рондо. Этот мотив, как и в песне II pleure dans топ coeur, — в духе народных песен Иль-де-Франс. Кроме начального мотива, в партии фортепиано выделяется терцовый мотив на словах «овцы белые на склоне», который композитор удваивает секундой. Терцовый мотив в утолщении создает эффект звучания колокольчиков. Уже в ранних романсах Дебюсси ищет и находит способ с помощью гармонии и фактуры тембрировать рояль, заставляя его звучать, как различные инструменты оркестра.
Вокальная партия — мелодия, основанная на непритязательных песенных интонациях. Но построена она не как песня (куплет — припев), а по уже отработанному во многих вокальных миниатюрах принципу непрерывного развертывания.
Море прекраснее соборов La тег estplus belle
Anime (Подвижно), внетональная, 4/4
«Море — прекраснее соборов» — начало стихотворения Верлена;
«лучше, чем мы, прекраснее, чем мы» — последние его слова. Своего рода гимн морю, «у которого молилась святая дева Мария». Море является поэту в разном обличье — ласковое и бурное, доброе и злое, море кормящее, баюкающее и море — могила.
Для композитора этот текст говорил о многом. Для его пантеистического мироощущения море было излюбленной стихией, которая его вдохновляла на творчество, о чем не раз он писал в своих письмах в разные годы. Позднее у Дебюсси появилось немало произведений, так или иначе посвященных морю.
Четыре строфы шестистишия Верлена композитор организовал в простую трехчастную форму с сокращенной синтетической репризой. Вокальная партия — гимническая, торжественная, но, как обычно, строго силлабическая. Начинается романс сразу forte, что крайне редко можно встретить у Дебюсси. В сопровождении выбран единственно приемлемый для такого романса тип фактуры: волнообразные фигурации, пульсирующие, как морской прибой. Гармонические обороты звучат всегда неожиданно и свежо.
Слова «Под смеюш,имися небесами ты бываешь голубым, розовым, серым» отражаются в переливчатых красках мажора-минора, в колоритных септаккордах побочных ступеней. Тональная неопределенность становится отличительным признаком стиля Дебюсси:
п р и к л ю ч е о д и н з н а к fis, |
но н а ч и н а е т с я р о м а н с |
в H-dur, |
з а к а н ч и в а е т с я в |
E-dur. |