Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 757

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вилле Медичи во время «стажировки» композитора как лауреата Римской премии, часть — сразу после возвращения из Рима.

Высокую оценку дает им Г. Фршенко в упомянутой выще ста-

тье:

«Ариетты поражают новой, уже сложившейся своеобразной системой зримо-образных ассоциаций в музыкальном языке. Ассоциативный метод композитору подсказал своей поэзией Верлен, немузыкальное преломление нашел сам Дебюсси, который так сформулировал свой метод: '''Музыка не прямое изображение, не иллюстрация картин природы, она передает впечатления от природы путем более сложных и тонких, тайных ассоциаций V^'*.

Это экстаз...

Cest I'Extase...

Lent et caressant (Медленно и ласково), E-dur, 3/8

Композитор сохранил эпиграф, который сам Верлен предпослал свому стихотворению:

Le vent dans la plaine Suspend son haleine

Favart

Ветер на равнине Неустанно веет

Фавар

Вот несколько строк из этого стихотворения Верлена в переводе В. Брюсова:

Это — экстаз утомленности. Это — истома влюбленности. Это — дрожанье лесов

Это — меж веток сереющих Маленький хор голосов.

Чьи же сердца утомленные Вылились в жалобы сонные? Это ведь нащи с тобой?

Колдовской текст Верлена требовал от Дебюсси особого языка. В этом романсе он уже другой в сравнении с Галантными празднествами. Мелодическая декламация настолько свободна, что от начала до конца строится на все обновляющихся интонациях. Диато-

384 Филенко Г. Цит. изд. С. 217.

398

ническим мотивам контрастируют хроматические, жалобно-нисхо- дящие. Весь романс удерживается в динамикеpiano-pianissimo и только в кульминации, где мелодия достигает самых высоких звуков,

появляется mf и то всего лишь в двух тактах. Здесь

складыва-

ется модель

динамического

профиля

большинства

последуюш^их

сочинений

Дебюсси.

 

Фортепианная партия представляет самостоятельный звуковой пласт. Она опирается на рафинированные гармонии и изменчивые ритмические рисунки. Изысканность фактуры и гармонии намного опережают стиль ранних фортепианных произведений. Текст вдохновил композитора на поиски столь же колдовского звучания, как стихи Верлена. Интересно то, что уже здесь начальные аккорды фортепиано (как и вокальная партия) далеки от показа главной тональности.

ПРИМЕР 112. Это экстаз... (Забытые ариетты)

 

Lent et caressant

reveusement [мечтательно]

 

[Медленно и нежно]

У*

Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сард - цу

ела - дост-но том-лень - е,

 

 

C'est I'ex

- ta - se lan-gou-reu - se,

Ы*

 

 

 

Ш

 

 

в нем

мук

лю - бов - ных

у

- по

-

е

c'est

la

fa - tigue

а

- той

-

геи

Тональность неустойчива вплоть до последних трех тактов, где впервые появляется тоника E-dur. Смелый шаг в гармонию XX века.

399



Плачет мое сердце...

Лpleure dans топ соеиг...

Moderdment anime. Triste et monotone (Умеренно подвижно. Грустно и монотонно), gis-moll, 3/4

II pleut doucement sur la ville

A Rimbaud«5

Этот эпиграф Рембо к стихотворению Верлена композитор сохраняет как эпиграф к своему романсу. Одно из самых гениальных, самых поэтичных и символистских стихотворений Верлена поставило перед Дебюсси сложную задачу: найти ему музыкальный эквивалент. Фортепианное сопровождение создает настроение тихой, трогательной печали, соответствующее тексту стихотворения. С первых тактов устанавливается фигурационное движение 16-х, неизменно сопровождающих голос до конца: это тихая пульсация, словно мелкий дождик, кагши которого барабанят по стеклу то сильнее, то тище. Казалось бы, момент иллюстративный. Но гармония, ритм мелодических линий создают неповторимый эмоциональный пейзаж, окутанный нежной меланхолией. Два раза струящиеся фигуры приостанавливаются, словно предлагая задуматься над словами: се deuil est sans raison (эта печаль без причины), топ соеиг est tant de peine (мое сердце так тоскует). Здесь достигнуты тончайщие градации в музыке для акцентировки смысла отдельных слов стихотворения. В фортепианной партии основной мотив — в духе народных песен Иль-де-Франс.

ПРИМЕР ИЗ. Плачет мое сердце (Забытые ариетты)

 

МоёёгётеШ anime (Triste et

monotone)

m

P P con sordini

 

 

 

P un peu en dehors

Дождь тихо падает на город.

400

Мотив пронизывает всю пьесу, играя роль ритурнеля. Между его повторениями — краткие интермедии, как в старинных ритурнельных формах. К изысканной трехслойной фактуре фортепиано присоединяется самостоятельная вокальная партия, образуя четвертый слой.

Многое в этой прелестной вокальной миниатюре сформировалось из того, что будет иметь значение и для фортепианных пьес: это и ритурнельная форма, воскрешающая принципы форм барокко, и оперирование малыми мотивами, и их органическая неквадратность, и единообразная фактура perpetuum mobile, и динамика, вьщержанная отpiano-pianissimo до ррр. Гармония чрезвычайно смелая, с необычным сопоставлением далеких тональностей, например Fis-durA-dur; Fis-durB-dur.

Тень деревьев...

Eombre des arbres

Lent et triste(Медленно и грустно), Cis-dur, 3/4

Эпиграф к стихотворению, выбранный Верденом, Дебюсси сохраняет, как и в других романсах. Это сввдетельствует об его отношении к тексту стихотворения и к тому, что его окружает, как целостному организму.

Le rossignole qui du haul

d'une branche se regarde dedans croire etre tombe dans la riviire. II est au sommet d'une chene et toutefois il a peur de se noyer.

C y r a n o de B e r g e r a c

Соловью, который с высоты ветки глядится в реку, кажется,

что он упал туда. Он сидит на вершине дуба, тем не менее, боится утонуть.

С и р а н о де Б е р ж е р а к

401


Эта ариетта контрастирует предыдущей медленным темпом, декламационным характером мелодии, усложненным гармоническим стилем. Грустный пейзаж: Тень деревьев в реке тонет и исчезает, как дым. И высоко в ветвях деревьев стонут горлицы. Грустный, блеклый пейзаж, заставляющий бледнеть путешественника. И в грустном плаче в ветвях тонут и его надежды. Типичные для символизма тонкие параллели пейзажа и мира человеческой души. Музыкальное воплощение текста — монолог, произнесенный тихо, почти шепотом. Динамика, как и в предьщущей ариетте, простирается от piano-pianissimo до ррр.

Удивительным кажется мастерство молодого композитора, который строит вокальную линию от начала до конца по принципу непрерывного развертывания. Впечатляет и величайшая сдержанность в выражении чувства. В ритмическом рисунке — спокойное, мерное чередование дуолей, триолей. При этом мет- ро-ритмическая свобода такова, что нет ни одного такта, в котором бы повторялся ритмический рисунок вокальной партии. Текучесть, плавность развертывания мелодии, как в барочной музыке.

Выразителен подъем к кульминации и сама кульминация, которая находится в соответствии с классическим принципом в зоне золотого сечения и падает на многозначительную фразу текста:

И в грустном плаче в ветвях тонут и его надежды. Произносится она уже совсем по-дебюссистски piano. После кульминационной точки вокальная мелодия ниспадает почти на две с половиной октавы по звукам септаккорда. Последнее слово noy4s (утонувшие) озвучено нисходящей уменьшенной септимой g-ais. И это в тональности Cis-dur! От начала до конца вокальная линия неустойчива. Несмотря на диатонические обороты и простоту интервалики, композитор вуалирует тональные центры. Мелодия словно скользит в полной невесомости. При ключе — семь диезов, но тоническое трезвучие основной тональности появляется лишь в самом последнем такте, где бас cis уходит в бездонную глубину контроктавы.

Форма фортепианной партии, как это уже сложилось ранее, независима от вокальной: здесь вновь использован тип барочной ритурнельной формы. Такое независимое соотношение вокальной и фортепианной партии — нечто абсолютно новое и является подлинным открытием Дебюсси.

402


Деревянные лошадки Chevaux de bois

Allegro поп tanto (joyeux et sonore — радостно и звонко), E-dur, 2/4 Четвертая ариетта вносит новый контраст в цикл. Это живая и веселая песня в куплетной форме, в подвижном темпе. Деревянные лошадки — карусель, вращающаяся под музыку аккордеона или шарманки. Их до сих пор устанавливают на площадях Парижа в дни ярмарок для развлечения детей и взрослых. Взгляд Верлена ироничен, когда он тонкими штрихами рисует, как забавляется простой

парижанин в дни праздников.

Кружащиеся фигурации 32-ми длительностями в партии фортепиано — момент иллюстративный, словно раскрывающий ритм кружащейся карусели и атмосферу головокружительного веселья. Мир ярмарки, карнавала — тема, которая станет одной из самых примечательных своей новизной у Дебюсси. Особую наглядность «карнавальной» ариетте придает ее окончание — почти зримая картинка конца праздника. Движение каруселей замедляется. В тексте указания на это нет, только в музыке Дебюсси предлагает Tempo le double plus lent (Темп в два раза медленнее), через 5 тактов — Encore plus lent (Еще медленнее), последние такты уже просто Lent. Звуки фанфар удаляются, в динамике появляются обозначения рр и ррр.

Слышна затухающая дробь «тамбурина» и отдаленные звуки «колокола». «Грустное окончание праздника» — к этой теме позднее композитор вернется не один раз, например, в окончании Празднеств

из Ноктюрнов.

Зелень Green

Joyeusement (Весело), условный Ges-dur, 6/8

Тексты Верлена пробуждали у Дебюсси неистощимую фантазию, с которой он для каждого романса находил новый своеобразный тип фортепианной фактуры. Для этого изящного стихотворения, где в любовной лирике поэта смешивается тонкий юмор и нежность («... вот цветы, фрукты, ветки деревьев и вот мое сердце, которое бьется только для вас; неразорвите его своими белыми ручками, и пусть ваши глаза, смиренные сейчас, останутся нежны»^^^), требовался и особый тон музыки. Она полна света и радостного воз-

^^ Подстрочный перевод фрагмента стихотворения Верлена Зелень.

403