Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 693

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

очень прост и, вместе с тем, отличается редкой красотой и редкой для Дебюсси протяженностью.

Прелюдия плавно переходит в дуэт Близнецов (два контральто). Братья, принявшие христианскую веру, привязаны к столбам во Дворе лилий в ожвдании казни — сожжения на костре. Оркестр умолкает. Дуэт Близнецов написан Дебюсси в духе раннего средневекового двухголосия, что представляет собой важную черту нового стиля композитора.

ПРИМЕР 125. Себастьян. 1 часть, №2. Дуэт Близнецов

 

 

 

 

ler CONTRALTO

 

 

 

 

 

 

 

 

p j - i

I- i

j

se-ra-l-il

ie

J N

J'litJ

j^i'^'i'lJJ'

Fit - re

 

que

mon - de.

AI -

1ё -

g6

de lout notre a - mour!

2d CONTRALTO

 

 

 

 

 

 

 

 

Fr4 - re,

 

que

se-ra-t-il

le

mon - de,

AI -

-

g6

de toul notre a - mour!

Это силлабическое пение на модальной основе — типичное для церковной музыки. Дуэт построен на параллельном движении голосов (как средневековый органум), которое подчас сменяется свободным контрапунктом или унисоном. Начальная тональность cismoll растворяется в мигрирующих тональных опорах. Изредка пение Близнецов, выдержанное в настроении покорной печали, прерывается краткими, но экспрессивными оркестровыми встав- ками-комментариями. Заканчивается этот номер оркестровым взрывом и отрывистым последним аккордом, словно внезапно возникла фозная тень Голо...

№ 2. Хор лучников на восходящих звуках b-c-es-f-b {ostinato из

Прелюдии) провозглашает каноном «Себастьян, Себастьян, ты свидетель!». Затем таинственные зовы хора без слов предваряют реминисценцию материала Прелюдии в той же тональности es-moll, но с новой инструментовкой: тремолирующие струнные играют важную роль, а прекрасная мелодия гобоя из Прелюдии поручается солирующей скрипке. В фактуре хора противопоставляются два типа: канонический и аккордовый — типичный контраст ренессансного хорового пения. В сопровождении появляются аккорды, в которых звукоряд b-c-es-f-b свернут в вертикаль (явное предвосхищение техники додекафонистов). Колорит музыки пронизан мистицизмом.

446


ПРИМЕР 126. Себастьян. I часть, №2. Хор лучников

kl .

Ти

es

 

 

Tu

es

Й

-

moin!

Tu

es

Й

-

moin!

Tu

es

-

moin!

TENORS

Зё-Ьаз-^еп!

 

$

5ё-Ьа5-йеп!

BASSES

Зё-Ьаз-Неп!

 

Si-bas-

5ё-Ьа8-иеп!

8ё - bas-tien!

8ё - bas-tien!

На фоне оркестра звучит голос Себастьяна: «Братья мои, братья мои, я слышу шум разрываемых цепей...».

№ 3. Танец Себастьяна на горящих углях — кульминация первой части. «Кажется, что он ("Себастьян^ освобожден от всякого веса, планируя над огнем, который не может даже его поранить. Танец совсем неосязаемый, нематериальный (вокруг доминанты fis-moll). Оркестровка делает необыкновенно изысканной эту невесомость»'*^^.

Танец — самый развернутый номер первой части, состоит из нескольких разделов. На быстрых, трепещущих репетициях звука cis (тревожный фон контрабасовых флажолетов, затем арф) накла-

Lockspeiser Е., Halbreich Н Ор. cit. Р. 728.

447


дываются короткие звуковые «пятна» духовых инструментов: диссонирующие созвучия необычной структуры (квартосекундовые, тритоновые с секундами), синкопированные мотивы зова, короткие интервальные, аккордовые ходы. Но фон остается неизменным.

ПРИМЕР 127. Себастьян. 1 часть, №3. Танец Себастьяна на горящих углях

Assez anime

рр

rrrrrrrrrrrrrrrr

т

imim

т

' U f j f '

*—ь———к—к—tt—к,—ь

Биение оркестра в своеобразном ритме имеет некий неповторимый пульс и характер (странно-загадочный) совсем непохожий на обычный балетный номер. Инструментовка решена почти в сонорном ключе. Неожиданные динамические оттенки, создающие атмосферу сверкающего или вспыхивающего сумрака, усиливают колдовскую, завораживающую сршу танца.

Этот номер помимо оркестровых фрагментов включает и вокальные. При смене тональности с четырьмя диезами {cis-moll, на самом деле весьма неопределенный) на тональность с четырьмя бе-

448

молями Близнецы по просьбе Себастьяна поют Гимн во славу Господа на том же пульсирующем оркестровом фоне танца: «Весь мрак рассеется и да пребудет всегда с нами Бог!Славим его имя». Гимн всецело вьщержан в духе средневекового одноголосного церковного пения, звучит светло и торжественно. Его подхватывает одноголосный женский хор (шесть голосов корифеев хора). Особый колорит звучанию хора придают тремолирующие на диссонантной гармонии струнные. Танец с пением! Само по себе это оригинально и ведет к балетам с пением Равеля и Пуленка.

Заканчивается хор мощным звучанием и словно колокольными ударами оркестра. Атмосфера сразу резко меняется. Голос Себастьяна: «Я танцую на горящих лилиях!» Продолжается танец: краткий оркестровый фрагмент в светящихся красках Fis-dur (Modere). На тихой трели кларнета звучат то чистые консонансы (квинты, сексты у струнных), то параллельные мажорные, минорные, увеличенные секстаккорды и трезвучия, то острые диссонансы. Светлый колорит придают музыке тембры струнных и челесты.

Лаконичный оркестровый фрагмент сменяется хором Серафимов. Необычайно смелый контраст новейшей гармонии и полифонического хора а cappella в духе ренессансной полифонии — чистейший неоклассицизм Дебюсси! Именно от этого хора — прямой путь к неоклассической Мессе соль мажор Пуленка, к Мессе, Реквиему Стравинского.

ПРИМЕР 128. Себастьян. I часть, №3. хор Серафимов

ц

г

 

 

г

|Г г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

mon - de,

 

 

 

 

 

о

lu - mii

 

 

re,

 

 

Ьи-т1ё-ге du

 

J

ГгшгГ

 

Г П ' Г Г г

»-Г3г''~1h r — г

о

 

J

 

 

 

 

Л J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

Г Г ^

 

 

 

 

 

 

 

 

«а

-

l i i t l

Л

III

-

m i ^

 

 

ге,

Lu - т1ё -

re

du

mon - de.

 

J

,

Г f Г

J

F

Г » — П

Г Г " - i -1

n

j

J

I

t

—1—F

1

1—

\

г

т

r

^ cJ U ^ Г If ^ U Lr

я

J m

 

 

 

 

 

J • * — ^ — p —

 

«а

-

|Щ1

Л

In -

т »

 

 

re,

 

 

Lu-mie-re

du

mon

-

de,

и

 

 

' J J I J ' I

 

 

 

 

 

 

 

^ J J J

 

 

 

 

 

 

 

 

б

1и -

 

 

 

re,

 

Lu -

-

re

du

mon - de, Ctoix large

Вновь вступает оркестр. На его фоне Себастьян провозглашает:

«Я слышу приближающееся иное пение [...]. Все лилии начинают излучать свет, [...], все они превращаются в мелодии». В оркестре звучит музыка таинственного шествия с фанфарами (низкие струнные,

30 zak218

449



словно литавры, устанавливают этот ритм). И вновь контраст: появляется восходящий четвертями пентатонический мотив первой Прелюдии, который замирает на гармонии к л а с т е р н о г о типа. Напомним, этот мотив возникает то в одной, то в другой части мистерии. Цепочка интервалов варьируется, но всегда остается движение ровными четвертями, восходящая направленность пентатонического звукоряда.

Хор Серафимов вступает на чистом трезвучии A-dur {«Вот семь свидетелей Бога»). Кажется, что никогда еще трезвучие A-dur не звучало так светло. Завершается первая часть торжественным мощным хоралом Серафимов на четырех аккордах: от трезвучия A-dur через два битональных аккорда (наложение трезвучий gis+Hw. fis+ cis) к трезвучию E-dur, поддержанному туттийным fortissimo. Этот финал первой части (как и его тональность E-dur) непосредственно отзовется в финале всей оратории. Музыка разливающегося света, ликующая Osanna небесам. Конец оперы Франциск Ассизский Мессиана целиком обязан этому фрагменту финала первой части (впрочем, как и финалу всей оратории).

Итак, уже первые номера показали внутреннюю взаимосвязь отдельных разделов, что характерно и для других частей оратории.

В т о р а я ч а с т ь

 

Магическая

комната

La chambre

magique

1. Прелюдия (оркестр).

2. Соло Девы Эригоны (сопрано).

3. Небесный голос (сопрано). Интерлюдия (оркестр). Небесный голос. Постлюдия (оркестр).

Прелюдия — один из самых впечатляющих оркестровых фрагментов Себастьяна. Она изображает странное, таинственное свечение Магической комнаты, из которой видна дверь языческого храма. Себастьян с молотком в руках пытается проникнуть внутрь, чтобы разрушить язьшеских идолов. Но его останавливает доносящийся из-за двери голос Девы Эригоны.

Это фантастический эпизод, в котором отражается колорит некоторых прелюдий Дебюсси, таких как Терраса свиданий при лунном свете или Ундина. Но у оркестра больше возможностей для создания мистической атмосферы таинственного свечения. Тремолиру-

450