например, античная трилогия Орестея, оперы Христофор Колумб и Святой Луи, король Франции — все три произведения с музыкой Мийо; Жанна д'Арк на костре с музыкой Онеггера. На подобном синтезе основан и Царь Давид Онеггера, Царь Эдип Стравинского, а также ряд сценических произведений Орфа, театр Курта Вайля.
Если в таком виде произведение утеряло свой смысл из-за слишком длинного, утомительного текста, то практикуется (хотя и не часто) исполнение только музыкальных номеров, написанных Дебюсси. Разрозненные, на первый взгляд, номера партитуры (их всего 18), собранные воедино, представляют собой целостную партитуру ораториального типа для оркестра, хора и солистов. Она исполняется либо без разговорного текста, либо с очень краткими включениями голосов Себастьяна и Императора, либо с краткими комментариями. И, по словам Г. Хальбрейха, эти восемнадцать номеров
«...в своем единстве являют собой одну из самых прекрасных ораторий, о которой можно лишь мечтать»'^^'^. С этим можно полностью согласиться.
Оратория в таком виде складывается из пяти частей, каждая из которых делится на законченные номера'"^ Одни из них очень лаконичны, другие развернуты. Самостоятельные оркестровые фрагменты — это четыре Прелюдии к первым четырем частям, четыре Интерлюдии и одна Постлюдия, завершающая вторую часть. Оркестровыми номерами являются и два танца Себастьяна — в первой части и в третьей. Оба танца — очень масштабные, с вокальными разделами.
Огромное место в оратории отводится хору. Хоры чрезвычайно разнообразны: мужские, женские, одноголосные, многоголосные. Они включаются во все части, кроме второй. Немногочисленные вокальные soli сосредоточены во второй и в пятой частях.
При том, что оратория основана на драматургии контрастов, в ней широко задействованы разнообразные и, главное, новые принципы объединения частей. Важную объединяющую роль выполняют четыре оркестровые Прелюдии, особенно первая, в кото-
Lockspeiser Е., Halbreich Н Ор. cit. Р. 726. Дальнейший анализ посвящен разбору произведения в его ораториальном виде.
В первой, второй и четвертой — по три номера, в третьей — семь, в пятой части — два. Но размеры номеров разные — от нескольких тактов до очень развернутых разделов, в которых чередуются оркестровые фрагменты с вокальными — хоровыми и сольными.