ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

широких пробелах слишком большие расстояния между словами выступают не столь явственно и не создают таких помех, как при сжатом наборе, это отнюдь не причина для того, чтобы в таких случаях отделять слова полукруглой или применять еще более широкие разрывы. Сформулированные выше положения о хорошем наборе требуют, чтобы строка выглядела как нечто цельное, а этого можно добиться лишь при наборе на шпации в 1/3 кегля. В прежние времена даже антикву набирали намного теснее, чем сейчас; так, пробный оттиск шрифта гарамон 1592 года при четырнадцатом кегле во всех строках имеет пробел всего в два пункта, то есть в 1/7 кегля. Так что набор на шпации в 1/3 кегля никак нельзя считать слишком убористым.

Если же пробел равен кеглю или превышает его, то набирать можно несколько «шире», чем при сжатом наборе, иначе при слишком большом расстоянии между строками слова будут казаться расположенными излишне близко, что ухудшит удобочитаемость текста в целом.

Не все еще понимают, что величина пробела зависит также и от особенностей той или иной гарнитуры. При наборе такими выразительными шрифтами, как фрактура, швабахер и текстура, в строке букву к букве нужно ставить «очень тесно» (крупные кегли ближе, чем на 73 шпации), чтобы строки не разваливались. Эти темные шрифты не терпят слишком больших междустрочных пробелов; их сплошной набор должен выглядеть достаточно компактным. Сказанное относится также и

159

к антиквенным шрифтам-предшественникам гарамона, хотя здесь не повредят и несколько большие пробелы. Совершенно иначе обстоит дело с новыми или классическими антиквенными и фрактурными шрифтами XVIII и XIX веков, такими, как антиква Бодони, Дидо и Вальбаума, а также фрактура Унгера: все они требуют широких пробелов и при наборе без шпон вообще не смотрятся. Иначе говоря, удачно набранную гарамоном полосу нельзя просто так перебрать на антикву Бодони; здесь, очевидно, потребуются более широкие пробелы. Из этого следует, что широкие пробелы нужно применять при наборе новыми шрифтами, а для набора без шпон использовать старые антиквенные шрифты.

В книжном наборе величина междустрочного пробела зависит также и от ширины полей. Большие пробелы требуют широких полей, чтобы площадь текстового набора вообще выглядела надлежащим образом. Набирая книгу старой антиквой, можно одному и тому же «зеркалу» набора придать более узкие или более широкие поля; в первом случае книга будет выглядеть проще, а во втором — изысканнее.

Особое место занимают иллюстрированные книги повествовательного содержания. Здесь на первом месте стоит задача достигнуть полной гармонии иллюстраций и характера набора. Правильно было бы вначале определить, как будет выглядеть набор, и познакомить с ним иллюстратора, чтобы он свои рисунки приспосабливал к характеру набора. Если же иллюстрации уже го-

160


товы, то наборщик должен попытаться добиться единства набора и иллюстраций. Особенно трудно подогнать набор к тяжелым гравюрам на дереве (на длинных досках). По-видимому, оптимальным решением было бы применение старого швабахера. Если потребуют антикву, то это зна- чительно усложнит проблему. Здесь может помочь использование крупного кегля. Для красивой книги ни в коем случае не пригодна полужирная антиква старого начертания; жирная антиква нового начертания хотя и темная, не подходит к гравюрам на длинных досках.

Едва ли можно сформулировать какие-либо общеупотребительные правила определения междустрочных пробелов при использовании современных рисованных шрифтов. Ширина пробела определяется тем, приближается ли рисованный шрифт к старой или новой антикве. Здесь решения можно принимать лишь после просмотра пробных оттисков полос.

И, наконец, ширина пробела зависит также и от длины строк, то есть от количества букв в строке. Набранные книжными кеглями строки длиннее 24 цицеро почти всегда требуют пробела, в еще большей степени это относится к особенно длинным строкам, поскольку иначе глазу трудно отыскать правильную следующую строку. Однако сами такие длинные строки выглядят плохо; там, где это возможно, нужно пытаться делать набор уже, набирать в две колонки или применять более крупный кегль.

Не существует, однако, незыблемой идеаль-

161

ной длины книжных строк. Девять сантиметров (20 цицеро) это уже хорошая ширина, если речь идет о петите или корпусе. В то же время эта ширина набора слишком мала для антиквенного шрифта, кегль которого равен цицеро. Отвратительно выглядит ошибочно почитаемая некоторыми ширина строки в девять сантиметров, если используются еще более крупные кегли. Следствием этого являются строки, которые едва ли можно красиво выключить.

162

Набор надстрочных цифр и сносок

Вначале перечислим, что некрасиво, а потому

èнеправильно:

1.В надстрочных цифрах в тексте книги;

а) неподходящее начертание дробных цифр; б) ненужные круглые скобки после дробных

цифр; в) отсутствие шпации между словом и дроб-

ной цифрой.

2. В сносках:

а) дробные цифры, поскольку они слишком мелкие, часто вообще нечитабельные, а кроме того, их, как правило, заимствуют из другой, зача- стую совершенно неподходящей гарнитуры;

б) отсутствие знаков препинания после цифры;

в) излишняя и некрасивая тонкая рубленая линия на четыре цицеро слева над сноской;

г) слишком узкий междустрочный пробел в сноске;

д) отсутствие наглядности вследствие набора без втяжек. После этого перечисления обратимся к доводам, к средствам исправления недостатков, рассмотрим образец полосы с надстрочными цифрами и сносками.

163


1а. Начертание дробных цифр должно соответствовать основному шрифту или, по меньшей мере, приближаться к нему. Поскольку обыкновенная антиква в настоящее время почти нигде не применяется, то использовать повсеместно распространенные надстрочные дробные цифры этой гарнитуры чаще всего не рекомендуется. Эти цифры не подходят даже к шрифтам Вальбаума или Бодони.

При линотипном наборе используются «сквозные» надстрочные прописные цифры основного шрифта с очком в шесть пунктов (руч- ные матрицы), а при монотипном — матрицы дробных цифр, точно соответствующие основному шрифту или, по меньшей мере, схожие с ним. Не важно, будут они строчными или прописными; подходят как те, так и другие, если они соответствуют основному шрифту или схожи с ним. Все же предпочтение следует отдавать заглавным цифрам.

1б. Круглые скобки после цифр перекочевали в книги из рукописей, и без них вполне можно обойтись. Они не нужны, ухудшают общую картину набора, мешают читателю.

1в. В хорошем наборе перед надстрочной цифрой положено ставить шпацию, поскольку в противном случае цифра выделяется недостаточ- но отчетливо. Цифру нельзя приклеивать к слову.

2а. В книгах дробные цифры положено ставить в начале сносок. Дробные цифры на восемь или шесть пунктов столь малы, что их почти или совершенно невозможно читать. А ведь читатель

164

их отыскивает, поэтому они должны быть ясно различимы. Здесь малые размеры дробных цифр совершенно неуместны, неудобны для читателей. В тексте знак ссылки должен быть маленьким, поэтому применяют дробные цифры. Сноску же читатель должен быстро отыскать. Поэтому в сноске нужно применять не дробные цифры, а цифры того же кегля, какими набирают всю сноску.

2б. После порядкового номера сноски — цифра имеет нормальную форму и величину — обязательно должна ставиться точка. Цифра без точки смотрится плохо, да этого и не нужно; правильной будет втяжка первых строк на одну круглую. Одинаковый размер втяжек в тексте и в сносках я считаю надуманным и устаревшим; однако это старое правило в некоторых случаях может оказаться полезным.

2в. Мне совершенно непонятно, почему слева над сноской все еще ставят тонкую линейку без втяжки в четыре цицеро, которая менее необходима в книге, чем аппендикс человеку. По-види- мому, она должна отделять сноску от текста и открывать ее. Но эту функцию уже выполняет уменьшенный кегль в сноске. Если же разделительная линия крайне необходима, то она должна проходить через всю ширину набора.

2г. Полоса будет гармоничной в том случае, если междустрочные пробелы в тексте и сносках одинаковые: текст набирают десятым кеглем пои пробеле между строками в два пункта, а сноски — восьмым кеглем, оставляя тот же пробел. В

165


то же время не будет ошибкой сделать пробел на один пункт меньше, чем в тексте. Большее разли- чие приводит к тому, что сноски выглядят значи- тельно плотнее текста, а это плохо.

Как в тексте книги нет необходимости в дополнительном пробеле между абзацами, так нет необходимости в таковом и между отдельными сносками на одной странице.

2д. Тот, кто ошибочно полагает, что можно вообще отказаться от втяжек, почувствует последствия этого заблуждения также и при наборе сносок. Дилетантское разделение сносок лишь несколькими пунктами пробелов — иногда это всего один пункт — ведет к тому, что набор становится невыразительным, в высшей степени неясным, неритмичным, а потому и некрасивым. Такой набор столь же плох, как и набор даже простых текстов без абзацных отступов. В результате вместо образного набора мы получаем набор уродливый,

Кратко остановимся на частных моментах. Случается, что в целой книге всего одна сноска, или на некоторых страницах встречаются единичные сноски. В таких случаях цифра 1 выгля-

Набор надстрочных цифр и сносок

166

167

дит довольно странно, нужно ставить звездочку. Если же на странице несколько сносок, то лучше выбрать цифры, а не звездочки.

Âтексте перед звездочкой шпацию не ставят,

àв сноске после звездочки дают шпацию на два пункта.

Если единичные сноски состоят из одного или нескольких слов, то их можно приблизить к центру полосы; это способствует достижению гармонии центрированного набора.

Если же на одной странице несколько сносок, то смещать к центру одну короткую сноску не рекомендуется.

Случается, что несколько коротких сносок следуют одна за другой и, если их поместить столбцом, могут нарушить равновесие разворота полос. Такие сноски нужно расположить в горизонтальной последовательности, разделив пробелами размером в круглую. После каждой сноски следует ставить точку.

Очень длинные сноски нужно разбивать, одну половину помещать в левой полосе, другую — на правой. Однако следует стараться избегать этого.

Если текст набран широко, кегль равен цицеро или еще больше, то сноски можно расположить в две колонки. При этом в одной из колонок может оказаться строкой меньше, чем в другой, но это не страшно.

Сноски — самая поздняя и совершенная форма выносок. Боковые выноски требуют поля даже там, где оно не нужно; их поиск часто затруднен, если та или иная выноска слишком длинная,

168


Смотрите также файлы