Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 725

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

картине на сцене комфортабельная ферма с вывеской: Через 20лет. Перед фермой — Солдатик с седой бородой, сильно располневшая Кукла, а рядом по росту выстроились их дети. Кукла уже не может танцевать, зато дети танцуют лихую польку.

Музыка балета значительно отличается от всех произведений, созданных в этот период, в частности, от партитур балетов Игры и Камма. Она значительно проще. Но в этой простоте есть и изысканность, и своеобразный тонкий юмор, постичь который непросто даже взрослым. Балет в определенном смысле входит в круг тем искусства Дебюсси. Самая близкая связь — с фортепианным циклом Детский уголок. Балет предстает как его сценический вариант. В том и другом случае Дебюсси вдохновляла детская комната Шушу. Даже некоторые персонажи из Детского уголка попали в Ящик с игрушками — это Кукла, Слоненок, Пастушок. На связь этих произведений указывает, в частности, одна цитата: Английский солдатик (персонаж балета) танцует под музыку Кукольного кэк-уока. Мелодия же танца заимствована из фортепианной пьесы Негритенок. Но параллели имеются не только с «детскими» пьесами. Мир игр — это и Игры волн, и Игры людские, здесь — игры игрушек. Удивительно, как все у Дебюсси оказывается взаимосвязанным! Даже этот, казалось бы, совсем простой по языку балет, его сценарий, выраженный в утонченных параллелях {ящики с игрушками — города...), и сама музыка — все это попадает в круг концептуально выстроенного творчества композитора. Но для каждого произведения, как и для этого балета, Дебюсси находит свой характерный язык.

Не без скрытого юмора композитор использует лейтмотивы в духе Вагнера, над которыми он всегда насмехался. Дебюсси демонстративно выписывает их около рисунков, изображающих персонажей балета. Кстати, насмешка над лейтмотивами Вагнера уже имела место в Кукольном кэк-уоке: в середине пьесы Дебюсси включил мотив томления из оперы Тристан и Изольда, после которого следовали скачущие аккорды с форшлагами. Так своеобразно выражено «хихиканье». Только кого? Самого Дебюсси?

В балете есть три основных лейтмотива: вальсовый мотив Куклы, фанфары Солдатика и скерцозный, построенный на параллелизмах больших секунд мотив Полишинеля. Все лейтмотивы в духе игрушечного мира. Но их демонстрация, их слишком конкретное использование подразумевает скрытый подтекст (для взрослых), дети могут все воспринимать всерьез.

348


Есть здесь и иные ассоциативные мотивы. Выше уже указывались аллюзии на пьесы Негритенок, Кукольный кэк-уок. К этому добавим мотив Хора солдат из оперы Гуно Фауст, который вкраплен в Марш солдат. В третьей сцене в наигрыше пастуха улавливается мотив популярной детской французской песенки II pleut bergerie. В России она известна под названием Жила-была пастушка. В первой сцене выход Слона, по свидетельству самого композитора, сопровождает «старая индусская песня, которая до наших дней существует для приручения слонов»^^^.

Ящик с игрушками по жанру — балет-пантомима. Здесь есть и сюита танцев, и номера типичные для пантомимы. После Прелюдии, которая рисует «сон в ящике», первая картина представляет всех участников балета, которые поочередно выходят из ящика, и каждый персонаж кукольного мира имеет свой танец, свой мотив, свой ритм. В параде игрушек, как и полагается, центром является вальс Куклы, который оркестрован в духе звучания музыкальной табакерки. Заканчивается сюита танцев большим Рондо всех игрушек в стремительном ритме тарантеллы. Рассвет заставляет всех игрушек спрятаться в ящике.

Вторая картина делится на три раздела: первый — пантомима Куклы и Полишинеля, в которой Кукла просит подарить ей кольцо и догадывается, что Полишинель ее обманывает (людские страсти!); второй — «великое сражение», которое начинается шумом приближающихся воинов; третий раздел рисует лунную ночь, пустынное поле сражения. На поле лежит раненый Солдатик.

Третья картина открывается мелодией детской песенки Жилабыла пастушка. В пантомиме участвует Солдатик с перевязанной рукой и Кукла. Издали доносится наигрыш пастуха (соло английского рожка), в котором есть аллюзии на многие пасторальные мотивы Дебюсси. Четвертая картина — также пантомима, которая завершается веселой полькой детей. В Эпилоге возвращается музыка (и декорации) первой картины: все игрушки прячутся в ящик.

Примечательная особенность партитуры Ящика с игрушками — значительная роль фортепиано. Иногда в звучании оркестра оно оказывается на первом плане. Это третья партитура Дебюсси (после ранней Фантазии для фортепиано с оркестром и после балета Камма), в которой фортепиано отведена столь значительная роль.

Lockspeiser Е., Halbreich Н Ор. cit. Р. 744.



Глава шестая

Камерная музыка

Струнный квартет g-moll (1893)

У Дебюсси немного камерных сочинений: Струнный квартет, три сонаты (для виолончели и фортепиано, для флейты, арфы и альта, для скрипки и фортепиано), пьеса для флейты соло Сиринкс.

Единственный Струнный квартет Дебюсси занимает место рубежного произведения. Написанный почти одновременно с Прелюдией к Послеполудню Фавна в 1893 году Квартет в сравнении с другими произведениями Дебюсси гораздо больше связан с традицией романтизма. Это с одной стороны. С другой — в нем немало и новаторских прозрений. На его открытия опирались композиторы XX века, обращаясь к жанрам камерной музыки (Равель, Барток, Хиндемит, Мийо, Онеггер и многие другие).

Первое исполнение состоялось в Национальном обществе музыки 29 декабря 1893 года^^^ Квартетом Э. Изаи, которому произведение и посвящено. В отзыве Поля Дюка, чуткого ценителя творчества Дебюсси, даже настоящего провидца в его оценке, было сказано следующее:

«Квартет господина Дебюсси несет на себе печать его индивидуальной манеры. Все в нем ясно и четко обрисовано, несмотря на большую свободу формы. Мелодический смысл произведения концентрирован и отличается замечательным вкусом. Поэтичная и оригинальная мелодика насыщает гармоническую ткань. В гармонии, несмотря на невероятную дерзость, нет ни грубости, ни резкости. Дебюсси довольствуется только последовательностью насыщенных аккордов, диссонансов, но не резких, даже более гармоничных и мягких, несмотря на их сложность, чем консонансы. Его мелодии проходят как по роскошно-

La 8ос1е1ё Nationale de la Musique de Paris — это общество было основано в 1871 году Сен-Сансом для пропаганды современной французской музыки.

350

му, искусно орнаментированному странньши цветами ковру, откуда изъяты все кричащие и дисгармоничные тона»^^.

Дебюсси уже работал над сочинением оперы Пеллеас и Мелизанда, когда приступил к созданию Квартета. Первоначально его название выглядело так: Первый квартет ор. 10. Композитор намеревался написать Второй, но так никогда его и не написал.

Квартет едва ли не единственное произведение Дебюсси, представляющее классический четырехчастный цикл, в котором есть

Allegro, Скерцо, Andantino и Финал^^^. Но обозначения частей нетрадиционные, вместо темпа — характер, к тому же на французском языке: 1. Anime et tres decide. 2. Assez vifet bien rythme. 3. Andantino — doucement expressif. 4. Tres modere - tres anime^^^.

Своим лаконизмом Квартет Дебюсси приближается к квартетам Моцарта. Он вдвое меньше квартетов Франка, хотя точки пересечения именно с Франком есть: в частности, объединение четырех частей одним лейтмотивом. Архитектоническая рельефность Квартета Дебюсси отличает его от других произведений композитора, в которых он эту архитектоничность преодолевал.

Концепция Квартета — лирико-драматическая. По драматической насыщенности, эмоциональной открытости Квартет близок романтической музыке: квартетам Франка, Брамса, Дворжака, Грига. Определенная близость есть даже квартету Бородина. Типичны для романтической музыки, но не для Дебюсси, такие ремарки как со страстью, с воодушевлением.

В Квартете — особенно в I части и Финале — многие темы звучат интенсивно, ярко, в динамикеf f f . Подъемы к кульминациям — мощные, сами кульминации — рельефные. Но, несмотря на такую близость Квартета романтической музыке, в нем столько открытий, что можно сказать, с э т о г о п р о и з в е д е н и я н а ч и н а - е т с я в с я к а м е р н а я м у з ы к а XX в е к а .

Новизна фонического облика струнного квартета проявилась в нетрадиционном использовании смычковых инструментов. С помощью определенной фактуры, штрихов, артикуляции (флажолеты, сурдины), непривычных для каждого инструмента регистров композитор заставляет их звучать то как гитара, то как древ-

^^Цит. по: Zimmermann R. Preface / / Debussy. Quatuor. Leipzig, 197 L Напомним, есть еще Фантазия для фортепиано с оркестром, цикл которой

приближается к классическому концерту.

'''1. Воодушевленно и очень решительно. 2. Достаточно быстро и очень ритмично.

3.Andantino — с нежной выразительностью. 4. Очень умеренно — очень воодушевленно.

351


ние духовые инструменты, то как ударные. Тембровая палитра Квартета абсолютно нова и своеобразна.

Много новшеств в гармонии и ладовой организации. В век повального увлечения Вагнером, хроматизированной тристановской гармонией, у Дебюсси преобладают натуральные лады (фригийский, лидийский, пентатоника). С большой свободой композитор использует диссонансы и их параллелизмы. Особенно впечатляют своей новизной параллелизмы диссонансов в бурных потоках фигураций.

Дебюсси здесь применил и новый способ взаимосвязи частей — не только через лейтмотив, но и через отдельные лаконичные элементы: ритмические или фактурные (о чем ниже).

Первая часть

Аптё et tres decide (Оживленно и очень решительно), g-moll, 4/4

Она (как и Финал) написана в сонатной форме, которую Дебюсси помимо квартета использовал еще только один раз в первой части Фантазии для фортепиано с оркестром. Сонатная форма построена достаточно свободно, но ясно и очень компактно.

Основа экспозиции — контраст действенной, энергичной главной партии и двух лирических тем. Главная тема в фригийском строе является лейтмотивом всего квартета. Ее ритмический рисунок весьма характерен благодаря начальной синкопе и триоли шестнадцатыми. Эта триоль возникает в темах последующих частей квартета, чаще всего в лейтмотиве и его трансформациях. Встречается она и в других темах, не связанных с лейтмотивом, как можно видеть на следующих примерах:

ПРИМЕР 90. Струйный квартет. I часть

 

 

Animi et tris decide j = 63

 

Violino I I

ФШ

it

VioUnon

Viola

Violoncello

J i

i J

л

J

U

J^J

i

j

J

S

j

j

n/

J

Ф

352