ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а следующая за ней оказывается очень далеко от относящейся к ней надстрочной цифры. Боковые выноски давно устарели.

Мы по многим причинам не рекомендуем на каждой странице начинать сноски с цифры 1. Лучше давать сквозную нумерацию сносок по всей книге или, по крайней мере, по главам. Лишь так можно избежать ошибок в размещении сносок. Вынос всех сносок вместе в конец книги хотя и не является ошибкой, но иногда затрудняет чтение книги.

Безупречно набранную книгу определяют по нижней подключке последней строки сносок че- рез два пункта, когда она точно совпадает с линией шрифта концевой строки. Но такие совершенные книги — большая редкость.

169

Многоточие

Назначение

Многоточие указывает на то, что опущены одна или несколько букв одного слова, одно слово или несколько слов, Пропуск слов грамматика называет эллипсисом. Не каждый писатель такой мастер эллипсиса, каким был Лоренс Стерн. Подобно так называемому тире многоточие нередко прикрывает неспособность пишущего выразить собственные мысли. В большинстве случаев без них можно обойтись.

Поэт пишет:

Хотел бы в единое слово

ßслить свою грусть и печаль И бросить то слово на ветер, Чтоб ветер унес его вдаль.

Àлюбитель пожонглировать многоточиями написал бы:

Хотел бы в единое слово

ßслить свою грусть и печаль...

И бросить то слово на ветер, Чтоб ветер унес его вдаль...

Иногда многоточие необходимо для выражения того или иного нюанса. Перед многоточием речь обрывается на верхней ноте; перед точкой интонация падает. Но лишь мастера слова нуждаются в такого рода оттенках, а частое употребление многоточия может превратиться в привычку. (Каким неопределенным стало бы это предложе-

170

ние, если бы я вместо точки поставил многото- чие! Я написал то, что мог и хотел сказать; если бы я поставил многоточие, то предоставил бы чи- тателю возможность отправиться в поиск новых цветков. Если же я считаю, что я сам их все уже оборвал, то было бы неприличным отправлять читателя на их поиски.)

В XVIII и в начале XIX в. вместо опущенных букв ставили звездочки: мадам де Р***. Сейчас этот прием считают устаревшим. Современный автор здесь поставил бы многоточие или же просто точку.

Особенности набора

В тех случаях, когда опускают все или несколько букв какого-либо неприличного слова или имени, то ставят столько точек, сколько должно было быть букв, чтобы у сведущего человека не оставалось сомнений в том, правильно ли он угадал все слово. Если же этим пренебречь, а просто поставить три точки, то читатель в большинстве случаев не сможет толком понять, о чем же идет речь. Вместо любого числа опущенных слов принято ставить лишь три точки, даже если в рукописи опущены четыре слова или еще больше. Случается, что ставят лишь две точки; это приводит к неясности и небезопасно. Лишь три точки представляют собой правильное решение.

Если набирать многоточие обычным порядком, то это будет выглядеть плохо. Во-первых, если точки дать вразрядку, как обычно, они разо-

171


рвут набор и испортят всю его картину. Поэтому набирать точки нужно без шпаций. Во-вторых, было бы нелогично помещать перед поставленными вместо слов точками такую же шпацию, как между точками. Вслед за словом должен идти полный интервал, какой характерен для разделения слов в данной строке. Наш вывод таков: три точки набирают без шпаций, интервал перед многоточием тот же, что и между словами в данной строке: «Но ... я не хочу описывать». Если после многоточия стоит знак препинания, то он отделяется от последней точки однопунктовой шпацией: «Она приняла его без возражений ... и я повел ее через дверь к каретному сараю»,

Если точки замещают отдельные опущенные буквы, то они также набираются без шпаций; само собой разумеется, что и перед ними никакая шпация не нужна.

Получить и сохранить хорошую картину набора можно только в том случае, если набирать многогочия без шпаций.

172

Òèðå

Назначение

В очень редких случаях тире ставятся вместо невысказанной мысли. Чаще всего они обознача- ют паузу, иногда своего рода паузу для обдумывания ответа. Иногда тире ставят в конце предложения вместо неприличного слова или описания такой же ситуации. В этом случае роль тире аналогична многоточию. Если бы назначение тире в полной мере отвечало своему смыслу и если бы тире всегда замещало мысль, то вся книга могла бы состоять исключительно из тире*. Удивительно, как до этого некоторые еще не додумались.

Часто вместо тире было бы лучше поставить запятую. Так, вместо «Он пришел — но безо всякой охоты» можно написать «Он пришел, но безо всякой охоты». Более значительную роль тире играет при определенных вставках: «Я говорю тебе — смотри хорошенько, — куда бы ты ни пошел». Иногда тире разделяет речь и ответ:

«Послушай, стучат. — Посмотри, кто бы это мог быть». Иногда тире употребляют вместо круглых скобок, если заключаемые между ними слова не должны утратить своего значения: «Гарамон— наиболее часто употребляемый шрифт со-

*

Тире по-немецки Gedankenstrich, где Gedanken — мысли, a Strich — черточка. (Прим. пер.).

173

временности — по своей форме является противоположностью шрифту Бодони».

Как точка с запятой и кавычки, тире также является новым знаком, не встречающимся в изданиях прежних эпох. Редко его можно встретить у Гете и авторов его времени. Да и сейчас без тире можно обойтись, заменяя его, где только возможно, запятыми или скобками.

Техника набора

Обычно тире представляет собой линию длиной в круглую (—), что неизбежно портит общую картину набора. Здесь, правда, можно несколько улучшить дело, если перед тире в круглую и после него дать меньшую выключку, чем в строке в целом; но об этом очень легко забывают.

Единственно правильный выход состоит в том, чтобы набирать тире в полукруглую (–), а перед и после тире выдерживать интервалы, характерные для этой строки. Такие тире в полукруглую называют также указательными, поскольку используют для указания направления: «Базель Франкфурт»; однако в этих случаях их набирают без шпаций между тире и словами.

Тире в полукруглую входят в обычный набор монотипных шрифтов; для линотипов их поставляют по особому заказу, поэтому заботящийся о качестве набора должен добиться того, чтобы они были в типографии.

К сожалению, тире в полукруглую никогда не встречаются в шрифтах для ручного набора. Ис-

174


ключения лишь подтверждают правило. В то же время в некоторых, по крайней мере, наиболее своеобразных, шрифтах они прямо-таки необходимы. Остается загадкой, почему такие тире не входят в комплект каждого шрифта, причем в исполнении, отвечающем характеру шрифта. Некоторые ручные наборщики считают возможным ставить вместо тире дефис, отделяя его от слов интервалами, какие в данной строке выдерживаются между словами. Это ошибка. Дефис слишком короток.

Форма

Как правило, достаточно узкой черточки. Точ- нее говоря, толщина штриха тире может быть равна толщине поперечного штриха в строчной букве «е» того же кегля. Поэтому штрих такой толщины всегда подходит, кроме как в шрифтах без концевых штрихов и египетских, где он также должен был бы иметь толщину поперечного штриха в строчной «е», но не имеет. Большинству фрактурных шрифтов и шрифтов типа швабахер такая толщина штрихов соответствует. Некоторые наборщики считают, что нужно употреблять значительно более толстые штрихи, объясняя это тем обстоятельством, что при использовании тире в одну круглую в наборе возникает слишком большая и некрасивая «дыра». Однако такой недостаток нельзя устранить толстыми штрихами в одну круглую. Нужно применять тонкие штрихи в полукруглую. Более толстые

175

штрихи можно употреблять только в шрифтах без концевых засечек и египетских, иначе они противоречат стилю.

Тире в одну круглую необходимы лишь в одном случае: в таблицах цен.

Всем сказанным выше автор стремился привлечь внимание читателя к элементу набора, о котором нередко забывают, с тем, чтобы помочь избежать ошибок, ведущих к ухудшению красоты набора.

176

«Висячие» строки и начальные строки в конце полосы

Пожалуй, во всех учебниках по набору говорится о необходимости избегать того, чтобы последняя строка абзаца оказывалась вверху, открывала бы новую страницу. Такое и в самом деле способно оскорбить и глаз, и разум. «Висячая» строка здесь нарушает целостность прямоугольника книжной страницы, а хвостик предыдущего абзаца в начале новой полосы выглядит нелепо.

Правило справедливо. Однако не всегда четко говорится о том, как избежать «висячих» строк. Если пробелы между абзацами делать различными: то два, то три, а то и четыре пункта, то никаких проблем не будет. Однако такой подход к набору противоречит нормам хорошего книгопечатания.

Вдумчивый издатель в первую очередь требует, чтобы набор был плотным. Можно ли в таких случаях вообще избежать «висячих» строк? Лишь

âредких случаях их можно разогнать, не портя плотного набора, еще реже их можно вогнать. А может быть попросить автора убрать или присо- чинить несколько слов ради преодоления полиграфических трудностей? Думаю, что так действовать нельзя. Чем лучше текст, тем больше зна- чит в нем каждое слово. Не наборщик хозяин текста, а автор. А если автора к тому же уже нет

âживых, то его и не спросишь.

177


Предположим, что автор или умер, или до него невозможно добраться, или, еще лучше, что мы твердо убеждены в невозможности изменить текст ради полиграфических прелестей. В этом случае вначале нужно еще раз внимательно посмотреть соседние страницы в том смысле, можно ли там что-нибудь разбить на шпоны или вогнать. Может быть можно уменьшить на одну строчку спуск новой главы. Но нам кажется, что лучший выход — сократить на одну строчку предыдущую полосу. Конечно, образуется «слепая» строка внизу, но это ничего не значит, если колонтитул расположен вверху, поля не сверхузкие, а полоса не состоит из двух колонок.

Или, в порядке исключения, полосу можно сделать на строку длиннее. Это можно позволить себе в книге с достаточно широкими полями.

Я это не придумал, а обнаружил в книгах конца XVIII — начала XIX в. и считаю полезным и пригодным для дальнейшего использования.

Перенабор целых групп текста из-за разгонки или вгонки стоит денег. Если издатель отказывается оплачивать такого рода «незаказанную работу», то возникает конфликт. Если же заверстать текст с применением описанных мною «слепых строк», то не возникает нового набора, а вместе с ним спорных вопросов.

Ничего страшного, если «висячая» строка оказывается под сплошной линией, над которой размещен переменный колонтитул. В этом случае прямоугольник полосы не нарушается.

Часто прибегают к такому трюку: страницу

178


Смотрите также файлы