му, искусно орнаментированному странньши цветами ковру, откуда изъяты все кричащие и дисгармоничные тона»^^.
Дебюсси уже работал над сочинением оперы Пеллеас и Мелизанда, когда приступил к созданию Квартета. Первоначально его название выглядело так: Первый квартет ор. 10. Композитор намеревался написать Второй, но так никогда его и не написал.
Квартет едва ли не единственное произведение Дебюсси, представляющее классический четырехчастный цикл, в котором есть
Allegro, Скерцо, Andantino и Финал^^^. Но обозначения частей нетрадиционные, вместо темпа — характер, к тому же на французском языке: 1. Anime et tres decide. 2. Assez vifet bien rythme. 3. Andantino — doucement expressif. 4. Tres modere - tres anime^^^.
Своим лаконизмом Квартет Дебюсси приближается к квартетам Моцарта. Он вдвое меньше квартетов Франка, хотя точки пересечения именно с Франком есть: в частности, объединение четырех частей одним лейтмотивом. Архитектоническая рельефность Квартета Дебюсси отличает его от других произведений композитора, в которых он эту архитектоничность преодолевал.
Концепция Квартета — лирико-драматическая. По драматической насыщенности, эмоциональной открытости Квартет близок романтической музыке: квартетам Франка, Брамса, Дворжака, Грига. Определенная близость есть даже квартету Бородина. Типичны для романтической музыки, но не для Дебюсси, такие ремарки как со страстью, с воодушевлением.
В Квартете — особенно в I части и Финале — многие темы звучат интенсивно, ярко, в динамикеf f f . Подъемы к кульминациям — мощные, сами кульминации — рельефные. Но, несмотря на такую близость Квартета романтической музыке, в нем столько открытий, что можно сказать, с э т о г о п р о и з в е д е н и я н а ч и н а - е т с я в с я к а м е р н а я м у з ы к а XX в е к а .
Новизна фонического облика струнного квартета проявилась в нетрадиционном использовании смычковых инструментов. С помощью определенной фактуры, штрихов, артикуляции (флажолеты, сурдины), непривычных для каждого инструмента регистров композитор заставляет их звучать то как гитара, то как древ-
^^Цит. по: Zimmermann R. Preface / / Debussy. Quatuor. Leipzig, 197 L Напомним, есть еще Фантазия для фортепиано с оркестром, цикл которой
приближается к классическому концерту.
'''1. Воодушевленно и очень решительно. 2. Достаточно быстро и очень ритмично.
3.Andantino — с нежной выразительностью. 4. Очень умеренно — очень воодушевленно.