ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
быть отклонения. Изготовление эскиза — не теоретические упражнения администрации. «Набор был предварительно скалькулирован» — такие слова не оправдание для уродливо подготовленной книги.
Набирать пробные полосы необходимо не менее тщательно, чем настоящий заказ. Допуская на пробной полосе опечатки, типография тем самым подрывает доверие к корректору. Если требования заказчика расходятся с типографскими правилами, то их надо выполнить, а наиболее важные указания оговорить на первой странице рукописи (см. прилагаемый образец).
Если в издаваемой работе встречаются сноски, то их необходимо показать на сложном примере.
Обрезной формат, корешковое и верхнее поля должны быть абсолютно точными. Хороший пе- чатник должен обладать достаточным честолюбием, чтобы сдавать такие пробные полосы, к которым бы издательство не смогло предъявить претензий.
Прежде всего бумага, если она уже имеется, должна быть такой же, как и бумага для тиража. Если тиражной бумаги пока еще нет, то бумага для пробных полос должна быть похожа на нее хотя бы внешне.
Образец для 1-й полосы
128
129
Первоклассной должна быть и печать. От приправки ни в коем случае не следует отказываться: подачу краски нужно точно отрегулировать с уче- том характера бумаги и вида шрифта. Полосы не должны быть бледными или чересчур насыщенными краской, так как на них позднее придется равняться печатнику.
Нередко типография присылает всего лишь одну жалкую страничку, да и к тому же еще с концевой строкой внизу, искажающей нижнее поле бумаги. Настоящие же пробные полосы состоят более чем из одной пары полос: на первой странице четырехполосной пробы должны быть указаны данные, как на приводимом рядом (см. стр. 129) образце.
Только тогда наборщику и печатнику, равно как и лицам, работающим вместе с ними, будет все ясно. Если пробные полосы вместо формата 17,3Х10 см имеют, например, формат 17,25Х10,9, то может возникнуть сомнение, а не имеется ли здесь в виду формат 17,2Х10,9 см. При каждой новой пробе необходимо еще раз проверишь первоначальный расчет объема, так как не всегда первая проба получает одобрение издательства. Пробы нумеруют и по порядку проставляют на них дату.
Рекомендуется также на первой пробной полосе указывать корешковое и верхнее поля, чтобы позднее не могло возникнуть никаких недоразумений.
Типография должна изготовить достаточное число экземпляров образцов. Не менее четырех
130
из них направляются заказчику и не менее четырех других остаются в портфеле заказов.
Если все рассмотренные нами требования к пробным полосам будут тщательно выполняться, то можно быть уверенным, что готовая книга удовлетворит как всех работников, занятых ее изготовлением, так и самого заказчика.
131
Набор на шпации в 1/3 кегля
Плотный набор, не совсем правильно называемый набором на шпации в 1/3 кегля, требует пересмотра отдельных правил набора XIX в., который по привычке применяют еще и сегодня. Некоторые из старых правил находятся в таком резком противоречии с плотным набором, что порой приходится принимать особое решение; примирение между ними и плотным набором невозможно.
В основе плотного набора лежит оптический опыт, согласно которому старая выключка на полукруглую шпацию приводит к разрыву слов в предложении и осложняет их восприятие. Создается общая неспокойная картина с белыми пятнами, где слова в строках одно под другим иногда стоят более плотно, нежели один возле другого, в результате чего их смысловая оптическая связь нарушается.
Выключка Гутенберга в XV и XVI вв. была еще более плотной, чем та, которую мы требуем сегодня. Она была меньше толщины ³ и ее следовало бы скорее называть набором на четверть круглой. Правда, в те времена наборщик имел возможность свободно укорачивать в пределах строки одно или несколько слов. Только этим можно объяснить неподражаемо совершенную
132
поверхность набора в инкунабулах и в итальянских и французских изданиях XVI в.
Идеальный рисунок антиквы — это рисунок шрифта латинского языка, для которого она была создана. Набирать немецкие тексты с их длинными словами и барочным нагромождением прописных в современном начертании гораздо сложнее, чем тексты на английском языке, который среди живых языков позволяет создавать наиболее спокойные типографские образы, поскольку не требует большого числа прописных, не нуждается ни в каких акцентах и состоит преимущественно из коротких слов.
Современные романские языки набирать не так легко и просто, как их прародителя — латинский язык, так как в них появились акценты, а нередко встречающиеся буквы z, j и даже k вообще чужды шрифту антиква. И все-таки романские языки напоминают латинский и не содержат такого обилия прописных, как немецкий язык.
В наборе немецких текстов длинные слова по необходимости требуют более частой разбивки на слоги при переносе, чем другие языки. Хороший плотный набор во французском и английском языках осуществим еще легко, даже по правилам XIX в. о разделении слов. В немецком же языке плотный набор требует не только послабления, но даже и отмены правил, касающихся неудобных разделений слов, как, например: ergan-gen, aufge-bracht, Ti-rol. Одновременно делать плотный набор и избегать неудобных разделений слов невозможно. В противном случае получаются от-
133
части плотно, отчасти менее плотно или широко набранные строки. В хорошем плотном (немецком) наборе не всегда бывает легко соблюсти правило, запрещающее разделять слова при переносе в трех строках подряд.
Разумеется, плотный набор после точек в конце предложения требует применения таких же, а при некоторых обстоятельствах даже меньших пробелов, чем между словами. Старые правила об увеличенном пробеле в конце предложений (нередко приводившем к образованию «дыр») пора бы, наконец, забыть. Работа машинного наборщика станет менее сложной, если ему не надо будет следить за такими точками.
Плотный набор оказывает влияние также на верстку. Правило, согласно которому концевые строки не должны образовывать первую строку на новой полосе, при плотном наборе нельзя принять безоговорочно. Такие строки, конечно, нельзя считать красивыми; однако избежать их трудно, если для их выгонки и вгонки нет возможности.
Начальные строки внизу полосы не считаются ошибкой. Требование, чтобы их не было, чрезмерно, ибо тогда придется нередко прибегать к помощи автора, вычеркивать или добавлять слова и строки. Но в таком случае мы создадим ситуацию, при которой форма будет преобладать над содержанием.
134
Почему в начале абзаца необходим отступ?
Излагаемые при письме мысли автор расчленяет на группы связанных между собой предложений; эти группы предложений мы называем абзацами. Раньше их называли также параграфами. Теперешний некрасивый знак параграфа § есть ни что иное как забытый вариант средневекового знака q, который первоначально мог ставиться также и посредине непрерывных строк и для написания которого пользовались цветной краской. Этот знак обозначал начало новой группы в наборе. В позднем средневековье новые группы набора стали начинать с новой строки, перед которой по старому обычаю ставили упомянутый знак, обычно написанный красной краской. Некоторые из первопечатников вырезали этот знак как литеру и печатали с нее черной краской. Но первона- чально в инкунабулах рубрикатор вписывал его в текст красной краской (название профессии происходит от латинского слова riibrum — красный). Для этого знака наборщик должен был оставлять в наборе свободное место. Впоследствии знак параграфа стали вписывать все реже, пока, наконец, не пришли к мысли, что абзацный отступ на круглую — как мы называем это пустое пространство теперь — и без красного знака вполне достаточен и надежен для обозначения.
135
Абзацный отступ на круглую выполняет свои обязанности и в наше время, причем более экономичного или, по крайней мере, такого же хорошего иного средства обозначения нового абзаца пока изобрести не удалось. Попыток заменить этот обычай новыми было предостаточно. Однако разрушать старое и создавать новое можно лишь в том случае, когда в этом есть необходимость и когда новое лучше старого.
Однако в отношении безабзацного набора, который получает все большее распространение, этого сказать нельзя. Он также имеет свою историю, правда, намного более короткую. Стремление нашего времени к простоте, будучи реакцией на перегруженный стиль предков, ча- сто находит свое выражение в болезненной мании к упрощенчеству. Такое смешение понятий чревато последствиями. Некоторые из английских печатников на рубеже века не применяли отступ, и эта необдуманная манера, которая в Англии, между прочим, до последнего времени не нашла себе подражателей, была позже воспринята молодыми издателями в Германии. Одно весьма солидное издательство, находившееся в то время в Лейпциге, распорядилось набирать многие из своих книг без абзацных отступов, чем в значительной мере способствовало распространению этого сомнительного способа набора.
Если наборщики, корректоры и редакторы будут стараться выделять предыдущую строку хотя бы коротким концевым пробелом (размером все-
136
го лишь в 3 или даже 2 типографских пункта!), то это еще не беда.
Однако во второразрядном наборе колонками, применяемом в газетах, журналах и книжных изданиях, такой вид набора, отнюдь не более дешевый, чем набор с отступом на круглую шпацию, становится прямо-таки опасным.
В газетном наборе между абзацами, как правило. кладут дополнительные шпоны в 2 и более пункта, отчасти потому, что газеты не требуют такой тщательной верстки, как книги. Однако счи- тать это за образец для подражания не следует.
У наборщика газеты нет времени следить, чтобы каждая концевая строка рубрики имела заметный «концевой пробел». Иногда строка заканчи- вается концевой точкой даже посредине абзаца. Верстальщик смотрит на концевые точки в конце строк; под эти строки он кладет дополнительно шпоны, которые выполняют здесь роль отступа. А не допустил ли он ошибки? Читать набор у него нет времени. Корректора, читающего второпях, это вряд ли заботит, так как у него времени мало. В итоге — ошибочно разрезанные и неправильно соединенные смысловые группы. К тому же нерегулярный дополнительный интерлиньяж портит внешний вид набора. Все это, естественно, поймет только серьезный читатель.
Но если даже наборщик, корректор и редактор книги все свое внимание сконцентрируют на косвенной маркировке абзацев с насильственным привлечением искусственных концевых пробелов в предшествующей строке, то и здесь нельзя быть
137
полностью уверенным, что такая косвенная маркировка сработает во всех случаях. Ведь каждый из этих трех работников и все вместе могут допустить ошибку. Но книга печатается для читателя. А он в конце строки понижает внимание по сравнению с ее началом. Набор без втяжек создает у читателя впечатление непрерывности смысловой связи, в то время как хороший писатель выбирает каждый свой абзац обдуманно и хочет, чтобы он оставался заметным в тексте. Кроме того, безабзацный набор затрудняет восприятие напеча- танного. И в этом его важнейший недостаток. И хотя безабзацные отступы делают набор более «спокойным», однако достигается это за счет утраты членения текста, что достойно сожаления. Членение необходимо для последовательного изложения мыслей автора в книге. Оно должно на- чинаться непременно слева, в начале строк, а не в конце их, где перестают читать. Как же неприятно, что приходится разъяснять этот само собой разумеющийся факт!
Только в одном месте втяжка бессмысленна и некрасива: под заголовком, поставленным на середину. Первый абзац должен начинаться здесь без отступа. Однако под заголовком, смещенным влево, втяжка необходима.
Назовем две новых дурных привычки косвенного выделения абзацев: абзацы отделены друг от друга сплошными «слепыми» строками, образующими очень заметный разрыв и при известных условиях вызывающими сомнение, начинается ли на новой странице новый абзац: сдвинутые
138