Для Дебюсси этот ящик бьш явно полон поэзии. Об этом сввдетельствуют строки письма Дебюсси к А. Элле 27 сентября 1913 года:
«Душа кукол более таинственна, чем даже мог предположить М. Метерлинк, и она плохо переносит болтовню, которой часто довольствуются человеческие души»^^.
А 1 февраля 1914 года в журнале Comoedia Дебюсси поместил к законченному балету следующие комментарии:
«Вы видите — все это очень по-детски просто. Но трудно воплотить эту простоту на сцене, сделать ее естественной и трудно наделить персонажей чудаковатыми лицами и угловатыми, кукольными жестами. А особенно трудно передать их характер. А без всего этого пьеса не будет иметь никакого смысла. Я старался быть ясным и интересным без всяких претензий и ненужной акробатики». И еще скромно добавил: «Это пантомима с музыкой, которую я написал в рождественский альбом для детей, чтобы их позабавить. И не более
Аиого»"".
В первом издании клавира с рисунками А.Элле сценарий описан следующим образом:
«Эта история произошла в одном ящике с игрушками. Вообще-то ящики с игрушками — своего рода города, в которых игрушки живут, как люди. Или, быть может, города есть не что иное, как ящики с игрушками, в которых люди живут, как игрушки.
Куклы танцевали. Деревянный солдатик, увидев одну из них, влюбился. Но Кукла уже отдала свое сердце другому — ленивому, легкомысленному и скандальному Полишинелю. Драка между Полишинелем и Солдатиком приводит к большому сражению между полишинелями и солдатиками, в котором влюбленный Солдатик был серьезно ранен.
Покинутая негодным Полишинелем Кукла забрала Солдатика к себе домой, лечила его и, в конце концов, влюбилась в него. Они поженились, были счастливы и имели много детей. Дерзкий Полишинель стал сторожем, и жизнь в ящике с игрушками продолжалась».
Дебюсси написал балет в одном действии, в четырех картинах с Прелюдией и Эпилогом. Первая картина представляет магазин иг^ рущек и парад персонажей кукольного мира; вторая — сражение между солдатиками и полищинелями; третья — заброщенную ферму «на продажу», которую покупают Кукла и Солдатик; в четвертой
Цит. по: Lockspeiser Е., Halbreich Н. Ор. cit. Р. 742. ««Ibid. Р 743.