Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 815

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не смыслил, а может так статься, и истолковывать их дру-

11 гим?» Человек, ты дома все вел кулачные бои со своим моло­ деньким рабом, переворачивал дом вверх дном, беспокоил

соседей, и вот приходишь ко мне со сдержанным видом муд­

реца, сидишь тут и судишь, как я истолковал слово, как я-

12 что же - наболтал все что взбрело мне в голову? Ты пришел завидующий, униженный, оттого что тебе из дому не присы­

лают ничего, и сидишь, сам в продолжение ведущихся рас­

суждений занятый только мыслями о том, как отец думает по

13твоему поводу или как брат? «Что говорят люди там обо

мне? Сейчас они думают, что я совершенствуюсь, и говорят:

14"Он вернется знающим все". Хотел бы я возвратиться, как-то в конце концов научившись всему, но это требует много тру­

да, никто ничего не посылает, в Никополе бани гнилые, дома

тут плохо, здесь плохо».

15И еще говорят: «Никому нет пользы от школы». Да кто

приходит в школу, кто, для того, чтобы излечиться? Кто при­

ходит для того, чтобы предоставить свои мнения очищению? Кто приходит для того, чтобы осознать, в чем он нуждается?

16Так что же вы удивляетесь, если вы уходите с теми же мне­

ниями, с которыми приходите в школу? Вы ведь приходите не для того, чтобы отбросить или исправить, или переменить

17их. Откуда вам? Ничуть! Вы-то вот смотрите скорее на то,

получается ли у вас то, за чем вы приходите. Вы хотите тол­

ковать о правилах. Что же? Разве вы не становитесь болтли­

вее? А разве эти пресловутые правила не предоставляют вам какого-то предмета для вашего щеголяния? Разве вы не сво­

дите к схемам силлогизмы, изменяющиеся рассуждения? Разве вы не ведете последовательно к заключению посылки «Лжеца», условные рассуждения? Так что же вы еще доса-

18дуете, если получаете то, за чем пришли? «Да, но если умрет мой ребенок или брат, или мне придется умирать или подвер-

19гаться пыткам, какая мне будет польза от всего того?» Да

разве не за этим ты пришел, да разве не ради этого ты сидишь

тут со мной, да разве не для этого ты зажигал светильник или проводил ночи без сна? Или, выходя на прогулку, ты когда­ нибудь предлагал себе какое-нибудь представление вместо силлогизма, и вы сообща вели его последовательно'К заклю-

20чению? Где там! И вы еще говорите: «Правила бесполезны». Для кого? Для тех, кто пользуется ими не как следует. Ведь глазные мази не бесполезны для тех, кто мажет их когда сле­ дует и как следует, мягчительные средства не бесполезны, гири не бесполезны, но для одних они бесполезны, для дру-

21гих, напротив, полезны. Если ты спросишь меня сейчас:

«Полезны ли силлогизмы?», я скажу тебе, что полезны, и ес­

ли хочешь, докажу, как. «Ну а мне какую они принесли поль-

140



зу?» Человек, разве ты спросил, полезны ли они именно тебе,

 

а не -

вообще? Пусть спросит меня и больной дизентерией,

22

полезен ли уксус, я скажу, что полезен. «Ну а мне он поле­

 

зен?»

Я скажу: «Нет. Постарайся сначала, чтобы у тебя пре­

 

кратилось истечение, язвины заживились». И вы тоже, люди,

сначала исuелите свои язвы, остановите истечения, приведи-

те в покой мысль, приходите в школу с мыслью ничем не от­

влекаемой, и вы узнаете, какую силу имеет разум.

22. О дружбеl

Что занимает, то и любят, естественно. Так разве зло за­

нимает людей? Отнюдь. Ну а то, что не имеет никакого отнощения к ним? Тоже нет. Остается, стало быть, что их за- 2 нимает только благо, а если занимает, значит, они любят его.

Следовательно, кто сведущ в благе, тот и умеет любить. А

3

кто неспособен отличать благо от зла и то, что ни то ни дру-

 

гое, от того и другого, как же еще тот способен любить? Ста-

 

ло быть, любить свойственно только мудрому человеку.

 

-

Да как это? -

говорит. - Я ведь, хоть инемудрый,

4

все же люблю свое дитя. - Я удивляюсь, клянусь богами,

5

как это ты прежде всего признал себя немудрым. В самом

 

деле, чего тебе недостает? Разве ты не пользуешься чувства-

 

ми, разве не различаешь представления", разве не даешь телу

 

пищу

подходящую,

покров, обиталище? Так отчего же ты

6

признаешь себя немудрым? Оттого, клянусь 3евсом, что часто твои представления лишают тебя самообладания и приводят в смятение, и их убедительность одолевает тебя. И то ты считаешь то-то благом, затем то же самое злом, а потом ни тем ни другим. В общем ты подвержен печали, страху, зависти, смятению, изменчивости. Поэтому ты признаешь себя немудрым. А в дружбе ты разве не подвержен изменчи-

вости'? Богатство, вот, и удовольствие, словом, сами вещи ты

7

то считаешь благом, то злом. А людей одних и тех же ты раз-

 

ве не считаешь то добродетельными, то порочными, и то от­

 

носишься к ним дружественно, то враждебно, то хвалишь их,

 

то хулишь'? -

Да, и этому я подвержен. -

Что же, обманув-

8

шийся в ком-то, по-твоему, друг его? -

Конечно, нет. - А

 

переменчиво' выбравший его, по-твоему, доброжелателен к

 

нему? - Тоже

нет. -

А сейчас поносящий кого-то, потом

 

восхищающийся им? -

Тоже нет. -

Что же, разве ты не ви-

9

дел никогда, как ласкаются и играют друг с другом собачат~,

 

так что мог сказать: «Нет ничего дружелюбнее!»? Но чтобы

 

ты увидел, что такое дружба, брось между ними кусок мяса,

 

и узнаешь. Брось и между собой

и своим дитятею клочок

\О

земли, и ты узнаешь, как твое дитя хочет поскорее похоро-

\4\


нить тебя, а сам ты молишь о смерти своего дитяти4 • И вот,

ты, в свою очередь: «Какое чадушко я взрастил! Он давно

11 выносит меня хоронить». Брось между вами смазливую дев­

чонку, и полюби ее ты, старик, и он, молодой. А то - брен­

ную славу. А если надо будет подвергнуться опасности, ты скажешь те слова, которые произнес отец Адмета:

Ты видеть хочешь свет, не хочет ужель - отец?5

12 Думаешь, что он не любил свое собственное дитя, когда

оно было маленьким, и при лихорадке у того не беспокоился

и не говорил часто: «Лучше бы пусть у меня была лихорад­

ка!»? И вот когда уже доходит до дела, смотри, какие они

13произносят слова! )теокл и Полиник разве не были от одной

и той же матери и от одного и того же отца? Разве не вместе

они воспитывались, не вместе жили, не вместе ели и пили!>, не вместе спали, не целовали друг друга часто? Так что если

бы, думаю, кто-нибудь увидел их, то посмеялся бы над фило­

софами за те парадоксальные вещи, которые они говорят о 14 дружбе. Но когда между ними очутилась, как кусок мяса, ти­

 

рания, смотри, какие вещи они говорят:

 

Пред какой ты станешь башней? - 'Это ты к чему спросил?

 

((ротив став, тебя убыо я. - Жажду я того же сам.7

 

И они обращаются к богам с такими МОJlьбами!Х

15

Да и вообще, - не обманывайтесь, - всякое живое су-

 

щество ни к чему так не при вязано, как к своей личной поль­

зе. По'Пому все, что представляется ему препятствием к это­

му, будь то брат, будь отец, будь чадо, будь любимый, будь

16любящий, оно ненавидит, обвиняет, проклинает. Ведь оно по IIрироде рождено ничего так не любить, как свою пользу: в

17ней и отец, и брат, и родные, и отечество, и бог. И вот когда

нам кажется, что в этом преп,ЯТСТВУЮТ нам боги, мы и их по­

носим, опрокидываем их статуи, сжигаем храмы, как Алек­

 

сандр велел сжечь святилище Асклепия из-за того, что его

1R

любимый умер". Поэтому если кто положит пользу и свя­

 

тость, прекрасное, отечество, родителей, друзей в одном и

 

том же месте, то все это сохраняется, если же положит поль­

 

зу в одном месте, а друзей, отечество, родных и само спра­

 

ведливое в другом месте, то все это, перевешиваемое поль-

19

зой, отступает прочь. Ведь где «я». и «мое», туда неизбежно

 

должно склоняться живое существо: если в плоти, главен­

 

ствующее неизбежно должно находиться там; если в свободе

 

воли, то - там; если в том, что относится к внешнему миру,

20

то - там. Стало быть, если я там, где свобода воли, то только

 

так буду я и другом, каким должен быть, и сыном, и отцом.

 

)то ведь будет мне польза - сохранять в себе честного, со-

142


вестливого, терпимого, воздержного и способного к содей-

 

ствию, соблюдать отношения. Но если я положу самого себя

21

в одном месте, а прекрасное в другом месте, то так обретает

 

силу разум Эпикура, заявляюший, что прекрасное есть или

 

ничто или, разве только, ходячее мнение.

 

 

 

Из-за этого незнания и ссорились афиняне и лакедемоня-

22

не, фиванцы -

с теми и другими, великий царь!'! - с Элла-

 

дой, македоняне - с ними обоими, сейчас римляне -

с ге­

 

тами, и еше раньше события вИлионе произошли из-за этого.

 

Александр!! был гостем Менелая, и если бы кто-нибудь уви-

23

дел, как они дружелюбны друг с другом, то не поверил бы

 

говоряшему, что они не друзья. Но вот между ними брошен

 

кусочек, смазливенькая бабенка, и за него -

война. И сейчас,

24

когда ты увидишь друзей, братьев, живуших, как тебе кажет-

 

ся, в согласии, ты не тут же заявляй что-то об их дружбе, да-

 

же если они будут клясться в ней, даже если будут говорить,

 

что не в состоянии расстаться друг с другом. Не заслуживает

25

доверия верховная часть души никчемного человека: она

 

нетверда, неспособна судить, побеждается то одним, то дру-

 

гим представлением. Нет, ты справляйся не о том, о чем

26

остальные, от одних и тех же ли они родителей, вместе ли

 

воспитывались и одним и тем же ли воспитателем, но только

 

о том, где они полагают пользу для себя, вовне ли или в сво-

 

боде воли. Если вовне, то не называй их друзьями, точно так

27

же, как и честными или твердыми, или смело уверенными,

 

или свободными, но даже и людьми, если ты умен. Это ведь

28

не человеческое мнение заставляет кусаться и поносить друг

 

друга, занимать уединенные места или площади собраний,

 

как разбойники горы!2, и в судах выказывать разбойничьи

 

нравы, и это не оно превращает в невоздержных, в прелюбо-

 

деев, в растлителей, и все остальные проступки, которые лю-

 

ди допускают друг против друга, проистекают от одного и

 

только одного

этого мнения - полагать

самих себя

и все

 

свое в том, что не зависит от свободы воли. А если ты услы-

29

шишь, что эти люди поистине считают, что благо только там,

 

где свобода воли, где правильное пользование представле­

 

ниями, то уже не любопытствуй, сын ли и отец они, братья

 

ли, много ли времени ходили вместе в школу и товарищи ли,

 

но узнав только само это, заявляй со смелой уверенностью,

 

что они друзья, так же как, что они честные, что они спра-

 

ведливые. В самом деле, где в ином месте дружба, как не там,

30

где честность, где совесть, где преданность прекрасному, и

 

ничему другому?

 

 

 

«Но он столько времени заботился обо мне, и, оказывает-

31

ся, не любил меня?» Откуда ты знаешь, рабское ты существо,

 

не заботился ли он так, как обувь чистит свою, как скотину?

 

143