ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 359
Скачиваний: 0
Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание» |
77 |
Деятельность фирмы способствовала утверждению нового отношения к организации бытовой предметной среды, пустила воздух, свет и цвет в традиционно сдержанные викторианские интерьеры. Моррис предлагал своим клиентам не отдельные предметы обстановки, а стиль интерьера в целом — светлого, яркого и удобного для жизни интерьера. И хотя Моррис потерпел множество неудач — его вещи
были чрезмерно дороги- |
|
||
ми, среди покупателей |
|
||
преобладали его же дру- |
|
||
зья, не всегда складыва- |
|
||
лись отношения с рабо- |
|
||
чими — тем не менее в те |
|
||
годы было важно, чтобы |
|
||
кто-то обратил внима- |
|
||
ние на эстетическое ка- |
|
||
чество вещей. |
|
|
|
По |
модели |
морри- |
|
совских мастерских его |
|
||
последователи организо- |
|
||
вали |
несколько |
«гиль- |
|
дий». Артур Макмардо и |
|
||
Чарлз |
Эшби, создатели |
|
|
«Гильдии века» (1882) и |
|
||
«Гильдии ремесленного |
Рис. 16 |
||
мастерства» (1888), пы- |
Страница из каталога мебели фирмы «Моррис и |
||
тались реализовать идеи |
компания». Ок. 1910 |
||
|
Рескина и Морриса, проектировали мебель, керамику, дорогие изделия из металла и стекла. В этих более поздних работах (1880— 1890-е гг.) декоративный орнамент на часах, серебряных коробочках, металлических ручках все больше утрачивает первоначальную средне- веково-готическую основу и в нем все активнее проявляются растительные мотивы — стилизация под старину уступает место стилизации под натуру, природу.
Расцвет стиля. Композиция интерьера и «мелочи жизни»
Почти все зрелые проявления стиля модерн в Европе происходят одновременно в очень короткий период — с 1896 по 1900-е гг. В Париже
78 Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
архитектор Гектор Гимар проектирует не только литые чугунные ограды выходов из метро, но и навесы со стеклянными крышами, указатели и шрифт (рис. 17). Все формы подчиняются тугим вьющимся растительным мотивам. Используя такой же подход к организации композиции, Гимар выполняет проект и ажурных металлических ворот, и решетки радиоприемника, и асимметричного шкафа с причудливыми выносными элементами. Именно эта универсальность, способность стиля проявиться в самых разных областях предметного творчества — не только графическом, плоскостном орнаменте, но и конструктивно сложных про-
странственных сооружениях, в одежде и даже живописи — и сделала распространение модерна столь стремительным.
Модерн проявился и в стиле одежды благодаря работам известного модельера Поля Пуаре — реформатора женской моды XX в. Как никто другой, он умел устроить праздник из показа моделей. Граница между маскарадным костюмом и платьем становилась расплывчатой. Он творил моду как художественное действие, приглашая к сотрудничеству известных художников: Жоржа Лепапа, Поля Ириба, Романа Тыртоффа (Эрте), Рауля Дюфи.
Пуаре «освободил» женщину от корсета, под влиянием стиля модерн создал силуэт, повторяющий изгибы тела, заменил вялые сочетания блекло-розового с нежно-сиреневым смелыми цветовыми контрастами лиловых, желтых, оранжевых, зеленых цветов, ввел в
европейскую моду мотивы Востока. Восток приходит в Париж и со знаменитыми дягилевскими «Русскими сезонами» (1900-е гг.).
Известный чешский плакатист и художник-декоратор Альфонс Муха, прославившийся своими афишами к спектаклям Сары Бернар, не менее изобретателен и в формах украшений, столовых приборов, мебели. Тяготясь своим положением «модного» художника, которому приходилось выполнять однообразные заказные оформительские работы, он решил опубликовать оригинальный труд, содержащий деко-
Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание» |
79 |
ративные элементы и вещи, в которых эти элементы можно использовать. Однако после выхода в свет в 1902 г. сборника «Documents decoratifs» (72 таблицы с проектами) поток заказов только увеличился. Издание сыграло роль рекламы стиля и автора рисунков.
Модерн сформировал понятие о художественной целостности жилища. «Для человека, верящего в новое искусство и новое общество, свой дом был тем ядром, вокруг которого сплетались любовные, семейные и дружеские узы, создавались духовные и деловые связи. Культурные городские обычаи, к которым добавлялись порывы великодушия и веры в человека, живущего в соответствии с законами естественной гармонии, требовали, прежде всего, достойного представительства. В связи с этим на выставках, в магазинах и в художественных салонах, а также в мастерских, выполняющих специальные заказы частных лиц, стали появляться мебельные гарнитуры, в которых все — от дверной щеколды до пепельницы — было выполнено в одном стиле, отвечая мыслям тех, для кого они были предназначены»1.
В решении пространства интерьеров модерна появляются акцентированные композиционные центры — камины, лестницы, светильники, линии стыка панелей стен или потолка, декоративные скульптуры или живописные панно. В композиции столовой Эжена Валлена такой доминантой стал вырастающий на гибких прутьях из потолка светильник. У его основания, как цветки у подножья дерева, были прикреплены маленькие светильники с абажурами.
Чуть раньше, чем Гимар набрасывает эскизы павильонов метро в Париже, рядом, в Брюсселе, бельгиец Виктор Орта строит особняк инженера Тасселя (1893). По оформлению лестницы видно, насколько вездесущим оказался орнамент. Напряженные спиралевидные линии присутствуют в переплетах перил, оплетают колонну, переходят мозаикой в рисунок пола и прорастают цветными узорами на стене. Симметрия как принцип гармонизации уступает место динамике, свободному течению форм. Принцип лестницы как центра композиции дома потом будет использован во многих постройках особняков, в том числе и в России.
Здесь же, в Бельгии, начинал работать и Анри ван де Вельде. Как живописец он сотрудничал с Зигфридом Бингом, владельцем галереи «Ар нуво» в Париже, увлекался идеями Морриса. Плакат ван де Вель-
МиданЖ.П. Модерн. Франция. М., 1999. С. 90.
80 |
Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура |
де для фирмы «Тропой», производящей пищевые концентраты, воплощает центральный для всего стиля модерн композиционный элемент — линию «удар бичом» (рис. 18). Энергетика взмаха перешла в контуры предмета. Этот плакат, а также мебель, в которой снова встречается тот же упругий линейный текучий контур, выполнены в самом конце XIX в., когда художник уже основал фирму под Брюсселем, занимавшуюся декораторскими работами, и мебельные мастерские.
В 1895 г. ван де Вельде писал: «Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить ее за это. <...> Промышленность приобщила металлические конструкции и даже индустриальное
строительство к искусству. Она возвела инженера в ранг художника и обогатила искусство, включив в его сферу то, что подразумевается теперь под широким понятием "прикладные искусства". Стремление к более полному объединению, к четкому выражению распространяется еще дальше: скоро, вероятно, заговорят об "искусстве промышленности и конструирования"» [цит. по: Сарабьянов, с. 43].
Здесь еще не употребляется термин «дизайн», но явно подразумевается именно эта сфера деятельности.
С 1900 г. ван де Вельде жил в Берлине, занимаясь практически всеми видами дизайна, включая рекламные плакаты. В 1902 г. ему было поручено организовать школу прикладного искусства в Веймаре, и он занялся проектированием для нее здания, в котором позднее разместится «Баухауз». Именно он предложил Вальтера Гропиуса в качестве своего преемника на посту директора школы.
Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание» |
81 |
Модерн и функционализм. Создание «Веркбунда»
Петер Беренс, разносторонний художник, архитектор и дизайнер, начинал свою творческую карьеру как живописец, в 1897 г. был одним из основателей Объединенных мастерских художников в Мюнхене. В 1903—1907 гг. он стал директором Школы прикладного искусства в Дюссельдорфе, а в 1905—1906 гг. был художественным директором «AEG» (см. ч. I, гл. 1).
Творчество Беренса одновременно лежит в русле стиля модерн и выходит за его пределы в следующую эпоху — в эпоху функционализма и геометризации форм. Беренс курировал все заводские постройки компании «AEG», включая знаменитый Турбинный завод, выстроенный по его проекту и считающийся убедительным примером нового фабричного здания, в котором обширные стеклянные плоскости сочетаются с монументальными элементами из бетона и железа. Он создал целостный стиль компании — от зданий до канцелярских принадлежностей, шрифта и логотипа, сохранявшегося и в 1920-е гг., проектировал плакаты и каталоги продукции, интерьеры и электробытовые приборы: часы, вентиляторы, посуду. Его восьмигранный электрический чайник со сферическим завершением напоминает своими классическими пропорциями купол флорентийского собора Браманте. У него учился размаху, ответственности и чувству современности будущий создатель «Баухауза» Вальтер Гропиус.
Вначале XX в. Глазго был одним из центров судостроения в Европе. Школа искусств обеспечивала судоверфи кадрами художников. Работы хватало на всех уровнях — от проектирования интерьеров кают и мебели до разработки дверных ручек, крючков, занавесок и посуды. Часть проектов использовали и для оборудования вагонов, вокзалов, гостиниц, пансионатов. На верфях Глазго строились и огромный лайнер «Куин Мэри», и яхта Николая II. Студенты Школы искусств подрабатывали в качестве оформителей, чертежников, проектировщиков. Одним из выпускников школы был Чарлз Ренни Макинтош, также начинавший работать помощником архитектора, занимавшегося дизайном судового оборудования.
В1896 г. в проекте перестройки здания школы он применил оригинальные конструктивные идеи из судостроения: металлическая каркасная конструкция, подвесные потолки, системы воздушного
82 Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
отопления и единого времени (все часы управляются центральным механизмом). Библиотека напоминает кают-компанию, остекленный верхний этаж — палубу корабля, с которой открывается вид на город.
От тягучих мотивов модерна Макинтош приходит к элементарным геометрическим формам. Особого внимания заслуживает спроектированная им мебель: образ ее создается преимущественно за счет линейных ритмов — как чисто геометрических, так и искривленных, женственно-экспрессивных, поверхности лишены декорировки. Во многих его стульях спинки становятся доминантой композиции за счет высоты или детальной проработки. Таков и знаменитый стул-«камердинер», спроектированный для особняка Хилл-хаус. Тонированная в темный цвет мебель по своей структуре стала предтечей многих функциональных и конструктивных тенденций начала XX в.
Отдельную группу составляет «белая мебель», которую Макинтош делал для собственного жилища. В ней присутствует утонченность и сложность, скрытый символизм.
Немецкий архитектор Герман Мутезиус, торговый атташе в Лондоне, стал своеобразным «дипломатом от дизайна». Особенно его интересовали работы Макинтоша.
Позже, в 1907 г., именно в его доме в Мюнхене состоялось знаменательное собрание, в результате которого и был создан немецкий «Веркбунд» (Рабочий союз). В это объединение вошли не только художники и архитекторы, но и промышленники, ученые, педагоги, журналисты. Цель объединения: «облагородить промышленность через искусство». Идея Мутезиуса (а он был одним из руководителей «Веркбунда») — эстетическое качество как основа для экономического процветания и культурной модернизации.
Среди организаторов «Веркбунда» — ведущие дизайнеры модерна, работавшие в Германии: ван де Вельде, Гропиус, Мутезиус, Римершмидт. Все значительные творческие работы публиковались в ежегодниках Союза. Из наиболее интересных проектов следует отметить столовые приборы и обстановку универсальной комнаты для среднего класса Ричарда Римершмидта (1907), за свою скромность и рациональность получившую название «машинная мебель», станции и интерьер вагона берлинской надземки Альфреда Гренадера (1914), спальное купе вагона Метропа Гропиуса, где автор изобретательно и экономно использует ограниченное пространство.
Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание» |
83 |
В1914 г. в Кельне состоялась выставка «Веркбунда», для которой Бруно Таут спроектировал круглый павильон из стекла с куполом, составленным из витражей-ромбов. Гропиус представил для экспозиции проект заводского корпуса с двумя прозрачными объемами лестниц по краям, ван де Вельде — театра в стиле модерн, Хофман и Мутезиус — павильона в неоклассическом духе. В рамках выставки состоялась конференция, на которой Мутезиус предложил обсудить проблему стандартизации в промышленности, считая этот путь единственно верным как для производства, так и для художника. Но разразилась Первая мировая война...
В1925 г. «Веркбунд» начал издавал журнал «Die Form» — прообраз современного дизайнерского журнала, а в 1927 г. организовал выставку в Штутгарте, где демонстрировались образцы жилой застройки пригорода. Директором этого проекта был один из крупнейших архитекторов XX в. Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1934 г. деятельность «Веркбунда» затухает, чтобы возродиться уже 1947-м.
Модерн конца XIX в. все еще был обращен в прошлое, его мотивы уходили корнями в историю искусства. В то же время он претендовал на универсальность и полную перемену стиля жизни. С потребностью в формально-композиционной точности орнаменты модерна быстро теряли свою привязку к флоральным мотивам, приближаясь к геометрическим формам. Подчеркнутая функциональность становилась средством формально-композиционного упрощения вещи.
Все приемы стилизации до модерна лишь возвращали к эстетике прошлых эпох, порождали ностальгическое чувство ущербности современности. Модерн пытался преодолеть это в своем пафосе оригинального, нового, самостоятельного стиля.
Уже одним своим стремлением уйти от эклектики XIX в. и выработать целостный визуальный язык, найти законы формообразования по аналогии с живой природой, наполнить предметное творчество актуальной философией и восприятием мира модерн, несомненно, был шагом вперед. А поскольку все это совершалось на фоне уже развитой промышленности, то стиль незамедлительно был подхвачен, превратившись в пластический язык как в плоскостно-графических, так и в объемно-пространственных видах дизайна.
84 |
Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура |
Вопросы и задания
1. Почему У. Моррис и Дж. Рескин считали, что в промышленных изделиях нарушается «правда материала»?
2.Модерн иногда считают первым дизайнерским стилем. Почему?
3.Что общего между океанским лайнером и Школой дизайна в Глазго?
4.Назовите основные формообразующие принципы европейского стиля модерн.
Литература
Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001.
Стивен А. Путеводитель по стилю «Движение искусств и ремесел». М., 2000.
100 дизайнеров Запада. М., 1994. Статьи «Ван де Вельде», «Макинтош», «Хофман», «Ольбрих».