lamento со скорбными возгласами в движении погребального шествия. Гармония крайне неустойчива, на острейших диссонансах, на параллелизмах уменьшенных септаккордов. Женщины снимают тело святого, привязанного к дереву, и обнаруживают, что все стрелы, пронзившие тело Себастьяна, превратились в цветущие лавровые ветви. В медленной процессии женщины уносят тело Себастьяна.
Отметим удивительную связь погребального шествия с гениальной Сценой погребения из симфонии Берлиоза Ромео и Джульетта.
У Дебюсси имеются явные аллюзии на тип хорового пения на основе григорианской псалмодии симфонии Берлиоза.
Четвертая часть является трагической кульминацией оратории, но трагизм Дебюсси особого рода: суровость и сдержанность его, как в античной трагедии, мистическая окраска, как в христианском религиозном культе.
П я т а я ч а с т ь
Рай La Paradis
№1. Интерлюдия (оркестр).
№2. Финал. Хор Мучеников (Глория, мужской хор а cappella). Хор Непорочных дев (а cappella).
Хор Апостолов (а cappella). Хор Ангелов (а cappella).
Строфы Души Себастьяна (соло сопрано, хор, оркестр). Псалом № 150 (хор и оркестр).
Аллилуйя (хор, оркестр).
№1 — лаконичная, поначалу очень сумрачная Интерлюдия ос-
нована то на секундовой, то на терцовой педали контрабасов. Постепенное просветление наступает в тональности C-dur и приводит к внезапной вспышке света: ослепительно ярко звучит в оркестровом tutti трезвучие As-dur (forte), словно врата Рая отворились. И эта тональность остается основой для первьгх трех хоров.
Оркестр надолго умолкает. Один за другим следуют четыре лаконичных хора а cappella. Музыка вся в духе ренессансной полифонии и вместе с тем совсем дебюссисткая. Композитор неоднократно подчеркивал, что церковная музыка для него — это музыка XVI века. И то, что весь Финал вьщержан в духе Ренессансного церковного пения, лишь подтверждает это. Но в повороте к литургическому пению эпохи Ренессанса, которое пронизывает всю парти-