ПРИМЕР 100а. Соната для виолончели и фортепиано. Фнна.1
|
1ег Mouvt |
|
|
|
|
sur la touche |
3 |
3 |
|
|
|
|
рр' |
' |
|
|
ш |
\ |
|
|
= |
|
рр\ |
|
|
/ |
|
|
|
|
ч |
• —
Есть еще и другие мотивы, родственные первым частям. Так, в конце первого эпизода (тт. 35—36) у виолончели появляется мотив, близкий начальному мотиву Пролога. В начальном мотиве фортепиано этого же эпизода третьей части (тт. 24—26) проскальзывают интонации виолончельного мотива Серенады (т. 15). Но все эти едва уловимые связи не навязываются слушателю, но свидетельствуют о новых принципах взаимодействия тематизма на уровне цикла.
Интересно, что Финал, подобно финалу Квартета, заканчивается кульминацией, даже кульминационным взрывом. Хотя в коде Финала утверждается тональность d-moll, он полон жизни, энергии, зажигательного веселья. И в миноре музыка бывает веселой.
Соната для флейты, арфы и альта (1915)
Вторая соната написана для трех излюбленных инструментов Дебюсси. Композитор считал ее «невообразимо меланхоличной» и говорил: «Я не знаю, должна она заставить смеяться или плакать, может быть и то, и другое». И добавлял: «эта соната напоминает очень старого Дебюсси, того, который писал „Ноктюрны
Она совсем иная в сравнении с виолончельной сонатой. Ее утонченный, пастельный тон, тихая прозрачная звукопись, использование в ансамбле трех инструментов матового колорита заставляют вспомнить Дебюсси еще более старого, точнее, еще более молодого — Дебюсси периода Прелюдии к Послеполудню Фавна. «Квинтэссенция дебюссистской поззии», «высшее совершенство», — так справедливо оценил ее Г. Хальбрейх'^'.
366 [jjjj по: Lockspeiser Е., Halbreich Н. Claude Debussy. P. 620. Ibid. Р 620.