ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 0
99
Настоящий титул должен набираться точно такой же гарнитурой, что и книга, то есть шрифтом гарамон, если книга набрана этим шрифтом. И наоборот, если книга набрана обыкновенным шрифтом медиеваль, то и титул следует набирать им же. Шрифт гарамон был бы здесь не к месту и не создавал бы желаемой гармонии. Этого требования следует строго придерживаться. Полужирный шрифт, даже очень подходящий к основному шрифту, вообще нельзя использовать для набора титулов. Да для этого нет ни малейшего повода. Применение рисованных титульных строк допустимо, однако рисовать их надо так, чтобы они действительно были созвучны текстовым полосам и литерам. Но искусство это деликатное и им владеет не каждый художник — шрифтовик. Поэтому хороший титульный набор
— дело само по себе достаточно сложное — намного проще и, что самое главное, намного динамичнее.
Важнейшее требование хорошего титульного набора — умелое обращение с буквами. В дальнейшем мы будем говорить только о титулах, воспроизведенных антиквой. Встречающиеся строки из прописных букв непременно должны быть набраны вразрядку и тщательно выровнены. Между буквами Н и 1 никогда не следует применять для разрядки только 1 пункт. Для самых малых кеглей разрядка должна составлять 1 1/2 пункта, для более крупных — до цицеро — от 2 до 2 1/2 пунктов, а начиная от 14 пунктов и выше — 3 и более пунктов. Строки из прописных букв, набранные без
100
разрядки или с недостаточной разрядкой, всегда имеют уродливый вид. Их буквы как бы слипаются и образуют при этом трудно читаемую строку. Нередко разрядку делают слишком слабой, и тогда букву приходится иногда даже подпиливать напильником, чтобы уменьшить мнимо завышенный пробел, например, между VA. Это неприемлемо и вовсе не обязательно, если разрядка выполняется должным образом. Пространство между VA должно использоваться просто как самая малая оптиче- ская дистанция. Даже между буквами LA всегда надо ставить тонкую шпацию, по крайней мере, карточный пробельный материал.
Никогда не следует набирать вразрядку строч- ную антикву и курсивные буквы. Ошибочно счи- тают, что если вразрядку можно набирать прописную антикву, то это можно делать и со строчными буквами. Уродливо выглядит и готический шрифт, набранный вразрядку, в то время как набор без разрядки делает его красивым (рис. 6, 8, 12).
Цифры в тексте титула (<с 240 рисунками> надо набирать прописью <с двумястами сорока рисунками>, <восемнадцатый век>), только годарабскими цифрами (1958). В значительных произведениях год можно набирать также римскими цифрами (MCMLVIII), особенно если титул целиком воспроизведен из прописной антиквы.
Чем меньше кеглей на титуле, тем лучше! У семи нянек дитя без глазу. Слишком много кеглей на титуле уродует его вид. Правильно обращаться с четырьмя — пятью кеглями задача нелегкая (рис. 16). Лишь в исключительных случа-
101
Слева: рис.7 Книжный титул примерно 1905.
Бесформен, имеет отдельные недостатки. Справа: рис. 8 Тот же текст,
как бы его набрали сегодня (причем лучше). Без разрядки.
ях следует применять более трех кеглей, порой достаточно даже двух (рис. 8 и 11).
Титул, набранный только антиквенными прописными, почти всегда создает гармонию, однако выглядит несколько неподвижным. Однако этот способ набора не следует возводить в правило. Главные строки можно выделить строчными,
102
Слева: рис. 9 К сожалению, типичный современный титул,
опущенный к середине, с выворотной (негативной) маркой.
Справа: рис. 10 Тот же титул, после упорядочения.
Марка — позитивная.
а менее значительные строки унять, набрав их прописными (рис. 15).
Издательство не важнее автора, а потому его название следует набирать меньшим, в крайнем случае точно таким же кеглем, что и имя автора. Как часто это соподчинение нарушается, и имя автора набирается меньшим кеглем, чем название
103
издательства! К сожалению, бывают даже случаи, когда название издательства набирают тем же кеглем, что и заголовок!
Мы видим, что для правильного набора титульного текста действует много ограничений, предупреждений и запретов: граница зеркала набора, весьма относительная свобода в выборе шрифта, ограничение числа кеглей, исключение полужирных шрифтов, обязательная разрядка прописных букв. Как бы там ни было, попытаемся теперь обработать оригинал оформления титула.
Вот правильный путь: сначала очень тщательно выполнить эскиз шариковой ручкой с черной пастой или авторучкой (не карандашом!) — всех слов в кеглях, которые мы выбрали, руководствуясь при этом пробой шрифта. Начинающий особенно должен остерегаться сдавать в набор черновые наброски. Он обязан добиваться наибольшего сходства каждой отдельной буквы. Только очень опытный мастер — и то для вида — может работать как-бы небрежно. Жирные шрифты на некоторых из моих схем неминуемо вводят в заблуждение! Разрежьте строки и наложите их на пустой разворот из такой же бумаги в точном формате книги; на правой полосе обозначьте границы формата набора тонкими карандашными
Справа: рис. 11 Титул, выполненный автором
(ксилогравюра Рейнольда Стоуна). 1947.
104
105
линиями. Многократно передвигая строки и изменяя кегли, найдите, на Ваш взгляд, самое луч- шее решение. Затем наклейте строки безводным клеем. Эскиз передайте печатнику. На эскизе, в его верхней части, напишите точное название гарнитуры (например, <все гарнитурой Янсон>, на поле обозначьте кегли (например, <10 обыкнов. строчн.>, <8 прописные вразрядку через 1 1/2 п.>; при использовании прописных укажите также размер разрядки. Далее, например, что <высота точно как у текстовой полосы> или <высота и расстановка точно по эскизу> и <оттиски в правильной позиции согласно эскизу на обрезном развороте>. Если эскиз выполнен со знанием дела и попадет в хорошие руки, можно рас- считывать на результат, который с таким усердием готовили и который должен образовать убедительное единство. Однако оттиск удовлетворяет не полностью: интерлиньяж изменен, разрядка не выровнена, либо междусловные пробелы получи- лись слишком широкими, реже зауженными. И хотя известный художник Е. Р. Вейс свою корректуру указывал не в пунктах, а в миллиметрах, издателю не следовало бы с этим соглашаться. Ведь наборщик ведет расчеты в пунктах, а сколько пунктов будет в 1/2 миллиметра? Скажем, 1/2
—это понятно, а вот <немного больше шпации>
—может означать все что угодно. Титульный на-
Справа: рис. 12 Титул, выполненный автором.
В стиле немецкого рококо. 1957.
106
107
бор — это отчасти искусство пункта, даже половины пункта. Разрядка — это неясно; надо указать точно: при разрядке взять на 1/2 п. больше, набирать вразрядку на 1/2 пункта.
Бывают случаи, когда первый оттиск во всех деталях соответствует замыслу. Но чаще оттиск все-таки выглядит иначе, чем его представлял себе художник, которому приходится здесь и там вносить изменения и править. Затем изготовляют новые оттиски заданного формата и с точным расположением всех элементов, пока титул не получится. Эскиз титула должен быть приложен к рукописи, чтобы первые его оттиски поступили с первыми гранками. Пробные полосы необходимо утвердить до того, как рукопись будет набрана.
Хороший титул, даже если он уже и ниже, чем книжная полоса, в известной степени должен повторять пропорции ее очертаний. В противном случае он не будет подходить к ней. Если верхняя группа титула узкая, то строка с названием издательства и подавно не должна заполнять ширину набора (рис. 9). Часто главная группа строк бывает поставлена слишком низко (рис. 9). Проектировщики таких титулов, видимо, полагают, что издательская строка не принимает участия в общей форме. Такой титул выглядит как бы осевшим вниз. Ведь нижняя строка с названием издательства смотрится точно так же, как и верхняя
Справа: рис. 13 Титул, выполненный автором.
Набран шрифтом «монотип» Белл. 1954.
108
109
группа, и обе вместе они должны создавать одно целое и занимать на полосе правильное положение. Заголовок следует располагать в верхней трети, а вовсе не в оптической середине титульной страницы! Титулы, подобные тому, что изображен на рис. 9, удачными назвать нельзя. Издательская строка здесь должна быть уменьшена по длине (в оригинале строка набрана строчными и растянута за счет разрядки, чем и испорчена). Такая вытянутая форма, напоминающая штрих, противоречит круглой форме верхней группы. Как и повсюду, здесь были бы весьма желательны следующие друг за другом одинаково длинные строки. Титул получится удачным, если верхнюю группу приподнять, а нижнюю сделать многострочной и более узкой (рис. 10).
Требовать надлежащий интерлиньяж легче, чем его выполнить. Междустрочные промежутки не должны противоречить смыслу; наряду с самими строками они участвуют в создании общего оптического эффекта. Так как часть листа, как правило, остается незапечатанной, то группы строк с малым интерлиньяжем кажутся как бы
Справа: рис.14 Удачно набранный воображаемый титул,
однако в нем не чувствуется индивидуальности.
110
111
отчужденными: белизна фона должна пронизывать набор. Большие белые поля требуют больших междустрочных пробелов также между строками, набранными одним и тем же кеглем шрифта. В большинстве случаев определенная прозрач- ность в титульном наборе желательна. В противном случае набор вступает в противоречие с фоном и не может слиться с ним воедино (рис. 11, 12 и 13).
Если в книге, как в карманных изданиях, поля очень узкие, то титул не должен заполнять зеркало набора. Иначе верхняя группа окажется слишком высоко и ее придется опустить. А издательскую группу будет необходимо соответственно поднять! Пропорциональное соотношение верхнего и нижнего полей, как это видно в книжной полосе, должно повториться и на титуле.
Верхнюю группу часто приходится немного опускать (одновременно поднимая издательскую группу), когда первая строка содержит заголовок. Короткая первая строка, к тому же набранная более мелким кеглем, чем заголовок, очень желательна, но не всегда достижима. Впрочем, фамилия автора книги может быть одинаково хорошо поставлена как над первой строкой, так и после нее, соединяясь с ней словом von. Иногда слово
Справа: рис. 15. Тот же текст.
Главная строка набрана строчными без разрядки.
Значительно лучше, чем на рис. 14.
112