в интермедии, предваряющей этот мотив, как и в его сопровождении, появляется важный фактурный элемент: тремолирующие щестнадцатые, как известно, играющие важную роль в Пеллеасе. Позднее они появятся во многих сочинениях Дебюсси. За этим фактурным элементом явно кроется некий тайный смысл, и потому его можно рассматривать как своего рода фактурный мотив-символ^".
Центральный раздел построен на двух новых трансформациях лейттемы Квартета: на песенной лирической теме (С) и сумрачной скерцозной (D), в которой лейтгема предстает в ритмическом уменьшении.
Реприза — ошеломляюще смелый раздел квартета. Возвращается главная тональность G-dur. Проведение темы скерцо разворачивается в редком размере 15/8 (позднее он встретится в Весенних
хороводах). Все |
ч е т ы р е и н с т р у м е н т а к в а р т е т а и г р а - |
ют pizzicato. |
Мелодия совсем растворяется в фактуре по суще- |
ству амелодической и в общих формах движения. В фигурациях смутно угадываются отдельные обороты начальных мотивов — главных и интермедийных, но трудно сказать каких именно. В этом разделе, где мотивы как бы рассыпались на осколки, есть отдаленное сходство с pizzicato из скерцо Четвертой симфонии Чайковского, которую Дебюсси играл в четыре руки с Н.Ф. фон Мекк. Возможно, не без влияния Чайковского родилась эта реприза. Короткая кода, словно тихое биение ударных инструментов (pizzicato струнных) завершает часть в динамике pianissimo.
Третья часть
Andantino, doucement expressif (Андантино, с нежной выразительностью), Des-dur, 6/8
Третья часть — нежное и трепетное Andantino на чарующей теме. Так же, как и скерцо, Andantino написано в концентрической форме — A-B-C-Bj-Aj. Вступление привлекает внимание смелыми ладотональными красками. Начинается оно в далекой для главной тональности G-dur, сопоставляется с еще более далекой тональностью Fes-dur. Поэтому появление Des-dur — основной тональности Andantino — неожиданно, что придает звучанию начальной темы особое очарование.
Разумеется, трудно сказать, где раньше возник этот мотив — в опере или в квартете. Но это и неважно.