Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 811

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

она появляется, как раздевается, как ложится ко мне в по-

 

стель. Я глажу себя по макушке и говорю: «Хорошо, Эпик-

17

тет, ты решил

мудреный софизмик,

гораздо мудрёнее

 

"Господствующего"2». А если, даже когда бабенка желает,

18

кивает, посылает ко мне, и даже когда дотрагивается и

 

приближается вплотную, я воздержусь и одержу над этим

 

победу, то это я

решил уже софизм выше «Лжеца», выше

 

«Покоящегося»'. Этим и гордиться стоит, а не выдвиганием

 

«Господствующего».

 

 

Как же добиться этого? Захоти прийтись наконец по нра-

19

ву самому себе, захоти явить себя прекрасным богу. Возжаж-

 

ди стать ЧИСТЫI\I с чистым собой и с богом. Затем, когда у

20

тебя возникает какое-нибудь представление такое, Платон,

 

вот, говорит, обратись к искупительным жертвоприношениям

 

Зевсу, обратись с мольбой о защите к святилищам богов, от-

 

вращающих бедствия, достаточно даже если ты, удалившись

21

к общению с добродетельными людьми\ предашься этому,

 

исследуя путем сопоставления с кем-нибудь, будь то из жи-

 

вущих, будь то из умерших. Пойди к Сократу и посмотри,

22

вот он лежит вместе с Алкивиадом и посмеивается над его

 

цветущей красотой'. Поразмысли, какую же победу изведал

 

он, одержанную над самим собой, какую победу на Олим­

 

пийских играх, которым по счету стал он после Геракла!>. Так

 

что, клянусь богами, это его должны по справедливости

 

почтительно приветствовать: «Здравствуй, необычайный!\), а

 

не этих гнилых кулачных бойцов, всеборцев и им подобных

 

гладиаторов. Противопоставив все это, ты одержишь победу

23

над тем представлением, не повлечен будешь им. А прежде

24

всего смотри, чтобы ты не был схвачен стремительностью

 

его, но скажи: «Погоди немного, представление, дай посмот-

 

рю, кто ты и о чем, дай проверю, одобрить ли тебя». И затем

25

не позволяй, чтобы оно, рисуя в твоем воображении картину

 

за картиной, уводило все дальше, иначе оно завладеет тобой

 

и поведет куда захочет. Но лучше призови вместо него какое­

 

нибудь другое, прекрасное и благородное представление, а

 

это грязное отбрось. И если ты привыкнешь так упражняться,

26

то увидишь, какими у тебя становятся плечи, какими жилы,

 

какими действенные силы. А сейчас -

только рассужденьи-

 

ца, и больше ничего.

 

 

Тот поистине упражняющийся на деле, кто упражняет се-

27

бя против таких представлений. Держись, несчастный, смот-

28

ри, чтобы ты не был схвачен ими. Велика эта борьба, боже­

 

ственное это дело, за царскую власть, за свободу, за благо-

 

денствие, за невозмутимость. О боге помни, к нему взывай о

29

помощи и защите, как взывают к Диоскурам во время бури

 

плывущие на корабляхК• Да какая буря страшнее, чем вызы-

 

131

 

 


ваемая представлениями, имеющими силу и способными

смести разум? Да сама буря что есть иное, как не представле-

30ние? Право же, отбрось прочь страх смерти, и подавай сколь­ ко хочешь громов и молний, тогда ты узнаешь, какая тишь и

31гладь в верховной части души. А если ты раз потерпишь по­

ражение и скажешь, что в следующий раз одержишь победу,

потом опять то же самое, знай, что ты дойдешь наконец до

такого дурного и бессильного состояния, что даже не будешь задумываться впоследствии над тем, что ошибаешься, но да­

же начнешь находить оправдания этому. И тогда ты подтвер­

ДИШh истинность слов Гесиода:

Дело кто любит откладывать - с бедами борется вечно').

19. Против тех, кто овладевает учением философов

только лишь в рассуждении

«Господствующее рассуждение»1 выдвинуто, по-видимо­

~y, на основании нескольких таких исходных положе­

ний: поскольку существует противоречие между взятыми в совокупности этими тремя высказываниями: «Всякое про­

шедшее истинное есть необходимое», «Из возможного не­

возможное не следует» и «Возможное есть что и не есть ис­

тинное и не будет», Диодор2, уяснив это противоречие, вос­

пользовался убедительностью первых двух для приставления

этого высказывания: «Ничто не есть возможное, что и не есть

2истинное и не будет». Стало быть, кто-то сохранит вот эти два: «Нечто есть возможное, что и не есть истинное и не бу­ дет» и «Из возможного невозможное не следует», но без это­ го: «Всякое прошедшее истинное есть необходимое», как именно избрал себе, кажется, Клеант со своими единомыш­

ленниками, в защиту которого долгое время выступал Анти-

3патр. А другие сохранят два других: «Возможное есть что и

не есть истинное и не будет» и «Всякое прошедшее истинное

есть необходимое», но с этим: «Из возможного невозможное

4следует». А сохранить все те три немыслимо, так как между

ними, взятыми в совокупности, существует противоречие.

5 Так вот, если кто-то спросит меня: «А ты какие из них сохраняешь?», я отвечу ему, что не знаю, но я получил такое

сведение, что Диодор сохранял те, Пантоид; со своими еди­

номышленниками, по-моему, и Клеант со своими - другие, а

6Хрисипп со своими - иные. «Так сам ты что?» Я и не преда­ вался этому, - тому, чтобы проверить свое собственное представление об этом, сопоставить все то, что говорится об

этом, и состаВИТh какое-то свое собственное мнение в этом

7вопросе. Поэтому я ничем не отличаюсь от грамматика. «Кто

132


был отец Гектора?» -

«Приам». -

«Кто братья?» - «Алек­

 

сандр и Деифоб». - «А мать их кто?» -- «Гекаба. Такое све­

 

дение я получил». -

«От кого?» -

«От Гомера. А пишет об

 

этом же, кажется, и

Гелланик\ да

и любой такой». И я,

8

что еще могу я сказать о «Господствующем» сверх этого? Но если я пустой человек, то я, особенно на пиру, пора-

жаю присутствующих,

перечисляя

написавших об

этом.

 

«Изумительно написал об этом и Хрисипп в первой книге

С)

своего сочинения ,,0 возможном";. А Клеант особо написал

 

об этом, и Архедем тоже. Написал об этом и Антипатр, не

 

только в своем сочинении ,,0 возможном", но и особо в со-

 

чинении ,,0 Господствующем". Ты не читал этого сочине-

10

ния?» - «Не читал». -

«Прочти». И какую полиу принесет

 

ему это? Он будет болтливей и докучливей, чем сейчас. Да у

 

тебя-то что еще прибавилось, оттого что ты прочитал? Какое

 

ты составил себе мнение в этом вопросе? Нет, ты будешь го­

 

ворить нам о Елене, о Приаме, об острове Калипсо, которого

 

и не было и не будет.

 

 

 

 

 

 

И здесь невелика важность овладеть сведением, но не со-

11

ставить себе никакого собственного мнения. А в нравствен-

 

ных вопросах мы страдаем этим гораЗД2 больше, чем в этих.

 

«Скажи мне о благе и зле». -

«Слушай:

 

 

12

От Илиона неся, пригнал меня ветер к ЮIконам(,.

 

 

 

Среди всего существующего то-то -

благо, то-то -

зло,

а

13

то-то -- безразличное. Благо -

это,

конечно, добродетели

и

 

все причастное им, зло - это пороки и все причастное поро-

 

ку, а безразличное - это все что между ними: богатство,

 

здоровье, жизнь, смерть, удовольствие, страдание». -

«От-

14

куда ты это знаешь?» - «Гелланик говорит в своей "Египет-

 

ской истории"». В самом деле, какая разница, сказать ли это

 

или что Диоген) говорит это в «Этике», или Хрисипп, или

 

Клеант? Так проверил ли ты что-нибудь из всего этого и со-

 

ставил ли себе свое собственное мнение? Покажи, как ты

15

привык держаться на корабле во время бури? Помнишь ли ты

 

об этом разделении, когда заскрипит мачта и на твой крик

 

подойдет к тебе какой-нибудь бездельник и скажет: «Скажи

 

мне, ради богов, то, что ты недавно говорил. Разве потерпеть

 

кораблекрушение - порок? Разве причастное пороку?» Не

16

набросишься ли ты на него с палкой? «Какое нам дело до те-

 

бя, человек? Мы погибаем, а ты пришел тут и шутишь!» А

17

если цезарь вызовет тебя как обвиняемого, помнишь ли ты об

 

этом разделении, если кто-нибудь, когда войдешь бледный и

 

трепешущий, подойдет к тебе и скажет: «Что ты трепещешь,

 

человек? В чем дело? Разве цезарь наделяет входящих к нему

 

добродетелью и пороком?» -

«Что

ты тоже потешаешься

18

133


надо мной сверх моих зол?» - «Все же, философ, скажи мне,

что ты трепещешь? Не смерть ли то, что угрожает тебе, или тюрьма, или телесное страдание, или изгнание, или бессла­ вие? Что же иное? Разве порок, разве причастное пороку? Так 19 чем же сам ты называл все это?» - «Какое мне дело до тебя, человек? Мне достаточно моих зол». И верно говоришь. Дей­

ствительно, тебе достаточно твоих зол - неблагородства, ма­

лодушия, бахвальства, которому ты предавался, в школе сидя.

Что ты красовался в чужом? t.tTO ты называл себя стоиком?

20 Наблюдайте вот так за собой в своих действиях, и вы увидите, к какой принадлежите вы школе. Вы увидите, что

большинство из вас эпикурейuы, да немногие - перипатети-

21ких, притом расслабленные. Действительно, где видно, чтобы

вы на деле сочли добродетель равной всему остальному или

22даже сильнее? Но покажите мне стоика, если можете хоть

кого-то. Где это видно или как? А таких, которые толкуют о стоических рассужденьиuах, вы можете показать тьму. Да

разве об эпикурейских они же толкуют хуже? Разве и в пери­

патетических тоже они разбираются не с такой же обстоя-

23тельностью? Так кто же такой стоик? Как называем мы ста­ тую фидиевской, воплощенную в соответствии с искусством Фидия, вот так воплощенного покажите мне кого-нибудь в

24соответствии с теми мнениями, о которых он толкует. Пока­ жите мне кого-нибудь, кто болеет, и все же счастлив, кто в

опасности, и все же счастлив, кто 'умирает, и все же счастлив,

кто в изгнании, и все же счастлив, кто в бесславии, и все же счастлив. Покажите. Я жажду, клянусь бога'\1И," увидеть како-

25го-нибудь стоика. Но вы не можете воплощенного показать.

Хотя бы воплощаемого покажите, склонившегося к этому.

Сделайте мне такую милость, не откажите старому человеку

26увидеть зрелище, которого я до сих пор не видел. Вы ду­

маете, что должны показать Зевса Фидия или Афину, произ­

ведение из слоновой кости и золота? Душу пусть кто-нибудь

из вас покажет человека, желающего стать единомысленным

с богом и больше не жаловаться ни на бога, ни на человека,

не терпеть неуспеха ни в чем, не терпеть неудачи ни в чем, не гневаться, не завидовать, не ревновать, - да к чему говорить

27обиняками? - жаждущего стать из человека богом, в этом бренном теле мертвом помышляющего о жизни в обществе с

28Зевсом. Покажите. Но вы не можете. Так что же вы сами над собой потешаетесь и других разыгрываете? Что вы расхажи­ ваете в чужом обличье ворами и грабителями этих ничуть не приличествующих вам названий и дел?

29И вот сейчас я наставник ваш, а вы получаете образова-

ние у меня. И у меня такое намерение, в завершение сделать

вас неподвластными помехам, неподвластными принуждени-

134