ации, в которой она была написана, можно судить по маленькой выдержке из письма композитора к другу Р. Годе: «Жизнь, когда приходится бороться за кусок сахара, за лист нотной бумаги, не говоря уж о хлебе насущном, требует гораздо более крепких нервов, чем мои».
И в том же письме: «Я закончил, наконец, сонату для скрипки и фортепиано... По весьма свойственномулюдям противоречию, она полна радостной суматохи. В будущем остерегайтесь произведений, как бы парящих высоко в небе, они так часто зарождаются во мраке угрюмейших умов»^^.
А в письме к П. Валлери-Радо от 21 мая 1917 года Дебюсси еще раз пишет об этой сонате: «Я и сам до сих пор хорошо еще не пойму, чего она стоит[...]. Благодаря феномену раздвоения личности — может быть и вполне естественному? — музыка ее полна жизни, почти радостна. Не говорит ли это о том, как мала доля нашего участия в приключениях, куда ввязывается без нашего ведома наш мозг? „Дух веет, где хочет
Если трио-соната напоминала нам о Дебюсси периода сочинения Фавна, то скрипичная соната имеет точки соприкосновения с Квартетом. Их объединяет тональность g-moll, экспрессивный тембр скрипки, который вновь (как в Квартете) вдохновил композитора на музыку пьшкую, полную горячего чувства. Соната — одно из немногих произведений Дебюсси, где можно встретить ремарки appasssionato, con fuoco. Она соединила в себе и романтическую ли- рико-драматическую образность (I ч.) и импрессионистическую утонченность (11 и III чч.), а также нечто идущее от неоклассицизма. Ее эмоциональное содержание разнообразно, и «почти радостной», как ее охарактеризовал композитор, назвать можно, пожалуй, только III часть (в G-dur). Но это само по себе примечательно — последние страницы музыки, написанные Дебюсси за несколько месяцев до смерти, действительно полны жизни и радости.
Allegro vivo g-moll, Ъ/А
I часть романтична своей открытой эмоциональностью, мощными кульминациями, в том числе и заключительной. Именно здесь появляются такие ремарки как appasssionato, confuoco. В музыке от-
Из письма к Р. Годе Ц Дебюсси К. Избранные письма. С. 272. Из письма к П. Валлери-Радо. Там же. С. 274.