ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 0
113
von выносят на собственную строку, что равнозначно сильному акцентированию средней линии (рис. 14); в других случаях такая короткая линия может оказаться нежелательной и тогда слово von ставят перед фамилией автора в одной строке с ней (рис. 8).
На обороте титула почти всегда помещают данные, если не об ответственном редакторе или переводчике, то о тираже и полиграфическом предприятии (часто ошибочно там можно найти также упоминание о художнике, авторе суперобложки, даже если она ничем особенным не примечательна, а то и вовсе плоха). В совсем дешевых книгах дело обстоит так же, так как в конце книги места для таких данных не хватает. Но даже в самых дешевых книгах набирать эти данные следует с любовью. Необходимо выбрать очень малый кегль основного шрифта (вразрядку не набирать), правильно сгруппировать строки и набирать на шпоны, применив приблизительно столько пунктов, сколько их между строк полос основного текста. Гораздо элегантнее и спокойнее выглядят слегка вразрядку капительные очень
Справа: рис. 16. Только такое оформление улавливает стиль времени. Но оно не такое уж простое,
как может показаться на первый взгляд.
114
115
малого кегля с интерлиньяжем основного текстового набора.
Текст оборота титульного листа должен быть как можно короче. Так как на титульной полосе эти строки просвечивают, то их следует располагать так, чтобы они, где это возможно, приходились на группы или строки титула, по возможности не выходя за их пределы.
Сведения на обороте титульного листа начинают в последнее время угрожающе разрастаться. Они напоминают бесконечные списки фамилий, мелькающих в первых кадрах кинофильма перед глазами беззащитного зрителя, причем они так же навязчивы, как и не желательны. Издательским работникам должно отводиться скромное место, и то в самом конце книги. Быть названным в нача- ле книги подобает только автору и повивальной бабке книги — издательству. Поэтому я, еретик, каким всегда был, считаю, что все остальное должно следовать только за текстом книги.
Против первой текстовой полосы книги ниче- го располагать не следует; но название книги, без имени автора, можно повторить наподобие шмуцтитула, справа, рядом с оборотной стороной
Справа: рис. 17 Титул, выполненный автором.
Стандартное решение, которое можно без труда варьировать.
116
117
главного титула с тем, чтобы левая часть разворота с началом текста оставалась в итоге пустой. Там что-либо можно помещать только в самых дешевых книгах. Однако выглядеть это должно, по крайней мере, приятно. К сожалению, однако, это как раз та страница, которой при обработке больше всего пренебрегают, а потому именно она и свидетельствует о способностях в данном слу- чае технического редактора. Тот факт, что он здесь никогда не бывает назван, имеет три при- чины. Во-первых, этого не хочет издательство. Во-вторых, технический редактор слишком скромен, хотя он играет более важную роль, чем автор суперобложки. И, в-третьих, сам технический редактор не хочет этого, потому что он вплоть до выхода книги в свет вынужден опасаться, как бы кто-либо не испортил книгу. Автор боится наборщика, печатник переплетчика, технический редактор — всех четверых, больше, чем четверо боятся его. Чувствуя себя ответственным, он, который должен быть зорким и осмотрительным, как лейб-гвардия какого-нибудь диктатора, охотнее уступает славу или позор пехоте, проявляющей себя в наивном себялюбии и полном комплекте еще до того, как можно будет прочитать хотя бы одну строку. Ибо он на собственном опыте знает: все еще может случиться!
Справа: рис. 18 Выходные данные, помещенные в конце книги, изображенной на рис. 12.
118
119
Однако читателя меньше всего интересует, кто печатал книгу и что еще там сообщается из миропотрясающих известий на оборотной стороне титула. Все сведения о типографии, тираже, даже имена ответственного редактора или переводчика лучше всего помещать в конце книги (рис. 18).
Две самые последние страницы хорошо сделанной книги, равно как и две первые, должны оставаться совершенно незапечатанными; это относится также к изданиям с художественными репродукциями, помещенными в конце их. На четвертой или третьей от конца книги странице, как наиболее удачном месте для размещения данных об ответственном редакторе, типографии и т. д. (рис. 18), можно и должно было бы назвать также год издания, если об этом ничего не сказано на титульном листе.
Однако возвратимся к нашим титульным листам. На рис. 14 изображен безупречный по форме титул воображаемого издания. Основным шрифтом выбран гарамон. Однако титульный лист, отлично исполненный типографски, не всегда можно назвать вполне хорошим в целом. Такой титул и шрифт гарамон, как основной шрифт, были бы к месту, если бы речь шла о ка-
Справа: рис. 19 Титул, выполненный автором. 1945.
Антиква Кезлон и белое украшение.
120
121
ком-либо ином романе. Однако этот роман (самый ранний европейский роман, 1678 г., как и на 670 лет ранее первый японский роман Genji — кстати, автором его была женщина) требует особой типографской атмосферы и его следовало бы набирать антиквой Янсона (а еще лучше лютеровским готическим шрифтом). На рис. 15 приводится первая попытка оформления титульного листа романа шрифтом Янсона. Однако в нем все еще не улавливается дух времени, и только вариант, изображенный на рис. 16, приближает нас к удачному решению. При этом речь идет не об историзме восьмидесятых годов, а о слиянии стиля 1678 г. с нашими нынешними желаниями и требованиями в отношении формы. Болезненная страсть к модернизму инфантильна. Книги — не модный товар. Титул для этой книги «в духе современности», напоминающий стальную мебель, автомобильные кузова или спутник, мог бы создать только необразованный глупец. Оконча- тельное решение подобной задачи, которая средствами полиграфии интерпретирует настроение произведения, показано на рис. 12.
Однако, как правило, мы будем довольны, если титул, по крайней мере, не оскорбит разум и глаз, если он удовлетворяет основным перечисленным требованиям в отношении хорошей формы и если он, прежде всего, будет правильно размещен на странице.
122
Издательские требования к набору текста
Взаимные контакты издательства и типографии порой могут быть затруднены, если последняя работает по правилам, не удовлетворяющим всем предъявляемым к набору требованиям. Вид книги в решающей степени определяется качеством набора. Даже при использовании отнюдь не самого лучшего шрифта, набирая по правилам, можно добиться хорошего эффекта. С другой стороны, даже самый красивый и совершенный шрифт можно испортить, если применять черес- чур большую выключку и не принимать во внимание тонкости, предусматриваемые правилами хорошего набора. Соблюдение приведенных ниже правил даст возможность получить безупреч- ный набор. Издательство, требующее от полиграфии соблюдения этих правил, во внешнем виде набора не разочаруется.
Вопросы междустрочных пробелов, высоты полосы, отношения ширины и «зеркала» набора к формату бумаги нужно рассматривать в комплексе и в коротких правилах изложить их невозможно. Поэтому они будут рассмотрены нами отдельно в других разделах книги.
123
Правила
Междустрочные пробелы в заголовках, а тем более в сплошном наборе должны быть одинаковыми и равняться шпации в 1/3 кегля. Особенно важно обращать внимание на оптически одинаковые пробелы в ручном наборе.
После точек в конце предложений и укоро- ченных фраз следует применять обычный междусловный пробел. В длинных же строках пробел можно увеличить; там можно поставить шпации также перед запятыми и дефисами. Между словом и круглыми скобками ставят шпации, кроме того, перед A, J, Т, V, W, Y, после точки и в очень плотных строках.
Если следуют отдельные буквы и сокращения, как например, d.h., ua., С. F. Meyer, то промежутки между ними всегда уменьшают.
Заголовки и группы в титулах набираются без точек.
Строчные буквы никогда не следует набирать вразрядку. Вместо этого применяют курсив.
Прописные буквы повсюду набирают вразрядку (начиная с 8 п. и выше не менее чем через 1 1/2 пункта) и выравнивают, причем разрядку лучше немного увеличить, чем заузить.
Для втяжек следует применять только круглую шпацию. Втяжки больших размеров, которые от этого не становятся ни более броскими, ни более красивыми, допустимы только в тексте с очень большими строками. Слишком большие втяжки могут привести к тому, что концевая строка ока-
124
жется короче, чем втяжка, расположенная ниже. Тире в круглую должно применяться только в набранных в виде таблиц прейскурантах. Во всех остальных случаях используют более короткие штрихи (линейные штрихи, полукруглую). Нель-
зя применять тире вместо дефиса.
Как правило, в наборе антиквой пользуются французскими полукавычками <>. В одном и том же издании эти кавычки должны иметь одинаковую форму. От слов их надо отделять шпациями (за исключением убористых строк). Только цитаты внутри цитаты заключают в такие кавычки:
«».
Цифры примечаний должны набираться той
же гарнитурой, что и основной шрифт. За подстрочной цифрой (1) или звездочкой (*) ставить круглые скобки не следует ни в самом тексте, ни в сносках. В тексте между словом и следующей за ним цифрой сноски ставится шпация.
Над подстрочными примечаниями надо оставлять либо пробел, либо ставить сплошную линейку без втяжки. Промежуток над и под линейкой должен быть не меньше, чем междустрочный пробел в вышерасположенном тексте.
Умлаут Д, Ц, Ь не следует заменять на Ае, Ое, Ue (Дrzte, Дschenvorstadt).
В числах для обозначения десятичных дробей применяется только запятая. Разряды тысяч должны отделяться Друг oт друга не запятыми и точками, а шпациями. 300,000 означает не триста тысяч, а триста. Триста тысяч надо набирать так: 300 000. Точки для разделения разрядов тысяч
125
применять нельзя. Запятая всегда используется для обозначения десятичных дробей: 3,45 м; 420,500 кг. Но для обозначения времени набирают так: 2.30 ч. В телефонных номерах группы цифр отделяют не точкой, а шпацией: Nr. 32 81 71 (в немецком языке набирают Nr, а не No).
126
Какими должны быть пробные полосы
При планировании очередной книги к выпуску издательство просит типографию по разработанному макету отпечатать пробные полосы, которые после одобрения служат наборщику и пе- чатнику эталоном.
Готовить такие пробные полосы необходимо особенно тщательно. Так, например, должно быть совершенно ясно, какой будет высота полосы. Если издание набирается шрифтом двух различных кеглей, то одну из двух полос следует набрать целиком шрифтом основного кегля, что и определит ее точную высоту. На такой полосе не должно быть подзаголовка. Вообще необходимо показать разворот и не только потому, что он создает эффект готовой книги, но также и потому, что дает возможность показать начало главы, что важно как для машинного, так и для ручного наборщика. Лучше всего ставить полосу с началом главы слева, а обычную текстовую — справа. Если книга с типографской точки зрения отличается сложным построением, то необходимо изготовить три, четыре или даже семь полос, показав на них все характерные виды набора.
Рассчитывать объем издания можно только тогда, когда наборщик подготовит пробные полосы к печати. В противном случае в объеме могут
127