Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 812

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ходил он по свету, очищая землю от несправедливости и без-

45закония. Но ты не Геракл и не можешь очищать землю от

чужих зол, и даже не Тесей, чтобы очистить от них Аттику.

Очисть от своих. Вот отсюда, из мыслей устрани, вместо

Прокруста и Скирона, печаль, страх, жажду, зависть, зло-

46радство, сребролюбие, изнеженность, невоздержность. А все это невозможно устранить иначе, как к одному богу обращая

свои взоры, к нему одному испытывая привязанность, его

47повелениям посвятив себя. Но если ты хочешь чего-то иного, то с оханьями и стенаньями будешь следовать тому, кто сильнее тебя, благоденствие ища всегда вовне и никогда не

обретая его: ты ведь ищешь его там, где его нет, вместо того,

чтобы искать там, где оно есть.

17.Как следует применять общие понятия

кчастным случаям

Вчем состоит первое дело занимающегося философией?

Отбросить прочь мнимое знание. Невероятно ведь, чтобы

кто-нибудь начал учиться тому, в чем он мнит себя знающим. 2 Так вот, все мы вкривь и вкось толкуя о том, что следует де­

лать и чего не следует делать, о благе и зле, о прекрасном и постыдном, приходим К философам, к тому же хваля и пори­

uая, виня и жалуясь, судя и рядя ЗЩiЯТИЯ прекрасные и по-

Зстыдные. А зачем приходим мы к 'философам? Научиться

тому, в чем мы не мним себя знающими. А что это? Правила. Ведь тому, о чем толкуют философы, мы хотим научиться

потому, что все это искусно и тонко, а другие - для того

4чтобы от всего этого обрести1. Так вот, смешно думать, что кто-нибудь, желая научиться одному, научится другому, или,

стало быть, что кто-нибудь будет совершенствоваться в том,

5чему не учится. А в заблуждеliие вводит многих именно то,

что ввело в заблуждение и оратора Теопомпа", который вме­

няет Платону в вину желание, чтобы всему давалось опреде-

6ление. Что же он говорит? «Разве никто из нас до тебя не го­ ворил о благе или о справедливом? Или мы, не понимая, что

все это означает, произносим бессмысленные и пустые зву-

7ки?» Д~ кто тебе говорит, Теопомп, что мы не имели обо всем этом природных понятий И общих понятий?.J Но невоз­

можно применять общие понятия к соответствующим част­ ным случаям, не разобрав их до отчетливости и не рассмот­ рев само то, какой именно тот или иной частный случай сле-

8дует подводить под каждое из них. В самом деле, говори та­

кое и врачам: «Да кто из нас не говорил о здоровом и болез­

ненном до того, как Гиппократ родился? Или это пустые зву-

9ки мы издаем?» Ведь мы имеем какое-то и о здоровом общее

126


понятие, но применить его мы не умеем. Поэтому один гово­

рит: «Воздержись от еды», а другой говорит: «Дай еду», один говорит: «Сделай кровопускание», а другой говорит: «По­

ставь банки». В чем причина этого? В чем же ином, как не в

том, что он не умеет правильно применить обшее понятие о

 

здоровом к частным случаям?

 

Так обстоит и здесь, в том, что касается жизни. О благе и

10

зле, о полезном и неполезном кто из нас не толкует? В самом

 

деле, кто из нас не имеет обших понятий обо всем этом? Так

 

разве разобранными до отчетливости и полноты? Покажи

11

это. «Как я покажу?» Примени их правильно к частным слу­

 

чаям. Вот, например, определения Платон подводит под об-

 

шее понятие о полезном, а ты - под обшее понятие о беспо-

 

лезном. Так возможно ли, чтобы вы оба были правы? Как это

12

может быть? А к такому частному случаю, как богатство,

 

разве кто-то один не применяет обшее понятие о благе, а дру-

 

гой - нет? А к такому, как удовольствие, а к такому, как

 

здоровье? И вообше, если все мы, толкуюшие об этих назва-

13

ниях, имеем не пустое знание о каждом из них и не нуждаем-

 

ся ни в какой заботе относительно разбора обших понятий, то

 

почему мы расходимся, почему воюем, почему порицаем

 

друг друга?

 

Да к чему мне сейчас выставлять противоречие друг с

14

другом и поминать о нем? Вот сам ты, если ты правильно

 

применяешь обшие понятия, почему неблагоденствуешь, по-

 

чему испытываешь препятствия? Оставим пока что в стороне

15

второй вопрос - относительно влечений и искусного обра­

 

шения с надлежащим в них. Оставим в стороне и третий-

 

относительно согласий. Уступаю тебе все это. Остановимся

16

на первом:4 он дает почти ощутимое доказательство непра-

 

вильного применения общих понятий. Сейчас ты хочешь

17

возможного и для себя возможного? Так почему же ты испы­

 

тываешь препятствия? Почему неблагоденствуешь? Сейчас

 

ты не избегаешь неизбежного? Так почему же ты терпишь

 

неудачу в том или ином, почему ты несчастен? Почему, ког-

 

да ты хочешь того-то, не получается то, и когда не хочешь

 

того-то, получается то? Это ведь величайшее доказательство

18

неблагоденствия и злополучия. Хочу того-то, и не получается

 

то. Да какое существо несчастнее меня! Не хочу того-то, и

 

получается то. Да какое существо несчастнее меня!

 

Именно этого не выдержав, Медея дошла до убийства

19

своих детей. Правда, в этом она проявила могучий дух. Она

 

ведь имела должное представление о том, что такое то, что

 

кому-то не удается то, чего он хочет. «Ну так я накажу моего

20

обидчика и оскорбителя. И что толку от того, что ему будет

 

так худо? Как же получится? Убиваю я детей! Но я и себя

 

127


21 тем самым накажу. Да что мне до того!»' Это сбилась с пути

душа, об.lаддюшая мощной силой. Она ведь не знала, где на­

ходится это «делать то, что мы хотим», что это не извне сле­

дует брать и не положение вещей изменяя применительно к

себе. Не желай мужа, и ничто из того, что ты желаешь, не не

получается. Не желай, чтобы он во что бы то ни стало жил с

тобой, не желай оставаться в Коринфе, словом, не желай ни­

чего иного, кроме того, что бог желает. Кто тогда помешает

тебе, кто принудит тебя? Не более, чем Зевса.

Когда у тебя такой предводитель и единые с ним желания

и стремления, что ты страшишься еще, как бы тебе не потер­

24петь неуспеха? Предоставь свое стремление и избегание бед­

ности и богатству, будешь терпеть неуспех, будешь терпеть

неудачу. А здоровью, должностям, почестям, отечеству,

друзьям, детям, словом, чему бы то ни было независящему от

25свободы воли, - будешь несчастен. Но предоставь их Зевсу, остальным богам, вверь им, пусть они правят ими, пусть их

стремлениям и избеганиям следуют твои, - тогда где тут

26еще будешь ты неблагоденствовать? А если ты завидуешь,

невыносливый ты человек, и жалеешь, и ревнуешь, и трепещешь, и ни одного дня не пропускаешь, чтобы не плакаться и

себе и богам, - тогда что еще ты говоришь, что получил об­

27разование? Какое образование, человек? То, что ты силло­ гизмы прошел, изменяющиеся рассуждения? Не хочешь ли

ты разучиться, если возможно, всему этому и начать с самого

начала, осознавая, что до сих пор ты даже не приступал к

28 этому делу, и впредь, начав отсюда, возводить все после­

дующее: как ничто не будет, если ты не хочешь, а если хо­ чешь, ничто не не будет?

29 Дайте мне хоть одного молодого человека, с этим наме­

рением пришедшего в школу, в этом деле ставшего атлетом и

говорящего: «По мне, все прочее пусть себе здравствует, а

мне достаточно, если я смогу наконец проводить жизнь не­

подвластным препятствиям и неподвластным печалям, под­

нять голову перед вещами свободным человеком, обращать взоры к небу другом бога, не страшась ничего того, что мо- 30 жет случиться». Пусть кто-нибудь из вас покажет себя таким, чтобы я сказал: «Вступай, юноша, в свое: тебе суждено укра­

сить философию, эти достояния - твои, эти книги - твои,

31

эти

рассуждения -

для тебя». Затем, когда он усердными

 

трудами осилит этот вопрос, пусть опять придет ко мне и

 

скажет: «Я хочу быть неподверженным страстям и невозму­

 

тимым, но хочу и, как благочестивый, философ, заботливый,

 

знать, каково надлежащее мне по отношению к богам, како­

 

во -

по отношению к родителям, каково - по отношению к

 

братьям, каково -

по отношению к отечеству, каково - по

128


отношению к чужеземцам». Приступай и ко второму вопро-

32

су: он тоже - твой. «Я уже и второй вопрос освоил. Теперь я

33

хоте.l бы быть твердым и непоколебимым, и не только тогда,

 

когда бодрствую, но и когда сплю, когда опьянею, когда на­

 

падет умопомрачение». Человек, ты бог, намерения у тебя

 

великие!

 

 

 

 

 

Но нет: «Я хочу узнать, что говорит Хрисипп в своих со-

34

чинениях о "Лжеце"('». Не повеситься ли тебе вместе с этим

 

намерением, несчастный? И какая тебе польза будет? Ты

 

прочтешь все, и все так же будешь сокрушаться, ты будешь

 

говорить об этом другим, и все так же будешь трепетать. Вот

35

так и

вы. «Хочешь, прочитаю

тебе, брат,

и ты -

мне?»

 

«Изумительно, человек, пишешь!» да «Ты -

великолепно,

 

слогом Ксенофонта!», «Ты -

слогом Платона!», «Ты -

сло-

 

гом Антисфена!». После этого, подробно рассказав друг дру-

36

гу сны, вы опять возвращаетесь к тому же: таким же образом

 

стремитесь, таким же образом избегаете, подобным же обра-

 

зом влечетесь, намереваетесь, ставите перед собой цели, о

 

том же молите, тем же серьезно заняты. После этого вы и не

37

ишете того, кто делал бы вам напоминания, но тяготитесь,

 

если слышите их. После этого вы говорите: «Бессердечный

 

старик! Когда я уезжал, он не заплакал и не сказал: "В какое

 

идешь ты попасть обстоятельство, дитя! Если ты уцелеешь, я

 

зажгу светильники"\>. В этом выражается сердечность? Ве-

38

ликим для тебя благом будет, если ты, вот такой, уцелеешь, и

 

достойным светильников! Ты и в самом деле, должно быть,

 

бессмертен и неподвластен недугам!

 

 

 

Так вот, отбросив прочь именно это мнимое знание, о чем

39

и говорю я, заключающееся в том, что мы думаем, будто зна-

 

ем что-то полезное, должны мы приступать к разуму, как

 

подходим мы к геометрии, как к музыке. А иначе мы и не

40

приблизимся к совершенствованию, даже если пройдем все

 

введения и сочинения Хрисиппа вместе с таковыми Антипат-

 

ра и АрхедемаХ

 

 

 

 

 

 

18. Как следует бороться с "редставлениями

 

 

Всякое устойчивое внутреннее состояние и всякая спо­

 

собность поддерживается и усиливается соответственными

 

делами: способность ходить -

хождением, способность бе-

 

гать -

беганием. Если хочешь быть умелым в чтении, читай,

2

если в писании, пиши. А если ты тридцать дней подряд не

 

будешь читать, но будешь делать что-то другое, тогда узна-

 

ешь, что из этого получается. Вот так и если пролежишь де-

3

сять дней, встань и попытайся пройтись подальше, и тогда

 

увидишь, как слабеют твои

ноги. Вообще,

таким образом,

4

5 Беседы Эпиктета

129

 

 

 

 


если 'захочешь дслать что-то, делай зто привычностью. Если

захочешь не делать чего-то, не делай этого, а лучше привык­

ни делать что-то другое вместо этого. Так обстоит и с устой­ чивыми внутренними состояниями и способностями души.

Когда ты разгневаешься, знай, что не только это с тобой слу­

чилось зло, но что ты и устойчивое внутреннее состояние это усилил, как бы подбросил в огонь хворосту. Когда ты не

устоишь перед кем-то по части любовной связи, не одно зто rlOражение считай, но что ты и дал пищу своей невоздерж­

ности, усилил ее. Невозможно ведь, чтобы от соответствен­

ных дел не появлялись и одни устойчивые внутренние со­

стояния и способности, не существовавшие прежде, и не уси­

ливались 11 укреплялись другие.

Так, несомненно, и возникают нравственные недуги, го­

ворят философы. В самом деле, когда ты раз возжаждешь се­ ребра, то, если будет применен разум для осознания этого

зла, вот и жажда эта подавлена и верховная часть души наша

восстановлена в своем первоначальном состоянии. А если ты

не применишь никакого средства для лечения, она уже не

возвращается в свое прежнее состояние, но, вновь раздраз­

ненная соответственным представлением, быстрее, чем

прежде, привязалась к этой жажде. И если это происходит постоянно, она в конце концов становится мозолистой, и этот

нравственный недуг позволяет утвердиться сребролюбию.

Ведь когда у человека пройдет приступ лихорадки, он нахо­

дится не в таком же состоянии, как до лихорадки, если толь­

ко он не излечился совсем. Примерно так обстоит и со страс­

тями души. От них на ней остаются некие следы и ссадины, и

если кто не сведет их хорошенько, то, вновь пораженный би­

чом по ним же, он уже не ссадины получает, а язвы. Так вот, если ты хочешь не быть гневливым, не давай пищу этому

своему устойчивому внутреннему состоянию, не подбрасы­ вай ему ничего способствующего его усилению. В первый

день сохрани спокойствие и считай дни, в которые ты не гне­ вался. «Обычно я гневался каждый день, теперь - через дены>, потом «через два», потом «через три». А если дойдешь и до тридцати, соверши. жертвоприношение богу. Ведь устойчивое внутреннее состояние это в первый день начина­

ет слабеть, потом и совершенно исчезает. «Сегодня я не пе­ чалился». Завтра - тоже, и так подряд два месяца, три меся­ ца. «Но я был внимателен, когда случалось что-то, могущее

раздразнить печаль». Знай, что зто у тебя идет прекрасно. «Сегодня, увидев красавца или красавицу, я не сказал себе:

"Если бы можно было поспать с ней" и "Блажен муж ее"».

Ведь сказавший это «блажен» -

тоже прелюбодеЙI • И я не

рисую' в своем воображении

картину за картиной, как

130