ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сокращают на одну строку, а полосу разбивают на шпоны, чтобы восстановить правильную ее высоту. Этот трюк неприемлем потому, что возникает разнобой в числе строк, постоянное число которых — признак сверстанной книги. «Висячих» строк не должно быть. Некоторым не нравятся также начальные строки в конце полосы. Мне же кажется, что это следует воспринимать не более, чем пожелание. Нельзя требовать слишком многого. Такого рода желания можно было выполнять до тех пор, пока не существовало никаких ограничений в разгонке строк, то есть пока плотность набора не стала основным правилом. Следовательно, хотя «шустрые малые» — на- чальные строки в конце полосы — и не желательны, но допустимы. Кое-кому может не понравиться втяжка, если колонцифра стоит внизу. Поэтому я, если колонцифра не в центре полосы, делаю втяжку на число пунктов, равное абзацным отступам.

179

Разметка набора с иллюстрациями

Cуществуют два вида изданий с иллюстрациями. В первом из них таблицы (иллюстрации) включены в текст, а во втором текст и таблицы (иллюстрации) воспроизводятся отдельно. Текстовая часть должна быть удобочитаемой, таблицы

— крупными и четкими.

Мы считаем вполне оправданным стремление к равенству размеров «зеркала» набора и максимальных параметров иллюстраций (рис. 1), так как при этом создается гармоничная форма книги. Нет, однако, полной уверенности в том, что такой подход к определению размеров иллюстраций не противоречит нашим требованиям к ясности и четкости, страдающим при уменьшении иллюстраций. Во всяком случае, этот подход оказывается единственно верным тогда, когда речь идет о таблицах — вставках и об иллюстрациях, печатающихся на той же бумаге, что и текст. Максимальная ширина клише равна максимальной ширине «зеркала» набора; максимальная высота — высоте «зеркала» набора за вычетом 7 — 11 мм, необходимых для одной либо двух строк подписи, поскольку таковая должна остаться в пределах «зеркала» набора.

При определении пропорций формата книги нельзя забывать о том, что пропорциями боль-

180

Ðèñ. 1

шинства иллюстраций, особенно картин, являются красивые прямоугольники. Близкие к квадрату форматы встречаются редко. В книге иллюстрации, как правило, располагаются над соответствующей подписью в одну — две строки. Иллюстрация и подпись к ней образуют вместе узкий прямоугольник, пропорции которого приближаются к золотому сечению. В свою очередь, «зеркало» набора требует более узкого, чем квадрат, формата. Редко кому удается осуществить красивые справочные издания в форме квадрата. Формат А4 отлично оправдал себя применительно к такого рода изданиям в качестве единственного

181


Ðèñ. 2

«натурального» формата. Хорошим малым обрезным форматом является формат 16х24 см.

После того, как все это рассчитано, изготовлен и одобрен хорошо продуманный разворот текстовых полос, печатают необходимое количе- ство оттисков четырехстороннего «зеркала» набора обрезного формата того же самого размера и в окончательном положении, при этом лицевые стороны могут выглядеть, как показано на рис. 4. Эти оттиски «зеркала» набора облегчают расклейку верстки, поскольку с их помощью можно точно определить положение клише и вид разворотов.

182

Ðèñ. 3

Размеры и размещение поперечных иллюстраций также должны соответствовать «зеркалу» набора (рис. 2). Если в книге очень широкие поля, то высоту поперечных иллюстраций (см. рис. 4) можно сделать равной ширине «зеркала» набора, а подпись набрать на поле. В обычных случаях, то есть как правило, подпись должна находиться в пределах «зеркала» набора, а иллюстрацию нужно соответственно уменьшить (рис. 3).

Необходимо сохранить первоначальные пропорции оригинала иллюстраций. В первую оче- редь это относится к воспроизведению живописи, графики. Было бы ошибкой изменять их ради

183

полного использования площади «зеркала» набора. Поэтому нельзя требовать, чтобы такие иллюстрации всегда и по высоте и по ширине заполняли максимум имеющейся площади. Если же у всех иллюстраций одинаковые пропорции, то высоту «зеркала» набора текста следует привести в соответствие с иллюстрациями. При этом, само собой разумеется, нельзя выпускать из поля зрения также и подписи к иллюстрациям.

Не допускается обрезка заполненной части иллюстраций и других произведений искусства. Поскольку в картине значителен и самый последний миллиметр рисунка, цинкографу разрешается отрезать лишь самое необходимое от поля клише.

Рис.4 Пример специальной схемы «зеркала» набора

для иллюстрационных материалов. Жирная линия показывает полную площадь «зеркала» набора;

а — максимальная высота иллюстрации на целую полосу при формате, когда высота больше ширины;

Ü— максимальная высота иллюстрации на всю полосу поперечного формата.

Отрезок с

по отношению к полному «зеркалу» набора должен быть достаточен

для набора двух строк, то есть составлять 7-11 мм.

184


185

(Подлежащие обрезке клише должны иметь по бокам, там, где производится обрезка, запас не менее трех миллиметров.) Укорачивание формы произведения искусства приводит к его искажению.

Как правило, издания с таблицами (иллюстрациями) в тексте обходятся дороже, чем если таблицы (иллюстрации) сшиваются отдельно. Наиболее дорого стоит вклеивание отдельных таблиц (иллюстраций), если они помещаются на иные страницы, кроме как перед первой или в середину листа. Край для приклейки портит книжную страницу, к которой приклеивают таблицу (иллюстрацию). Дешевле и лучше вставлять четверти листва, поскольку в этом случае отпадает необходимость в требующем больших затрат труда приклеивании иллюстраций.

Из рисунков 1, 2, 3 следует, что положение иллюстраций должно соответствовать размещению текста. Бумажное поле соединяет текстовую полосу и иллюстрацию в одно целое. Иллюстрированное издание все равно книга, а в отношении к книге действует непреложный закон, что нужно видеть разворот, а не одну страницу. Если бы кому-нибудь пришла в голову идея, что иллюстрации существуют сами по себе и что их поэтому следует помещать в середину страницы, то все равно было бы бессмыслицей никогда не делать их больше площади «зеркала» набора. Заметим, кстати, что утверждение о том, что размещение иллюстрации должно соответствовать расположению текста, относится и к поперечным иллюстрациям (см. рис. 2). Было бы ошибкой совершен-

186

Ðèñ. 2

но забывать здесь о книге и независимо от «зеркала» набора помещать поперечную иллюстрацию в центре страницы.

Поперечные иллюстрации смотрятся плохо. Их нужно избегать. Если же они преобладают, то следует использовать поперечный формат и набирать текст в два столбца (рис. 5).

Âтех книгах, где иллюстрационные материалы сшиваются в отдельный блок и помещаются в конце, также можно выдерживать принцип одинаковых размеров текста и иллюстраций. Однако здесь вполне вероятно, что иллюстрации окажутся слишком маленькими, поскольку темные иллюстрации выглядят меньше, чем равновеликий по площади серый текст.

Âэтом случае правильнее для иллюстраций взять несколько большее «зеркало» набора, но с теми же геометрическими пропорциями, что и «зеркало» набора текста.

187


Рис.6а Текстовой разворот

Положение оттиска таких иллюстраций определяется тем, будут ли они находиться только на лицевой стороне или бумажный лист запечатывается с обеих сторон. Если иллюстрации печатаются лишь на одной стороне, то они смотрятся почти как ни с чем не связанные картинки; если при решении вопроса об их расположении следовать классическому правилу о том, что внутри поле должно быть вдвое уже внешнего, то это может показаться утрированным и потребовать некоторого смягчения. И все же левое и правое по-

188


Рис.6б Иллюстрации в этой же книге.

Увеличение «зеркала» набора при сохранении пропорций текстового набора.

ля не должны быть хотя бы приблизительно одинаковой ширины. Сама белая полоса слева заставляет приближать иллюстрации к фальцу.

Если же иллюстрации печатаются попарно, то нельзя далеко отступать от правила, что внутреннее поле должно быть вдвое уже внешнего. Развороты рассыпятся, поскольку они все равно остаются разворотами, хотя даже и очень неравной величины (рис. 6б). Рассчитывая такие иллюстра-

189

Ðèñ.7

ции, необходимо опираться на максимальные величины, которые были определены с помощью предварительно подготовленной и отпечатанной схемы (рис. 4). Оттиски иллюстраций клеят на эти схемы и таким образом определяют положение иллюстраций по высоте. Высокие, длинные рисунки заполняют всю длину «зеркала» набора и — само собой разумеется — помещаются в середину полосы (рис. 7, слева), хотя бы ради сохранения приводки, в то время как небольшие иллюстрации (рис. 7, справа) должны размещаться таким образом, чтобы соотношение между расстояниями от верхнего и нижнего обреза равнялось 1:2 или 3:5.

190

При этом подписи всегда остаются рядом с иллюстрациями. Подписи также можно набирать на одной и той же высоте внизу полосы, но лишь в особых случаях. Если же иллюстрации пронумерованы, как это показано на рис. 7, то место цифр на полосах всегда одно и то же; здесь приводка должна быть исключительно точной. Ино-

Ðèñ.8

гда встречаются книги с порядковыми номерами таблиц вверху, выше «зеркала» набора. Этот метод неэкономичен, удорожает стоимость набора и лишь в редких случаях оказывается рациональным. Даже если наборщик и печатник приложат максимум усилий, и обозначения номеров иллюстраций окажутся точно в предназначенном для них месте, все равно из-за неизбежных при фальцовке мелких ошибок они обязательно сместятся в какую-либо сторону, и это будет заметно.

При желании отделить номера иллюстраций от колонцифр можно набрать их курсивом, другим кеглем, чем тот, которым набирают текст,

191

или поставить после колонцифр круглые скобки. Если иллюстрации окажутся большими, чем «зеркало» текста, как мы предположили в последнем случае, то номера иллюстраций и так будут располагаться ниже и значительно дальше от середины, чем колонцифры.

Важно также, чтобы при печатании иллюстраций различных размеров за основу было взято определенное «зеркало» набора и чтобы их не размещали «по наитию». Наборщик обязан отъюстировать клише, сформировать полосы одинакового размера и тем самым определить их внешний вид еще до того, как набор поступит к печатнику. При верстке неприправленного первого листа иллюстраций, который до этого нужно точно обрезать, необходимо еще раз проверить, имеют ли поля достаточную ширину; сами иллюстрации теперь уже ни в каких изменениях не нуждаются.

В книжных магазинах появляется все больше произведений с цветными иллюстрациями. Здесь нужно сказать, что кощунственно цветное репродуцирование в формате почтовой открытки таких картин, которые по своим размерам превосходят окно. Это уже не воспроизведение, а подделка, каково бы ни было их качество. При таком сильном уменьшении черно — белые репродукции всегда лучше. Для цветного репродуцирования необходимо брать самые крупные форматы или воспроизводить фрагменты картин, а не целые полотна. При линейном уменьшении оригинала вдвое, вчетверо цветная репродукция в большинстве случаев еще оказывается удовлетворитель-

192


Смотрите также файлы