Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 727

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но лаконичны. Они прослаиваются разного рода с о н о р н ы м материалом, в котором важны оркестровые тембры, фактура и ритмическая пульсация. Эти «сонорные» фрагменты по величине обычно больше, чем конкретные мотивы. Они основаны на восходящих, нисходящих пассажах параллельными секундами, терциями, аккордами, на аккордовых ^/шаяЛ, на тремоло струнных, на протянутых аккордах струнных, на трелях, скользящих хроматизмах. Вся ткань как бы дышит, волнуется, трепещет, порхает, скользит, вспыхивает, гаснет, вновь вспыхивает, накатывается, как волны прибоя, шуршит, как ветер в ветвях.

В политембровой фактуре видна непрерывная игра мотивами: они рождаются как бы по «цепной реакции», чередуются в непредсказуемом порядке, накладываются друг на друга, появляются неожиданно, также неожиданно исчезают, чтобы, появившись один раз, больше «на сцену» не выходить. Т а к и м о б р а з о м , т е ч е н и е м у з ы к и о с н о в а н о на м г н о в е н н о м п о к а з е р е л ь е - фа и его н е м е д л е н н о г о р а с п ы л е н и я , к о т о р о е з а - н и м а е т б о л ь ш е е м е с т о , ч е м р е л ь е ф н ы й м о т и в .

Чтобы обозначить лишь самые важные мотивы (и то не все), понадобились все буквы латинского алфавита, что видно на схеме.

Схема № 37. Игры

А

 

 

 

в

 

Вступл.

 

 

 

 

 

а b ai Z

R b, b z..

c d

Ri d,

e f e, fl g

R:

 

I

ЭПИЗ.

 

И ЭПИЗ.

 

 

Ц.6

Ц.10

Ц.14

Ц.17

Ц.22

 

Biреприза

 

 

 

Кз

h, d2 ki/m k2

v\

R4

Vl

 

IV эпизод

вальс

V

ЭПИЗ.

Ц.51

Ц.55

 

Ц.65

Ц.67

 

С

средний раздел

h i j c i j k z l k h m n o p n i ЭП. С) z q к (кульмин.) s

23(+5 T.)

 

ц.27(-2 т.)

 

 

 

A] кода

Rs

Rs

w

a2

Ц.69

Ц.71

Ц.78

Ц.81

Комментарии к схеме:

А: Вступление. В нем 6 значительных элементов. Буквами отметим только 3 из них:

а — на нисходящих увеличенных трезвучиях; b — нисходящий ступенчатый ход; Z — вариант мотива зова.

В: Основной раздел. Мотивы, обозначенные буквами, разделены интермедиями. Они от двух до нескольких тактов, в схеме не обозначены.

343


R — рефрен (танцевальный);

с — цитата из Игр волн; d/z — лирический с мотивом зова в контрапункте (sans rigueur, doux et expressif);

d|— мотив томления;

Cj (doux et expressif) — лирическая тема фагота; f — квазицитата из Моря;

h — речитативный мотив гобоя. С: Центральный раздел.

i — лирический, секундовый, новый мотив томления; j — вариант мотива i;

к — лирический (ц.30+4); 1 — иронический;

m — марш;

п (ц.38) — развернутый мотив в восточном стиле; о (ц. 41) — лирический;

р (ц. 42+3) — лирический восходящий, переходит в мотив Игр волн; q (ц. 43) — медленный эпизод;

п, (ц. 44) — в ритме вальса;

S (ц. 49) — речитативный лирический эпизод. В,: Реприза (ц. 51)

V (ц. 64) — вальс;

W — мотив коды данного раздела. А,: Кода.

В с т у п л е н и е (А) состоит из трех разделов, каждый мотив этого вступления попадет в том или другом виде в музыкальную ткань основного раздела. Эти разнохарактерные мотивы — лирические и скерцозные (а среди них есть и вариант мотива зова) создают призрачную картину, чарующую своим мерцающим колоритом. Таинственно звучит начальный мотив на увеличенных трезвучиях у духовых на фоне струнных divisi. Его прерывает скерцозный нисходящий ступенчатый мотив (напоминающий нам об испанском мотиве Иберии), «пляшущие» большие секунды, а также нисходящие пассажи большими секундами. Ритмический мотив попеременно поручен то малому барабану, то ксилофону, то альтам, то фаготу. Сонорика здесь преобладает

П е р в ы й р а з д е л (В) более всего напоминает ритурнельную форму. В нем три проведения и три эпизода, некоторые из них многомотивные^''^ Уже в первом разделе появляются символические мотивы: это трелеобразный мотив (с), напоминающий основной мотив из Игр волн, затем мотив зова (z)^^ и основной мотив (квинто-

Несомненно, здесь есть сходство с микророндальностью I части Фавна или первым разделом По улицам и дорогам. Однако мотивная работа в Ягрох усложнена

инепредсказуема в своем развитии.

^Он появится и в среднем разделе.

344


вая арабеска) — вариант мотива первой части Моря (/). Это очень важно для понимания смысла партитуры Игр, ибо естественно возникает мысль об играх стихий.

Очень выразителен предыкт к среднему разделу, в котором появляются речитативные мотивы у гобоя, английского рожка, затем в партии солирующего альта (ц. 23+5 — ц . 26). Они займут важное место и в центральном разделе.

С р е д н и й р а з д е л вьщеляется тем, что в нем исчезает тема ритурнеля и появляется множество новых мотивов в непредсказуемом чередовании друг с другом. Одни из них возникают два-три раза, другие, прозвучав один раз, больше не появляются. Возникают мотивы из вступления (многократно повторяется мотив зова), лирические речитативные мотивы из предыкта к среднему разделу и мо- тив-квазицитата из Игр волн. Ни один из мотивов не повторяется точно, а всегда в вариантном изменении. Закономерность формы неуловима. И в этом, разумеется, особая прелесть. Слушая, никак не предугадаешь, куда поведет нас фантазия композитора. Смена темпов — капризна, а калейдоскоп мотивов — очень пестрый.

Этот раздел контрастирует крайним также более медленным темпом, который начинает преобладать и, что особенно важно, увеличением роли лирических мотивов: нежных, жалобных, игривококетливых, страстных и т.п. Все они окрашены в разные эмоциональные оттенки, но в них уже слышится человеческий голос, иначе говоря, и г р ы я в н о п е р е н о с я т с я в ч е л о в е ч е с к и й

пл а н .

Вр е п р и з е (В^) восстанавливаются функции рефрена. Но и здесь он не повторяется точно, хотя и узнаваем. К концу раздела его роль увеличивается, он проходит многократно. В качестве многоступенчатых эпизодов появляются новые мотивы, а также и видоизмененные мотивы средней части.

Этот раздел ведет к главной кульминации всей партитуры Игр. Мощный подъем осуществляется на лирико-танцевальном мотиве в пунктированном ритме из средней части (к). Здесь словно игры стихий и игры человеческие смешиваются, объединяются в едином потоке. Интенсивное нарастание подводит к развернутой теме вальса. Это по существу новая тема длительностью в 18 тактов, хотя в ней есть ритмическая пунктированная фигура мотива к.

Тема вальса воспринимается как некий лирический центр всей партитуры, к которому устремлено все развитие. Вальсовую тему перебивает мотив рефрена, но раздробленные мотивы вальса в этой

345


суматошной «борьбе» продолжают нагнетание. Звучание вальса приобретает постепенно экстатический характер. Достигнув самого высокого накала, вихрь приостанавливается речитативными репликами (по сценарию — «поцелуй втроем»). И нисходяший пассаж деревянных духовых и тремоло струнных изображают полет мяча, брошенного таинственной рукой. Не является ли этот «мяч» неким символом ифы? (Напомним о мотиве потерянного мяча в Пеллеасе). После чего загадочно тихо звучит кода (А^), построенная на материале вступления. Музыка пролетела и исчезла, словно мираж, растворилась в пространстве.

Бесспорно, Игры принадлежат к ключевым произведениям XX века. Так, в частности, считает и Стравинский, назвав их в одном ряду со своей Весной священной, Лунным Пьеро Шёнберга и Пятью песнями ор. 4 Берга, по его мнению, самыми значительными опусами, созданными в знаменательный 1912 год.

Действительно, в Играх Дебюсси пришел к созданию звуковой материи нового типа: вибрируюшей, волнующей, трепешушей. Она интегрирована мозаикой мотивов по вертикали и по горизонтали, в результате чего появляются с о н о р н ы е п о л я , в которых явное предчувствие сонорики XX века.

Ящик с игрушками (1913) La boite к Joujoux

Третий и последний балет Дебюсси закончил в клавире в конце 1913 года, а большую часть оркестровки композитор наметил в 1914 году. Работа над балетом продолжалась, вероятно, до 1917 года, но оркестровка до конца доведена не была. Это сделал после смерти Дебюсси его близкий друг композитор Андре Капле. В клавире балет издал Ж. Дюран в 1913 году, а первая постановка состоялась 10 декабря 1919 года в Лирическом театре Водевиль.

Заказ на создание детского балета Дебюсси получил от Андре Элле, который принес готовый сценарий с очаровательными рисунками. Дебюсси с удовольствием принялся за работу. Роль papachouchou^^\ которой он очень гордился, явно вдохновляла его. По этому поводу музыкальный критик Марсель Дитши метко заметил: «Он /Дебюсси/ извлек свой балет из ящика с игрушками Шушу»^^.

Papachouchou (папа Шушу) — так в письмах к дочери подписывался Дебюсси. Цит. по: Lockspeiser Е., Halbreich Н. Ор. cit. Р. 742.

346


Для Дебюсси этот ящик бьш явно полон поэзии. Об этом сввдетельствуют строки письма Дебюсси к А. Элле 27 сентября 1913 года:

«Душа кукол более таинственна, чем даже мог предположить М. Метерлинк, и она плохо переносит болтовню, которой часто довольствуются человеческие души»^^.

А 1 февраля 1914 года в журнале Comoedia Дебюсси поместил к законченному балету следующие комментарии:

«Вы видите — все это очень по-детски просто. Но трудно воплотить эту простоту на сцене, сделать ее естественной и трудно наделить персонажей чудаковатыми лицами и угловатыми, кукольными жестами. А особенно трудно передать их характер. А без всего этого пьеса не будет иметь никакого смысла. Я старался быть ясным и интересным без всяких претензий и ненужной акробатики». И еще скромно добавил: «Это пантомима с музыкой, которую я написал в рождественский альбом для детей, чтобы их позабавить. И не более

Аиого»"".

В первом издании клавира с рисунками А.Элле сценарий описан следующим образом:

«Эта история произошла в одном ящике с игрушками. Вообще-то ящики с игрушками — своего рода города, в которых игрушки живут, как люди. Или, быть может, города есть не что иное, как ящики с игрушками, в которых люди живут, как игрушки.

Куклы танцевали. Деревянный солдатик, увидев одну из них, влюбился. Но Кукла уже отдала свое сердце другому — ленивому, легкомысленному и скандальному Полишинелю. Драка между Полишинелем и Солдатиком приводит к большому сражению между полишинелями и солдатиками, в котором влюбленный Солдатик был серьезно ранен.

Покинутая негодным Полишинелем Кукла забрала Солдатика к себе домой, лечила его и, в конце концов, влюбилась в него. Они поженились, были счастливы и имели много детей. Дерзкий Полишинель стал сторожем, и жизнь в ящике с игрушками продолжалась».

Дебюсси написал балет в одном действии, в четырех картинах с Прелюдией и Эпилогом. Первая картина представляет магазин иг^ рущек и парад персонажей кукольного мира; вторая — сражение между солдатиками и полищинелями; третья — заброщенную ферму «на продажу», которую покупают Кукла и Солдатик; в четвертой

Цит. по: Lockspeiser Е., Halbreich Н. Ор. cit. Р. 742. ««Ibid. Р 743.

347