Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 817

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ям, неподвластными препятствиям, свободными, благоден­

 

ствуюшими, счастливыми, обрашаюшими взоры к богу во

 

всем и малом и великом. А вы здесь для того, чтобы научить­

 

ся всему этому и приучить себя ко всему этому. Так почему

30

же вы не преуспеваете в этом деле, если и у вас есть должное

 

намерение, и у меня вдобавок к намерению есть и должная

 

подготовленность? Чего недостает? Когда я вижу плотника, у

31

которого под рукой находится предмет, то я ожидаю дела. И

 

здесь, стало быть, плотник есть, предмет есть. Чего нам недо­

 

стает? Разве обучение этому делу недоступно? Доступно. Так

32

разве это не зависит от нас? Только это И зависит от нас, в

 

отличие от всего остального. Ни богатство не зависит от нас,

 

ни здоровье, ни слава, словом, ничто другое, кроме правиль­

 

ного пользования представлениями. Только это по природе

 

неподвластно помехам, это неподвластно препятствиям. Так

 

почему же вы не преуспеваете в этом? Скажите мне, в чем

 

причина. Ведь она или во мне, или в вас, или в природе этого

 

дела. Само это дело доступно, и только оно зависит от нас.

 

Так, стало быть, она или во мне или в вас, или, что вернее, и

 

во мне и в вас. Что ж, хотите, начнем наконец заниматься та­

34

ким намерением здесь? Все, что было до сих пор, оставим.

 

Начнем только, поверьте мне, и вы увидите.

20.Против эпикурейцев и академиков1

Кздравому и очевидному по необходимости прибегают и

возражаюшие против этого. И, пожалуй, самым веским оче­

видным доказательством того, что то-то очевидно, можно

 

было бы привести то, что и возражающему против этого ока-

 

зывается необходимым прибегнуть к этому. Например, если

2

кто-то стал бы возражать против того, что то-то есть всеобше

 

истинно, то ясно, что он должен сделать противоположное

 

утверждение: ничто не есть всеобше истинно. Рабское ты

3

сушество, и это не то. Ведь что иное значит это, как не такое:

 

если то-то всеобше, то оно ложно. Опять-таки, если кто-

4

нибудь придет и будет говорить: «Знай, что ничто не позна­

 

ваемо, но все HeдocToBepНQ», или другой: «Поверь мне, и это

 

принесет тебе пользу: ни в чем не следует верить человеку»,

 

или опять-таки другой: «Научись у меня, человек, что ничему

 

невозможно научиться. Я тебе говорю это и обучу тебя это-

 

му, если хочешь», то чем же отличаются от этих те, - кто

5

же?! - которые называют себя академиками? «Люди, согла­

 

ситесь, что никто не соглашается. Поверьте нам, что никто не

 

верит никому».

 

Вот так и Эпикур, когда он хочет отвергать, что жизнь в

6

обшестве у людей друг с другом дана от природы, то он при-

 

135


7бегает к самому отвергае\1ОМУ им. Ведь что он говорит? «Не

об:vlанывайтесь, ЛЮДИ, не сбивайтесь с пути, не допускайте оплошности: жизнь в обществе у обладающих разумом су­ ществ друг с другом не дана от природы, поверьте мне. А

8говорящие противное обманывают вас и морочат». Так что

же тебе ДО того? Пусть мы будем обмануты. Разве ты в своем отчуждении проживешь хуже, если все мы остальные будем убеждены в том, ЧТО жизнь в обществе у нас друг с другом дана от природы и ее следует всячески соблюдать? Даже го-

9ращо лучше и безопаснее. Человек, что ты беспокоишься о

нас, что ночей не спишь из-за нас, что зажигаешь светильник, что встаешь, что сочиняешь столько книг? Как бы кто-нибудь из нас не был обманут относительно богов, будто они забо­ тятся о ЛЮДЯХ, или как бы кто-нибудь не счел сущностью

10блага что-то иное, кроме удовольствия? Ведь если все это так

и есть, то завались спать и отправляй жизнь червя, которой

ты счел себя достойным: ешь, пей, совокупляйся, испражняй-

11ся, храпи себе. А что тебе до того, какое будет у остальных

мнение обо всем этом, щравое или не здравое? Да какое тебе дело до нас? Тебя ведь занимают овцы, потому ЧТО они сами

12даются нам стричь себя, доить и, наконец, зарезывать. А раз­

ве не желанным было бы, если бы люди могли, заколдован­

ные и зачарованные стоиками, пребывать в дрёме и даваться

13тебе и тебе подобным стричь и доить себя? Да следовало ЛИ тебе говорить все это своей эпикурейской братии, не следо­

вало ли скрывать от нее все это, именно ее в особенности

прежде всего убеждать в том, ЧТО МЫ от природы рождены

общественными, что вощержность - благо, для того чтобы

14все сберегалось для тебя? Или с одними следует соблюдать

эту жизнь в обществе, а с другими нет? С кем же следует со­ блюдать? С взаимно соблюдающими или с преступающими ее? И кто преступает ее больше, чем вы с такими своими

взглядами?

15Так что же это пробуждало его от сна и понуждало писать все то, что он писал? Да что иное, как не то, что сильнее все­

го в людях - природа, влекущая к осуществлению ее воли,

16несмотря на противления и стенания? «Раз у тебя такие про­ тивообщественные мнения, запиши их и оставь другим, про­

веди ночи без сна из-за этих мнений и сам стань на деле об-

17личителем своих собственных мнений». Об Оресте ли нам еще говорить, что он пробуждался от сна, преследуемый Эриниями! А на него разве Эринии и Кары не пуще негодо­

вали? Они пробуждали его, когда он спал, и не оставляли в

покое, а понуждали разглашать все свое зло, подобно тому

18как к этому понуждает галлов2 исступление из вино. Такое

нечто сильное и неодолимое природа человеческая. В самом

136


деле, как может виноградная лоза быть движимой не по при­

роде виноградной лозы, а по природе оливы, или, напротив,

олива - не по природе оливы, а по природе виноградной ло-

 

зы? Невозможно, немыслимо. Стало быть, невозможно, ЧТО-

19

бы и человек совершенно утратил человеческие движения, и

 

оскопляющие себя естественные влечения-то мужские не мо-

 

гут отсечь у себя. Так и Эпикур, все назначения мужчины,

20

домохозяина, гражданина, друга он отсек у себя, а естествен-

 

ные влечения человеческие не отсек. Он и не мог этого, точ-

 

но так же как и безучастные академики не могут отбросить

 

или ослепить свои чувства, хотя именно к этому больше все-

 

го направлены их усилия.

 

 

 

Что за несчастье! Человек, получив от природы мерила и

21

мерки для узнавания истины, мало того, что не старается

 

усовершенствовать их и выработать недостающее, но совсем

 

наоборот, если у него и есть какая-то способность познавать

 

истину, он пытается устранять и утрачивать эту способность.

 

«Что скажешь, философ, чем это таким представляется тебе

22

благочестивость и святость?» -

«Если хочешь, я обосную

 

тебе, что - благом». -

«Да, обоснуй, для того чтобы граж-

 

дане наши, одумавшись, почитали божество и перестали на­

 

конец быть беспечными в самом важном». -

«Итак, теперь у

 

тебя есть обоснования?» - «Есть, и я благодарен за это». -

 

«Так раз тебе это очень нравится, на тебе противоположное:

23

богов не существует, и если даже они существуют, то не за­

 

ботятся о людях, и у нас нет ничего общего с ними, и эта бла­

 

гочестивость и святость, о которых толкует толпа, есть из­

 

мышление шарлатанов и софистов или, клянусь 3евсом, за­

 

конодателей для устрашения и обуздания правонарушите-

 

лей». - «Прекрасно,

философ!

Ты принес пользу нашим

24

гражданам, ты завладел молодыми людьми, СКЛОНЯВШИ~1ИСЯ

 

уже к презрению ко всему божескому». -

«Что же, не нра-

25

вится тебе это? На тебе теперь, каким образом справедли­

 

вость это чушь, каким образом совесть это глупость, каким

 

образом отец это чушь, каким образом сын это чушь»~. Пре-

26

красно, философ! Продолжай, убеждай молодых людей, чтобы у нас побольше было таких, которые испытывают и говорят то же, что и ты. От этих ли речей возвеличились у нас управляемые законами города, благодаря этим ли речам стал Лакедемон, эти ли убеждения внушил лакедемонянам своими законами и воспитанием Ликург, что быть в рабстве не по­ стыдно, а даже прекрасно, и быть свободными не прекрасно, а даже постыдно, из-за этих ли мнений погибли погибшие

при Фермопилах, а из-за каких иных речей покидали свой

город афиняне?' И говорящие все это еще женятся, рождают 27

детей, участвуют в государственных делах, становятся жре-

137


цами и пророками. Кого? Тех, кого не существует. И Пифию

вопрошают они, для того чтобы услышать ложное и истолко­ вывать "эти оракулы другим. Какое бесстыдство и шарлатан­ ство!

28 Человек, что ты делаешь? Ты сам себя изобличаешь каж­ дый день, и не хочешь оставить эти пустые эпихейремы?6 Ко­ гда ты ешь, куда подносишь ты руку? Ко рту или к глазу?

Когда ты идешь мыться, куда входишь ты? Когда это назьiвал

29ты горшок блюдом или половник вертелом? Если бы я был чьим-нибудь их рабом, то, даже если бы мне приходилось каждый день получать от него порку, я изводил бы его.

«Налей, малый, маслица для баню). Я б налил рыбного соус­ цу да пошел и вылил ему на голову. «Что это?!» - «У меня

получилось представление о масле, неотличимое, совершен­

но одинаковое, клянусь твоей счастливой судьбоЙ».­

30«Подай сюда ячменной кашицы». Я принес бы ему полное блюдо уксусно-рыбного соуса. «Разве я не ячменной кашицы потребовал?» - «Да, господин, это ячменная кашица».­

«Это разве не уксусно-рыбный соус?» - «Что еще, как не ячменная кашица?» - «На, понюхай, на, попробуЙ».­

«Откуда же ты знаешь это, если чувства обманывают нас?»

31Окажись трое-четверо среди рабов заодно со мной, я довел бы его до такого бешенства, что он повесился бы или пере­

менился. Но в действительности они в свое удовольствие по­

тешаются над нами, на деле всем тем, что дается от природы,

пользуясь, а на словах отвергая все это.

Благодарные, конечно, люди и совестливы.е! Достаточно сказать одно то, что, каждый день едя хлеб, они смеют гово­ рить: «Мы не знаем, существует ли какая Деметра или Кора,

33или Плутою), не говоря уже о том, что, услаждаясь ночью,

днем, сменой времен года, звездами, морем, землей, содей­ ствием среди людей, они ни под каким влиянием чего бы то

ни было из этого и нисколько не одумываются, а только ищут

изрыгнуть задачишку И, поупражняв глотку, отправиться в

34баню. А что они будут говорить и о чем, или кому, и что тем

людям будет от этих речей, они ничуть не беспокоятся: как

бы благородный молодой человек, наслушавшись этих речей,

не пострадал сколько;нибудь от них или, и пострадав, не

35утратил все зачатки благородства, как бы мы не предостави­ ли какому-нибудь прелюбодею оснований отбросить всякий

стыд перед творимым, как бы какой-нибудь казнокрад не

ухватился за словесную изворотливость какую на основании

этих речей, как бы кто, незаботливый к своим родителям, не

набрался еще и наглости какой на основании этих речей.

36 Так что же, по-твоему, благо или зло, постыдное или пре­ красное? Это или то? К чему же еще возражать против кого-

138


нибудь из них или приводить или выслушивать доводы, или

 

пытаться переубеждать? Гораздо больше, клянусь 3евсом,

37

можно было бы надеяться переубедить распутников, чем на­

 

столько оглохших и ослепших.

 

 

 

21. О несоответственности·

 

Какие-то одни из своих зол люди признают легко, а ка­

 

кие-то другие - нелегко. Так вот, никто не признает, что он

 

глупый или несмыслящий, но совсем напротив, ты услы-

 

шишь, как все говорят: «Если бы по уму мне да счастья!» А

2

робкими они признают себя легко, и говорят: «Я несколько

 

робок, признаю. Но во всех прочих отношениях ты не най-

 

дешь меня глупым человеком». Невоздержным признает себя

3

кто-нибудь нелегко, несправедливым -

и вовсе нет, завист­

 

ливым

или суетливым - конечно,

нет, жалостливым-

 

большинство. В чем же причина этого? Самая главная при-

4

чина - несоответственность и сумятица в представлениях о

 

благе и зле, а у одних причины этого одни, у других другие, и

 

почти всё то, что представлЯ'ют себе постыдным, этого, ко-

 

нечно, не признают за собой. Робость же и жалостливость

5

представляют себе свойством добронравия, а глупость­

 

свойством совершенно рабского сушества. И проступков по

 

отношению к жизни в обществе, конечно, не допускают у

 

себя. А что касается большей части ошибок, то их склонны

6

признавать главным образом потому, что представляют себе,

 

будто в них есть что-то невольное, так же как и в робости и

 

жалостливости. И даже если кто-нибудь и признает себя не-

7

воздержным, то ссылается на любовь, так чтобы его простили

 

как за нечто невольное. А несправедливость отнюдь не пред­

 

ставляют себе чем-то невольным. Есть и в ревнивости, как

 

думают, нечто невольное, поэтому признаются и в этом.

 

Так вот, пребывая среди таких людей, у которых вот та-

8

кая сумятица, которые вот так не ведают ни того, что они на­

 

зывают, ни того, что они имеют у себя злом или не имеют,

 

или отчего имеют, или как им избавиться от них, и самому,

 

по-моему, стоит постоянно задумываться: «Случаем, и сам я

9

не один ли из них? Какое у меня представление о самом се-

 

бе? Как я отношусь к самому себе? И сам я не как к мудрому

 

ли, и сам я не как к воздержному ли? И сам я не говорю ли

 

когда-нибудь, что я уже подготовлен своим образованием к

 

предстоящему? Осознаю ли я, как должен осознавать ничего

1О

не знающий, что я ничего не знаю? Иду ли я к учителю, как

 

на вопрошение оракулов, с готовностью повиноваться? Или и

 

сам я,

как сопляк, прихожу в школу для того, чтобы только

 

сведений набраться да смыслить в книгах, в которых раньше

139