ному именует свои вокальные циклы: Trois melodies de Verlaine, Trois chansons de Bilitis, Trois Ballades de Fransois Villon, Trois poemes de Stdphane Mallarme и т.д. Все эти циклы состоят из melodies. Для удобства изложения русского текста мы будем пользоваться терминами романс или песня, подразумевая особый жанр melodie.
Для композитора текст был целью. Он брал его как нечто целостное, не подлежащее никаким изменениям. Иначе говоря, он не сокращал его, не повторял слова, не менял строфы местами, не менял его ритм. Донести поэзию в неприкосновенности до слушателя, ее семантику, ее звучание, ее особый ритм, атмосферу, подчеркнуть все неожиданные смысловые повороты, наиболее важные слова, кульминацию — все это бьшо главной художественной задачей композитора. Он проникал в сущность стихотворения, утонченного видения поэта, в оригинальность образов и искал для этого единственно возможное фортепианное сопровождение, единственно возможный рисунок вокальной партии.
Нельзя сказать, что фортепиано в вокальных произведениях Дебюсси играет роль сопровождения. Это слово просто не подходит к тому, что обычно заложено в его партии. Никогда еще его роль в песнях и романсах не была так велика. Новый тип соотношения фортепиано и голоса у Дебюсси состоит в том, что именно фортепиано призвано раскрыть весь, иногда сложно зашифрованный смысл стиха; в звуках раскрыть не простые образы, тонкие параллели, ассоциации, «соответствия», его эмоциональную сущность.
Фортепианная партия в романсах Дебюсси абсолютно самостоятельна, словно это инструментальная пьеса. Она имеет свою собственную форму, независимую от формы, в которой излагается вокальная мелодия. Найденные в вокальной музыке типы фактуры, гармонии, ритмических рисунков, отличающихся неисчерпаемым разнообразием, в дальнейшем сыграли решающую роль в формировании новаторского фортепианного стиля композитора.
Что же касается вокальной партии, то Дебюсси выработал совершенно особый ее тип, который соответствовал его стремлению ясно, отчетливо донести до слушателя слово, рассчитывая даже на суггестивное воздействие стиха. Поэтому, за редким исключением, яркие, экспрессивные ариозные мелодии или мелодии песенного типа совершенно нехарактерны для вокальной лирики Дебюсси. Он создал особый тип с и л л а б и ч е с к о й вокальной речитации. Она отражает специфику французской речи, почти безакцентной, и, вместе с тем, она очень мало похожа на обычную разговорную речь.