Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 661

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финал

Tres modere (Очень умеренно), g-moll, 4/4

Композиторские ремарки отмечают разделы формы и их характер; Tres modere — вступление; Еп animant реи а реи (Постепенно ускоряя) — второй раздел вступления; Tres mouvementi et avec passion (Очень подвижно и страстно) — основной раздел финала, написанный в сонатной форме. Большую роль в нем играет лейтгема квартета.

Начинается часть медленным вступлением в Des-durв тональности Andantino. Композитор как бы нехотя расстается с настроением предьщущей части. Как речитативы звучат задумчивые реплики виолончели, затем первой скрипки, сопровождаемые «ответами» tutti. В них слышны интонации лейттемы квартета. Значительно позднее подобный прием постепенного перехода от медленной части к Финалу Дебюсси применил в Иберии.

Второй раздел вступления — скерцозный, в быстром темпе на 12/8. Фугированное начало напоминает «испанскую» тему второй части, следовательно, представляет собой очередную трансформацию лейттемы. Тремолирующая фигура сопровождения, которая пронизывает первую и вторую части, играет важную роль и в Финале.

Главная партия (g-moll) остро ритмизованна, активна, энергична, в духе токкаты. Она заключена в форму классического восьмитактового периода, с которой композитор вскоре расстанется, можно сказать, навсегда. Развернутая связующая партия — самый напряженный, кульминационный раздел экспозиции. Она приводит к новой волне, с которой начинается побочная партия в тональности B-dur. В ее основе — лаконичный пунктированный мотив с интенсивным и длительным развитием.

ПРИМЕР 95. Струнный квартет. IV часть

rfj^i'

J

JM

j^l

r-N--,

J

h 1

h

 

 

,

1

fJ f л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 j

и

XT

j

U

 

 

 

 

 

 

 

 

sen

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1J hi h n . P^ ^

J

hi h

 

 

 

 

TT

 

 

 

J- *

J

*

 

' J *

 

 

 

 

 

 

 

\prepp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IB-rll

p

p —

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i ? —

 

 

 

sentprepp

 

 

i u

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Iwl

 

 

 

 

 

f

i f —

 

 

 

 

 

 

 

 

^—1—

u.

 

 

^o

.

 

 

 

 

 

 

 

360


 

 

 

TT

 

р

 

 

Т "

р

тт

Vo

 

 

 

R r ^

 

 

-l

^ — ^

 

' • О

 

 

 

 

 

I j l j j

J J J Ijjj j j

j

Вместо разработки — эпизод. Он построен на новой лирической трансформации лейттемы квартета, которая дана в увеличении. Начинаясь тихо и нежно, непрерывно модулируя, она приходит к страстной и экспрессивной кульминации"^ Предыкт к репризе — тихий и на долгой тонической педали C-dur'novo трезвучия.

В репризе вслед за главной партией Финала, как ее кульминация, появляется лейттема квартета {Tres animee,ff). Она же еще раз возникает на гребне волны побочной партии. Триумфальная кода, построенная на еще одной — последней трансформации лейттемы, завершает Квартет.

Три Сонаты (1915-1917)

Три Сонаты Дебюсси — для виолончели и фортепиано, для флейты, арфы и альта, для скрипки и фортепиано — лебединая песнь композитора. Первые две из них он написал в Пурвиле, на берегу моря, где проводил летние месяцы у своих друзей. После долгого молчания, связанного и с тяжелой болезнью, и, конечно, с войной, композитор вернулся к творчеству. Природа всегда бьша для него вдохновительницей и поддержкой. В письме к своему другу П. Вал- лери-Радо от 4 октября 1915 года он писал: «Море здесь очень красивое, спокойствие полное. Со своей стороны я буду ему вечно благодарен за то, что оно вернуло мне способность работать, а это стало для меня немыслимым в парижском тревожном мраке

А через несколько дней в письме к тому же Валлери-Радо: « Там ко мне вернулась способность музыкально мыслить, чего не бывало со

Небольшой фрагмент в эпизоде построен на мотиве главной партии Финала.

^^^ Дебюсси К. Избранные письма. С. 246.

23 zak218

361


мной уже целый год[...]. Нет, конечно, особой необходимости в том, чтобы я непременно сочинял музыку; но я довольно хорошо умею делать только это и смиренно признаюсь вам, что был очень огорчен этой медленной смертью[...], а теперь я писал, как одержимый, который умрет завтра утром»^^.

В трех сонатах композитор возвращается к чистой музыке без всяких намеков на живописно-красочные ассоциации. Но на этот раз он обратился не к классико-романтическим формам, как в Квартете, а к старинным: сонаты написаны в духе барочных сюит. Ни в одной из них композитор не применил сонатную форму. Музыка Рамо и Куперена в этот период стала особенно притягательной для Дебюсси как идеал чисто французского искусства. Впрочем, все это не ново для композитора. Достаточно вспомнить такие произведения, как Посвящение Рамо, Бергамасская сюита, сюита Д ^ фортепиано и многие другие. Все они обращены к золотому веку французского клавесинизма XVIII века.

Задуман бьш цикл из щести сонат. В первом издании на обложке значилось: «Шесть сонат для различных инструментов, сочиненных Клодом Дебюсси, музыкантом французским».

Посвящение жене Эмме-Клод Дебюсси гласило:

Six Senates pour divers instruments Sont offertes en hommage a Emma-Claude Debussy (p.m.)

Son man

Claude Debussy^"

Композитор успел написать только три сонаты, и в них вновь — неожиданный поворот в стиле. Если в Играх, в Этюдах он пришел к музыке почти атематической, атональной, к усилению сонорного начала, увеличению роли фактурных элементов, артикуляции, агогики, динамики, то есть таких факторов, которые ранее не имели решающего значения, то здесь вернулся к более рельефному тематизму, ясной мажорной, минорной или модальной ладовой основе. Три сонаты очень индивидуальны по характеру, и специфика каждой во многом продиктована выбором инструментов.

^Дебюсси К. Избранные письма. С 247.

Пер. с франц.: Шесть сонат для разных инструментов В честь Эммы-Клод Дебюсси.

Ее муж Клод Дебюсси.

362


Соната для виолончели и фортепиано (1915)

Виолончельная соната — первая в цикле. В ней композитор намеренно воскрешает тип французской сонаты конца XVII — начала XVIII веков. Глубокий, «серьезный» тембр виолончели во многом предопределил ее характер. Первоначально композитором было задумано причудливое, «сюрреалистическое» название Пьеро, поссорившийся с луной. Позднее от названия он отказался, но его не следует забывать, особенно слушая вторую часть — таинственное, гротескное скерцо. Названия же каждой части подобны названиям частей в сонатах Рамо и Куперена: Пролог, Серенада, Финал.

Сам Дебюсси по поводу этой сонаты писал своему издателю Жаку Дюрану (письмо от 5 августа 1915 года): «Не мне судить о ее совершенстве, но мне нравятся ее пропорции и почти классическая форма в хорошем смысле этого слова»^^^. Видно, что под «классической формой в хорошем смысле этого слова» композитор имел в виду только формы французских классицистов XVIII века. «Где же французская музыка ? Где наши старые клавесинисты, — писал он своему другу Р. Годе, — у которых так много настоящей музыки? Они-то владели секретом того глубокого изящества, того чувства без эпилепсии, которое мы отвергаем, как неблагодарные дети»^^.

В сонате композитор использовал все возможные ресурсы виолончели: звуковые, технические, тембровые, заставляя ее петь в полный голос, давая ей сложные быстрые пассажи, широко используяpizzicato, флажолеты, крайние регистры, «паганиниевские» скачки, игру на грифе, за подставкой, быстрые переходы от игры смычком к pizzicato и т.д. С помощью особой артикуляции (разумеется, имеют значение и динамические оттенки, и тип фактуры) композитор заставил виолончель звучать как различные инструменты: гитара, арфа, ударные, архаические духовые.

Пролог

Lent (Медленно), d-moll, 4/4

Первая часть носит торжественно-скорбный характер. Импровизационным изложением материала она напоминает вступительные Grave в барочных сюитах, сонатах, партитах. Ее первый раздел

Lettres de Claude Debussy к son ^diteur publides par J. Durand. Paris 1927. R 127. Из письма к P. Годе 14 октября 1915 года j j Дебюсси К. Избранные письма.

С. 248

23*

363


построен на двух темах. Экспрессивная начальная тема фортепиано, как и последующая виолончельная, насыщены декламационными оборотами. Обе темы редкой красоты и выразительности. Такой открыто эмоциональной музыки у Дебюсси не было со времен его квартета.

ПРИМЕР 96. Соната для виолончели и фортепиано. I часть

 

Lent

(J =48-54)

 

 

 

 

>

 

 

 

 

 

 

 

 

mm

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

J.^'—Ti ij

P

i

 

 

 

 

 

ШГ?piiif^—^

 

' 1

 

 

 

 

Ш)

\ 1

S—X

 

 

!i--

3—

 

 

 

 

 

 

 

 

г

f f

1 ^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

r гГГгГ

 

 

 

 

 

 

 

 

P

 

 

 

 

 

 

dim.

 

 

 

h

'

r

-

 

11

 

 

' f . .

 

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

К—=

 

 

 

 

 

 

 

'

У" '

 

 

 

 

 

 

 

 

РР

ПРИМЕР 96а. Соната для виолончели и фортепиано. I часть

 

 

 

росо animando

 

 

 

 

 

 

dolce

sostenuto

 

 

 

piu dolce

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•0

 

sempre pp

 

 

 

 

piU dolce

 

364