ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 694
Скачиваний: 0
Первый акт Вторая картина. Комната в замке. Аркель и Женевьева.
Женевъева читает письмо Голо королю Аллемонды Аркелю, в котором он сообщает о своей женитьбе на Мелизанде, просит разрешения приехать, принять ее как принцессу. В этой же сцене появляется главный герой — Пеллеас. Он хочет уехать к другу, который опасно болен. Но Аркель не отпускает его, ведь отец Пеллеаса также смертельно болен. Так Аркель — мудрый Аркель — направляет ход драмы в то русло, которого попытался бы избежать, если бы знал, к чему приведет его вмешательство.
Экспозиция продолжается. Это одна из самых статичных сцен. Бесконечно печальный колорит господствует и здесь. В этой сцене особое внимание привлекает декламация Женевьевы. В ней — близость католическому псалмодированию, григорианскому пению (Просто, без нюансов — ремарка композитора)^ Речитация, как в григорианике, вьщержана в строгой диатонике, в среднем регистре, в плавном ритмическом движении восьмых и шестнадцатых длительностей. Основана она на частом повторении одного звука или на движении по малым интервалам.
Оркестровое сопровождение очень отличается от первой сцены. Фактура прозрачна, в оркестре, казалось бы, происходит мало событий. Всего два раза появляется тема Мелизанды. Появляется не тогда, когда впервые заходит о ней речь, как сделал бы Вагнер, а позднее, на словах письма «Сможет ли Аркель принять ее как свою дочь...». И еще раз — через несколько тактов, на словах «...тогда я к вашему берегу пристану».
Начало сцены отмечено мотивом восходящих фигураций, выведенного из завершающего фрагмента темы Мелизанды. Его та- инственно-печальное и многозначительное звучание как символа завязки или «исходного момента» драмы «откликнется» вблизи развязки драмы, во 2-й картине IV акта (в сцене Мелизанды и деда Аркеля). Это типичный ситуационный мотив, который иногда называют мотивом Аркеля, ибо он будет сопровождать веские слова Аркеля о жизни, смерти и красоте (IV-2): «...в эти годы, когда, быть может, я собрал плоды моей жизни, зная тщетность и мимолетность желаний людских, должен сказать, что юность и красота влекут нас к себе. Они вокруг себя создают эту радость, счастье и свет». Вот яркий пример мотива-символа, который собирает в себе многие смыслы. Относится он, конечно, к Мелизанде и воплощает идею
56
юности, красоты ее, судьбы ее и...смерти. Не случайно в контрапункте к восходящим фигурациям звучит мотив Мелизанды, он завершает 2-ю сцену и открывает интерлюдию к 3-й сцене.
ПРИМЕР 14. Пеллеас (I - 2)
J |
ршрш |
т |
|
щрр- т |
|
|
|
Этот пример показывает, как работает с материалом Дебюсси, как много вариантов он извлекает из тем и какое значение им придает. Принцип реминисценций отдельных, подчас очень лаконичных и, казалось бы, незначительных мотивов или даже интервальных, фактурных элементов играет важную роль в интонационной драматургии Пеллеаса.
Новая тема — нежная и певучая — возникает в оркестре на словах Аркеля «...он всегда внимал моим советам». Это лирическая сердцевина сцены. В ней есть нечто от простой песенной мелодии. Она появляется до прихода Пеллеаса. Ее интервалика предвосхищает его будущую тему (начальный ход — кварта е-а) и одновременно напоминает секундово-терцовый строй темы Мелизанды. Таким образом, и здесь угадывается символика: двум судьбам суждено сблизиться, что композитор зашифровывает в звуках и интервалах.
В момент, когда входит Пеллеас, его сопровождает собственный мотив. Он включает различные элементы, в частности, ритм самой мелодии (ровные четверти), ритм сопровождения (синкопированная фигура) и интервалика: большая секунда, большая терция, чистая кварта, причем колебание чистой кварты — это зерно темы Пеллеаса. Немаловажна также и высота звуков кварты. Длительно акцентируется колебание кварты е-а (см. пример 3).
Итак, сцена тематизмом отнюдь не насыщена. Однако обращают на себя внимание события иного плана: музыкальное содержание составляют не столько развернутые темы и мотивы как в 1-й сцене, сколько отдельно взятые звуки и аккорды на определенной высоте. Они повторяются, долго вьщерживаются, их значение акцентируется разными способами. Укажем основные моменты:
1.В начале сцены — ход баса (контрабасы) as-a-e — анаграмма Пеллеаса, включающая его светлый (а) и темный {as) тоны.
57
2.Одинокий звук е, протянутый у флейты и гобоя, затем у скрипок и альтов (с. 29, 30 клавира), как органный пункт возникнет в этой сцене еще не один раз.
3.Звук fifataliti) служит опорой в аккордах, собирающих анаграммы героев: f-c-a-e-a-d. Этот пятизвучный комплекс — неоднократно упоминаемый центральный элемент системы (ЦЭС) Пеллеаса — пронизывает всю сцену^. Этот комплекс сопровождает фразу Женевьевы «В башне фонарь не забудь засветить в этот вечер, Пеллеас».
4.Параллелизмы кварто-квинтовых созвучий — реминисценция темы-застав- ки (см. с.30). В верхнем голосе — акцент на квартовом и квинтовом ходе е- а-е (анаграммы Пеллеаса и Мелизанды).
Первый акт
Третья картина. Перед замком.
Первая встреча Пеллеаса и Мелизанды в парке. Здесь появляются важные словесные символы: мрак-свет («темный парк, куда солнце не заглядывало», «мы ищем свет»), море («Я пришел со стороны моря» — первые слова Пеллеаса, обращенные к Мелизанде), буря ( Пеллеас:«Будет буря на море в эту ночь, хотя сейчас оно так спокойно!»), ветер («вы слышите шум моря, это поднимается ветер»). Есть здесь и словесные лейтмотивы, которые найдут продолжение. Пеллеас: «Пожалуйста, дайтеруку мне...». Мелизанда: «Но они полны цветов...». Эмоциональный тон сцены полон тихой нежности и скрытой тревоги, предчувствия любви и драмы, с нею связанной. Это единственная сцена, где в качестве тревожной тембровой краски используются возгласы мужского хора за сценой — голоса отплывающих на корабле моряков.
Небольшая сцена является продолжением экспозиции. В соответствии с текстом утверждаются звуковые символы в виде центральных мотивов и в виде отдельных тонов и аккордов, придавая все большую глубину измерения. Открывается картина мотивом Мелизанды в новом ритмическом варианте и с новым «распетым» окончанием. Солирующий гобой, как и в начале оперы, интонирует тему на колеблющемся фоне триолей. Этот вариант мотива Мелизанды является центральным в данной сцене^^ Он символизирует первую встречу ее и Пеллеаса и все, что с нею связано; с таким значением и от того же звука прозвучит позднее, во 2-й сцене IV акта. Таким образом, мотив-символ связан не только с персонажем, но и с драматической ситуацией.
'^Дебюсси К. Пеллеас и Мелизанда. С. 30, 31, 32, 41.
'' Точно в таком виде и от того же звука он прозвучит еще в середине и в конце этой картины как рефрен (см. с. 45 и 58 клавира).
58
Первая фраза Пеллеаса «Я пришел со стороны моря» дает импульс диалогу, вращающемуся вокруг моря. Слова, имеющие символический смысл: «Кто-то покидает порт» (как символ ухода, прощания) в оркестре сопровождает тревожное тремоло на знаменательном тритоне d-as у контрабасов и виолончелей. Ббльщую часть картины сопровождают трепещущие, тремолирующие, колеблющиеся ритмические фигуры в оркестре: то тридцатьвторыми, то щестнадцатыми, то восьмыми длительностями (в триолях). Они отражают и спокойное колебание волн, и ожидаемые волнения на море, предсказывая гибель кораблю, который отправляется в плаванье, предрекая людские бури и «уход» (гибель) героев, которые тоже отправляются в свое «плаванье». И не случайно на этот фон накладывается важный звуковой символ: новый тревож- но-угрожающий вариант мотива Голо с пунктированной ритмической фигурой на звуках f-g. На этих же звуках он повторяется мнoгoкpaтнo®^ то в виде тремоло триолей, то на тремолирующем фоне. Нельзя не обратить внимания на звуки f-g, ибо это анаграммы Голо и фатума. Множество раз звучит мотив Мелизанды, в том числе и в контрапункте с мотивом Голо. Секунда c-d (анаграмма Дебюсси и одновременно интервал Голо), связанная с темой мрака, тьмы, тени, акцентируется у кларнетов на словах Женевьевы «и меня пугали эти страшные леса».
Мотивы и звуковые символы картины:
—мотив Мелизанды в новом варианте с распетым окончанием;
—мотив Голо на тонах f-g\
—тритон rf-fls;
—секунда c-d.
Второй акт
Первая к m к н а . Источник в парке.
В полдень встреча Пеллеаса и Мелизанды у бассейна слепых. Первые проявления взаимного влечения. Главное событие — падение обручального кольца в бассейн. Случилось это в полдень.
Одна из ключевых сцен, самая насыщенная многозначительными звуковыми элементами, являющаяся завязкой драмы. Вместе с тем, одна из самых светлых по характеру и соверщенных по выполнению. Тонко, тихо раскрывается замечательный миг в жизни людей — первые проявления любовного влечения. Сколько возмож-
' Там же. С. 51,53, 55.
59