Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 722

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

J

j

u

j

L t f Г |P

r

l

 

 

m dint

J'

J

J

J J '

 

 

 

 

iiJ

 

 

 

dim.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

LT

 

 

dint

ПРИМЕР 90a. Струнный квартет. П1 часть

 

 

 

м

 

 

p- pr-=

r г

r^ir F ^

¥

rrjTpl- Г — — n

ГТГГ

¥

p otez la sourdine

 

 

 

 

 

 

 

 

IK * * 1

»>: —1 к—

 

 

3

rhi

П • r 1

1 1l-j-

 

 

 

 

— J —J ^

 

- • --iiL- ''

 

 

 

 

r

JT 1* — r-J—f—ri

 

dim. -

 

pp

 

 

 

 

 

 

 

'

^

f • ^

isntA

dim. -

 

>

 

— ^

,

r j

=

 

 

 

 

 

 

 

en dehors

 

 

 

 

 

et expressif

 

 

 

 

-ТТГШ\

 

 

 

 

Л JJ

E

f '

^ ^ "^

J ^

f • ^

 

J r

^ "I J

r

^

writ

^^>j • . — *

=

 

 

 

^^^^r*

 

 

 

24 zak218

353


Главная партия — в трехчастной форме. В ее середине {expr. et soutenu, рр) появляется лирическая мелодия, порученная первой скрипке (затем — виолончели) в сопровождении тремолирующей фактуры (как многие страницы оперы Пеллеас и Мелизанда). Реприза главной партии играет роль связующей темы и подводит к тональности побочной.

Побочная партия — вторая лирическая тема. Это непритязательная мелодия типа колыбельных песен (тональность es-moll). По характеру она близка второй теме главной партии. Обе темы, прозвучав один раз, больше не появятся ни в разработке, ни в репризе. Уже в этом проявляется полная свобода в построении сонатной формы.

Разработка построена на противоборстве двух тем — главной и новой песенной темы. Последняя — в духе лирических тем экспозиции, нежная и экспрессивная {doux et exspressif). Т а к и м о б - р а з о м , о д и н и т о т же л и р и ч е с к и й о б р а з п р е д - с т а в л е н т р е м я р а з н ы м и м е л о д и я м и , и н а ч е г о в о - ря, о н д а н в р а 3 в и т и и. Каждая новая мелодия все более экспрессивна, третья же из них сближается с главной темой: в ее ритмическом рисунке есть, как и в главной, триоль (хотя и восьмыми), синкопы, восходящий ход по звукам трезвучия. В процессе развития две темы еще больше сближаются, объединенные пульсирующими терциями в триолях.

Разработка весьма динамична и в кульминации достигает страстного патетического звучания. В ее фактуре появляется моноритмическое во всех голосах движение триолями (восьмыми) с параллелизмами неразрешенных диссонансов, что является смелым прорывом в гармонию XX века.

ПРИМЕР 91. Струнный квартет. 1 часть

354

т

 

 

г г г

 

^ 1

 

 

 

 

0

п

i l l г п

1 1 1

 

'

J ^ J

^ J

^ J

щ -

 

- 1. П р~ V -

 

г-п

Ш-

Г Г ^^ • 1 г г ^ ^ •

 

 

J

L f , ^

^

J '

dim.

 

 

CLf^ ^

dim.

^ J j ^ i

o v

J ф^

^ ^ •

* •

 

T

J • • •

dim.

 

 

 

 

 

^ J U

J

 

^ J 4 J '

в репризе главная партия дана в вариантном изменении, без середины, а тему побочной партии заменяет лирическая тема из разработки, чем композитор и подчеркивает их внутреннее родство.

Начало коды отмечено полиритмией: фигурации пульсирующих триолей восьмыми длительностями накладываются на триоли четвертями. Такой род полиритмии станет в дальнейшем одной из характерных черт музыки Дебюсси. Мелькает измененная лирическая тема из разработки, ее сметает вихрь унисонных пентатонических потоков в моноритмическом движении всех инструментов. Кульминационное завершение части (динамика f-jf в последних пассажах) — дань музыке классико-романтической эпохи.

Вторая часть

Assez vif et bien rithme (Достаточно быстро и очень ритмично), G-dur, 6/8

Вторая часть (скерцо) наиболее смелая по форме и по тембровым краскам. Написана она в необычной для классического скерцо концентрической форме (схемаскерцо: A-B-C-D-B,-A|). Почти весь материал скерцо основан на главной партии первой части квартета и на ее трансформациях. Тематизм выстраивается на основе вариантно-вариационного принципа.

Темпераментная и зажигательная музыка этой части открывает «испанистику» Дебюсси, представленную позднее длинной вереницей пьес. Основное движение — триольное, как в быстрых испанских танцах. Pizzicato аккордов струнньгх во вступлении звучит как переборы струн гитары. Начальная тема, порученная альту (любимый тембр Дебюсси среди струнных), — танцевальная мелодия с характерной для испанской музыки опорой на доминантовый тон. Она играет роль остинатного мотива, на фоне которого вьются контрапункты. Сама же мелодия-05/гяа/0 является первой трансформа-

24*

355


 

 

 

 

pizz. p un peu en dehors

 

 

 

 

m

pp

 

 

 

 

dim.

pp

 

цией лейттемы. Она кардинально изменила свой облик, превратив-

шись в скерцозную, и в свою очередь дает импульс к рождению но-

вых вариантов.

 

 

 

 

ПРИМЕР 92. Струнный квартет. I часть

 

 

Assez vif et bien rythmi

J . = Ш

 

 

 

Ь

 

 

 

h

 

 

>

>

р dim.

>

- f V

 

 

 

 

го—я

 

 

Г П

к Д р —Г" [| Л

 

>

:>

1

1

 

>

pizz.^

 

 

 

- Е

С

п

 

Р

Р

 

5

Ш

r

pp

в начальном разделе скерцо применена форма старинных вариаций на basso-ostinato, правда, с предельно лаконичной темой, всего в два такта. Используя принцип вертикально-подвижного контрапункта, Дебюсси делает ведущий мотив этой части то bassoostinato, то выводит его на положение основного мотива. Сам факт использования приемов письма барочной эпохи — нечто совершенно новое в музыке этого времени, и к ним Дебюсси вернется еще не один раз.

Вторым, чисто дебюссистским новаторским приемом развития и изложения материала является присутствие рядом с яркими темами кратких фрагментов, чаще всего основанных на фигурациях разного типа, что стало смелым прорывом в атематическую музыку XX века. Очень разнообразные по фактуре и по гармоническому

356


наполнению эти вставки выполняют роль интермедий между проведением рельефных тем. Подобный принцип развития материала будет характерен и для дальнейших сочинений композитора.

Очень красива лирическая трансформация основного мотива во втором разделе {В). Он звучит в многократном увеличении (прием, также пришедший из музыки барокко).

ПРИМЕР 93. Струнный квартет. II часть

агсо

357

в интермедии, предваряющей этот мотив, как и в его сопровождении, появляется важный фактурный элемент: тремолирующие щестнадцатые, как известно, играющие важную роль в Пеллеасе. Позднее они появятся во многих сочинениях Дебюсси. За этим фактурным элементом явно кроется некий тайный смысл, и потому его можно рассматривать как своего рода фактурный мотив-символ^".

Центральный раздел построен на двух новых трансформациях лейттемы Квартета: на песенной лирической теме (С) и сумрачной скерцозной (D), в которой лейтгема предстает в ритмическом уменьшении.

Реприза — ошеломляюще смелый раздел квартета. Возвращается главная тональность G-dur. Проведение темы скерцо разворачивается в редком размере 15/8 (позднее он встретится в Весенних

хороводах). Все

ч е т ы р е и н с т р у м е н т а к в а р т е т а и г р а -

ют pizzicato.

Мелодия совсем растворяется в фактуре по суще-

ству амелодической и в общих формах движения. В фигурациях смутно угадываются отдельные обороты начальных мотивов — главных и интермедийных, но трудно сказать каких именно. В этом разделе, где мотивы как бы рассыпались на осколки, есть отдаленное сходство с pizzicato из скерцо Четвертой симфонии Чайковского, которую Дебюсси играл в четыре руки с Н.Ф. фон Мекк. Возможно, не без влияния Чайковского родилась эта реприза. Короткая кода, словно тихое биение ударных инструментов (pizzicato струнных) завершает часть в динамике pianissimo.

Третья часть

Andantino, doucement expressif (Андантино, с нежной выразительностью), Des-dur, 6/8

Третья часть — нежное и трепетное Andantino на чарующей теме. Так же, как и скерцо, Andantino написано в концентрической форме — A-B-C-Bj-Aj. Вступление привлекает внимание смелыми ладотональными красками. Начинается оно в далекой для главной тональности G-dur, сопоставляется с еще более далекой тональностью Fes-dur. Поэтому появление Des-durосновной тональности Andantino — неожиданно, что придает звучанию начальной темы особое очарование.

Разумеется, трудно сказать, где раньше возник этот мотив — в опере или в квартете. Но это и неважно.

358


Второй раздел {Un реи plus vite — немного быстрее, раздел В) открывает соло альта без сопровождения в натуральном cis-moll. Задумчивая мелодия славянского типа трижды прерывается пустыми квинтами {g-d, fis-cis и cis-gis), продающими теме странно-загадоч- ный оттенок. В ней также есть триоль, объединяющая ее с лейттемой квартета.

ПРИМЕР 94. Струнный квартет. П1 часть

Un peu plus vite

= 88

IJ^..

Ш

pj^

ppp

Третья тема (новый вариант лейттемы квартета, раздел С) также поручена альту. Ее развитие чрезвычайно интенсивно, она переходит от инструмента к инструменту в сопровождении трепетного

ивсе более возбужденного фона. На гребне волны в кульминации,

упервой скрипки в высоком регистре, она звучит экспрессивно, с большим воодушевлением, как прекрасная романтическая мелодия. Возвращение второй темы альта {Вприносит успокоение. Теперь речитатив альта в октаву удваивает первая скрипка, и эти два струнных инструмента странно напоминают звучание архаических свирелей. Завершает третью часть варьированная реприза первой темы

иполное растворение звуков в тишине.

359