ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 811
Скачиваний: 0
она появляется, как раздевается, как ложится ко мне в по- |
|
||
стель. Я глажу себя по макушке и говорю: «Хорошо, Эпик- |
17 |
||
тет, ты решил |
мудреный софизмик, |
гораздо мудрёнее |
|
"Господствующего"2». А если, даже когда бабенка желает, |
18 |
||
кивает, посылает ко мне, и даже когда дотрагивается и |
|
||
приближается вплотную, я воздержусь и одержу над этим |
|
||
победу, то это я |
решил уже софизм выше «Лжеца», выше |
|
|
«Покоящегося»'. Этим и гордиться стоит, а не выдвиганием |
|
||
«Господствующего». |
|
|
|
Как же добиться этого? Захоти прийтись наконец по нра- |
19 |
||
ву самому себе, захоти явить себя прекрасным богу. Возжаж- |
|
||
ди стать ЧИСТЫI\I с чистым собой и с богом. Затем, когда у |
20 |
||
тебя возникает какое-нибудь представление такое, Платон, |
|
||
вот, говорит, обратись к искупительным жертвоприношениям |
|
||
Зевсу, обратись с мольбой о защите к святилищам богов, от- |
|
||
вращающих бедствия, достаточно даже если ты, удалившись |
21 |
||
к общению с добродетельными людьми\ предашься этому, |
|
||
исследуя путем сопоставления с кем-нибудь, будь то из жи- |
|
||
вущих, будь то из умерших. Пойди к Сократу и посмотри, |
22 |
||
вот он лежит вместе с Алкивиадом и посмеивается над его |
|
||
цветущей красотой'. Поразмысли, какую же победу изведал |
|
||
он, одержанную над самим собой, какую победу на Олим |
|
||
пийских играх, которым по счету стал он после Геракла!>. Так |
|
||
что, клянусь богами, это его должны по справедливости |
|
||
почтительно приветствовать: «Здравствуй, необычайный!\), а |
|
||
не этих гнилых кулачных бойцов, всеборцев и им подобных |
|
||
гладиаторов. Противопоставив все это, ты одержишь победу |
23 |
||
над тем представлением, не повлечен будешь им. А прежде |
24 |
||
всего смотри, чтобы ты не был схвачен стремительностью |
|
||
его, но скажи: «Погоди немного, представление, дай посмот- |
|
||
рю, кто ты и о чем, дай проверю, одобрить ли тебя». И затем |
25 |
||
не позволяй, чтобы оно, рисуя в твоем воображении картину |
|
||
за картиной, уводило все дальше, иначе оно завладеет тобой |
|
||
и поведет куда захочет. Но лучше призови вместо него какое |
|
||
нибудь другое, прекрасное и благородное представление, а |
|
||
это грязное отбрось. И если ты привыкнешь так упражняться, |
26 |
||
то увидишь, какими у тебя становятся плечи, какими жилы, |
|
||
какими действенные силы. А сейчас - |
только рассужденьи- |
|
|
ца, и больше ничего. |
|
|
|
Тот поистине упражняющийся на деле, кто упражняет се- |
27 |
||
бя против таких представлений. Держись, несчастный, смот- |
28 |
||
ри, чтобы ты не был схвачен ими. Велика эта борьба, боже |
|
||
ственное это дело, за царскую власть, за свободу, за благо- |
|
||
денствие, за невозмутимость. О боге помни, к нему взывай о |
29 |
||
помощи и защите, как взывают к Диоскурам во время бури |
|
||
плывущие на корабляхК• Да какая буря страшнее, чем вызы- |
|
||
5· |
131 |
|
|
ваемая представлениями, имеющими силу и способными
смести разум? Да сама буря что есть иное, как не представле-
30ние? Право же, отбрось прочь страх смерти, и подавай сколь ко хочешь громов и молний, тогда ты узнаешь, какая тишь и
31гладь в верховной части души. А если ты раз потерпишь по
ражение и скажешь, что в следующий раз одержишь победу,
потом опять то же самое, знай, что ты дойдешь наконец до
такого дурного и бессильного состояния, что даже не будешь задумываться впоследствии над тем, что ошибаешься, но да
же начнешь находить оправдания этому. И тогда ты подтвер
ДИШh истинность слов Гесиода:
Дело кто любит откладывать - с бедами борется вечно').
19. Против тех, кто овладевает учением философов
только лишь в рассуждении
«Господствующее рассуждение»1 выдвинуто, по-видимо
~y, на основании нескольких таких исходных положе
ний: поскольку существует противоречие между взятыми в совокупности этими тремя высказываниями: «Всякое про
шедшее истинное есть необходимое», «Из возможного не
возможное не следует» и «Возможное есть что и не есть ис
тинное и не будет», Диодор2, уяснив это противоречие, вос
пользовался убедительностью первых двух для приставления
этого высказывания: «Ничто не есть возможное, что и не есть
2истинное и не будет». Стало быть, кто-то сохранит вот эти два: «Нечто есть возможное, что и не есть истинное и не бу дет» и «Из возможного невозможное не следует», но без это го: «Всякое прошедшее истинное есть необходимое», как именно избрал себе, кажется, Клеант со своими единомыш
ленниками, в защиту которого долгое время выступал Анти-
3патр. А другие сохранят два других: «Возможное есть что и
не есть истинное и не будет» и «Всякое прошедшее истинное
есть необходимое», но с этим: «Из возможного невозможное
4следует». А сохранить все те три немыслимо, так как между
ними, взятыми в совокупности, существует противоречие.
5 Так вот, если кто-то спросит меня: «А ты какие из них сохраняешь?», я отвечу ему, что не знаю, но я получил такое
сведение, что Диодор сохранял те, Пантоид; со своими еди
номышленниками, по-моему, и Клеант со своими - другие, а
6Хрисипп со своими - иные. «Так сам ты что?» Я и не преда вался этому, - тому, чтобы проверить свое собственное представление об этом, сопоставить все то, что говорится об
этом, и состаВИТh какое-то свое собственное мнение в этом
7вопросе. Поэтому я ничем не отличаюсь от грамматика. «Кто
132
был отец Гектора?» - |
«Приам». - |
«Кто братья?» - «Алек |
|
сандр и Деифоб». - «А мать их кто?» -- «Гекаба. Такое све |
|
||
дение я получил». - |
«От кого?» - |
«От Гомера. А пишет об |
|
этом же, кажется, и |
Гелланик\ да |
и любой такой». И я, |
8 |
что еще могу я сказать о «Господствующем» сверх этого? Но если я пустой человек, то я, особенно на пиру, пора-
жаю присутствующих, |
перечисляя |
написавших об |
этом. |
|
||
«Изумительно написал об этом и Хрисипп в первой книге |
С) |
|||||
своего сочинения ,,0 возможном";. А Клеант особо написал |
|
|||||
об этом, и Архедем тоже. Написал об этом и Антипатр, не |
|
|||||
только в своем сочинении ,,0 возможном", но и особо в со- |
|
|||||
чинении ,,0 Господствующем". Ты не читал этого сочине- |
10 |
|||||
ния?» - «Не читал». - |
«Прочти». И какую полиу принесет |
|
||||
ему это? Он будет болтливей и докучливей, чем сейчас. Да у |
|
|||||
тебя-то что еще прибавилось, оттого что ты прочитал? Какое |
|
|||||
ты составил себе мнение в этом вопросе? Нет, ты будешь го |
|
|||||
ворить нам о Елене, о Приаме, об острове Калипсо, которого |
|
|||||
и не было и не будет. |
|
|
|
|
|
|
И здесь невелика важность овладеть сведением, но не со- |
11 |
|||||
ставить себе никакого собственного мнения. А в нравствен- |
|
|||||
ных вопросах мы страдаем этим гораЗД2 больше, чем в этих. |
|
|||||
«Скажи мне о благе и зле». - |
«Слушай: |
|
|
12 |
||
От Илиона неся, пригнал меня ветер к ЮIконам(,. |
|
|
|
|||
Среди всего существующего то-то - |
благо, то-то - |
зло, |
а |
13 |
||
то-то -- безразличное. Благо - |
это, |
конечно, добродетели |
и |
|
||
все причастное им, зло - это пороки и все причастное поро- |
|
|||||
ку, а безразличное - это все что между ними: богатство, |
|
|||||
здоровье, жизнь, смерть, удовольствие, страдание». - |
«От- |
14 |
||||
куда ты это знаешь?» - «Гелланик говорит в своей "Египет- |
|
|||||
ской истории"». В самом деле, какая разница, сказать ли это |
|
|||||
или что Диоген) говорит это в «Этике», или Хрисипп, или |
|
|||||
Клеант? Так проверил ли ты что-нибудь из всего этого и со- |
|
|||||
ставил ли себе свое собственное мнение? Покажи, как ты |
15 |
|||||
привык держаться на корабле во время бури? Помнишь ли ты |
|
|||||
об этом разделении, когда заскрипит мачта и на твой крик |
|
|||||
подойдет к тебе какой-нибудь бездельник и скажет: «Скажи |
|
|||||
мне, ради богов, то, что ты недавно говорил. Разве потерпеть |
|
|||||
кораблекрушение - порок? Разве причастное пороку?» Не |
16 |
|||||
набросишься ли ты на него с палкой? «Какое нам дело до те- |
|
|||||
бя, человек? Мы погибаем, а ты пришел тут и шутишь!» А |
17 |
|||||
если цезарь вызовет тебя как обвиняемого, помнишь ли ты об |
|
|||||
этом разделении, если кто-нибудь, когда войдешь бледный и |
|
|||||
трепешущий, подойдет к тебе и скажет: «Что ты трепещешь, |
|
|||||
человек? В чем дело? Разве цезарь наделяет входящих к нему |
|
|||||
добродетелью и пороком?» - |
«Что |
ты тоже потешаешься |
18 |
133
надо мной сверх моих зол?» - «Все же, философ, скажи мне,
что ты трепещешь? Не смерть ли то, что угрожает тебе, или тюрьма, или телесное страдание, или изгнание, или бессла вие? Что же иное? Разве порок, разве причастное пороку? Так 19 чем же сам ты называл все это?» - «Какое мне дело до тебя, человек? Мне достаточно моих зол». И верно говоришь. Дей
ствительно, тебе достаточно твоих зол - неблагородства, ма
лодушия, бахвальства, которому ты предавался, в школе сидя.
Что ты красовался в чужом? t.tTO ты называл себя стоиком?
20 Наблюдайте вот так за собой в своих действиях, и вы увидите, к какой принадлежите вы школе. Вы увидите, что
большинство из вас эпикурейuы, да немногие - перипатети-
21ких, притом расслабленные. Действительно, где видно, чтобы
вы на деле сочли добродетель равной всему остальному или
22даже сильнее? Но покажите мне стоика, если можете хоть
кого-то. Где это видно или как? А таких, которые толкуют о стоических рассужденьиuах, вы можете показать тьму. Да
разве об эпикурейских они же толкуют хуже? Разве и в пери
патетических тоже они разбираются не с такой же обстоя-
23тельностью? Так кто же такой стоик? Как называем мы ста тую фидиевской, воплощенную в соответствии с искусством Фидия, вот так воплощенного покажите мне кого-нибудь в
24соответствии с теми мнениями, о которых он толкует. Пока жите мне кого-нибудь, кто болеет, и все же счастлив, кто в
опасности, и все же счастлив, кто 'умирает, и все же счастлив,
кто в изгнании, и все же счастлив, кто в бесславии, и все же счастлив. Покажите. Я жажду, клянусь бога'\1И," увидеть како-
25го-нибудь стоика. Но вы не можете воплощенного показать.
Хотя бы воплощаемого покажите, склонившегося к этому.
Сделайте мне такую милость, не откажите старому человеку
26увидеть зрелище, которого я до сих пор не видел. Вы ду
маете, что должны показать Зевса Фидия или Афину, произ
ведение из слоновой кости и золота? Душу пусть кто-нибудь
из вас покажет человека, желающего стать единомысленным
с богом и больше не жаловаться ни на бога, ни на человека,
не терпеть неуспеха ни в чем, не терпеть неудачи ни в чем, не гневаться, не завидовать, не ревновать, - да к чему говорить
27обиняками? - жаждущего стать из человека богом, в этом бренном теле мертвом помышляющего о жизни в обществе с
28Зевсом. Покажите. Но вы не можете. Так что же вы сами над собой потешаетесь и других разыгрываете? Что вы расхажи ваете в чужом обличье ворами и грабителями этих ничуть не приличествующих вам названий и дел?
29И вот сейчас я наставник ваш, а вы получаете образова-
ние у меня. И у меня такое намерение, в завершение сделать
вас неподвластными помехам, неподвластными принуждени-
134