по-

 

тому что тело изувечено. - Ну а потерявший само обоняние

21

ничего не теряет? Так способности души нет никакой такой,

 

обладающий которой получает пользу, а утративший ее тер-

 

пит ущерб? - Какую это имеешь ты в виду? - Никакой нет

22

у нас совестливости от природы? -

Есть. -

Разве теряющий

 

ее не терпит ущерба, не лишается ничего, не утрачивает ни-

 

чего из того, что касается его? Нет у нас от природы какой-то

23

честности, от природы способности любить, от природы спо­

 

собности приносить пользу, от природы терпимости друг к

 

другу? Так, значит, кто пренебрегает своим ущербом в этих

 

вещах, тот не терпит никакого вреда и не терпит никакого

 

ущерба?

 

 

 

 

- Что же, не должен ли я причинить вред причинившему

24

мне вред? - Прежде всего рассмотри, что такое вред, и

 

вспомни все то, что ты слушал у философов. В самом деле,

25

если благо заключается в свободе воли и зло точно так же

 

заключается в свободе воли, смотри, не такое ли значит то,

 

что ты говоришь: «Что же, раз он причинил вред себе, со-

26

вершив несправедливость по отношению ко мне, не должен

 

ли я причинить вред себе, совершив несправедливость по от-

 

ношению к нему?» Почему же мы не так примерно представ-

27

ляем себе, а где ущерб касается тела или

имущества -

там

 

вред, где касается свободы воли -

то никакого вреда? Пото-

28

му что У впавшего в заблуждение или совершившего неспра­ ведливость ни голова не болит, ни глаз, ни сиденье, ни своей

111