ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 356
Скачиваний: 0
70 Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
мебель, текстильные изделия — формируют целостную обстановку интерьеров. Качество изделий было настолько высоким, что они успешно продавались в открытом при училище магазине.
В1892 г. был разработан новый устав Строгановки. В параграфе 3
вперечне художественных предметов среди существовавших ранее — начального рисования, рисования с гипсов, рисования цветов, орнаментов, лепки и чистописания — появился еще один, по сути проектный: «сочинение рисунков в применении к потребностям фабричной, заводской и ремесленной промышленности» [Шульгина, Пронина, с. 124].
Вучилище в то время было несколько отделений по специальностям: ткацко-набивной, металлообрабатывающей (чеканка, эмаль, литье и т.д.), деревообделочной (мебельная инкрустация, резьба и т.д.), графической (гравюра, иллюстрации, литография, печать и т.д.) и, на-
конец, декоративной, куда входили все специальности, «так как отделение это носило характер, если можно так выразиться, архитектурно-декоративно-мо- нументальный» '.
|
«Я окончил пять классов по метал- |
|
|
лу, — вспоминал Шевченко, — затем пе- |
|
|
решел на декоративное отделение и для |
|
|
выпускного экзамена делал проект фойе |
|
|
театра с лестницей в два марша, плафо- |
|
|
нами, росписью стен, мебелью, армату- |
|
|
рой и т.д. Для диплома — почти одно- |
|
|
временно — проект Музея-памятника |
|
Рис. 13 |
Отечественной войны 1812г.: наружный |
|
фасад и разрез по двум линиям — тоже |
||
Столик-тумбочка и стул |
||
со всем внутренним убранством, мебе- |
||
в русском стиле. Столярно- |
||
резчицкая мастерская |
лью, коврами, арматурой и т.д.»2 |
|
Строгановского училища. 1900-е |
Работа в стилях при создании курсо- |
|
|
вых проектов была формой развития вкуса и профессиональной подготовки. Выпускной проект можно было делать в любом стиле (рис. 13).
В годы, когда учился Шевченко, в училище ввели два новых предмета: «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации». Для пре-
1 Шевченко А. В. Указ соч. С. 44.
2 Там же.
Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное 71 образование
подавания этих предметов Совет Строгановского училища пригласил такого мастера стилизации, как М.А. Врубель, а также других известных художников и архитекторов: СУ. Соловьева, Ф.О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Л.М. Браиловского, С.В. Исаковского, К.М. Быковского, Н.С. Курдюкова, А.В. Кузнецова. Позднее эти предметы вели С И . Вашков, А.В. Щусев, И.В. Жолтовский.
Преподаватели-архитекторы вели, как правило, сразу два предмета: «Композицию» и «Изучение стилей» (последний до 1898 г. назывался «История орнаментов»). Понятие стиля стало даваться более широко: изучался не только орнамент, как прежде, но и стильная вещь в целом — ее назначение и место в интерьере, пропорции и форма, материал, техника изготовления и т.д. Причем лекционный метод соединялся с обмерами в музее училища. Курс «Всеобщая история искусств» вел ху- дожник-архитектор СВ. Ноаковский. Он умел несколькими точными штрихами почти мгновенно нарисовать на доске план любого сооружения, его фасад, характерные для исторических стилей детали.
В числе изделий, проектируемых в училище, постоянно присутствовала церковная утварь. Младшим курсам предлагались несложные изделия, наподобие образов, крестов, подсвечников и риз. На старших курсах это могли быть лампады и люстры, переплеты Евангелия, иконостасы и маленькие часовни. Многие выпускники в дальнейшем работали на фабрике церковной утвари братьев Оловянишниковых. Стилистика строгановских проектов 1910-х гг. ближе всего к модерну, к его романтической, сказочной неорусской версии. В таком духе выполнены и работы графической мастерской — плакаты, макеты обложек путеводителя Русского общества пароходства и торговли на 1911 г. (рис. 14).
Строгановское училище стало основой сразу нескольких художе- ственно-промышленных и дизайнерских школ в России. В 1920 г. оно
Рис. 14 П.И. Воронов и
B.C. Кондратьев. Макеты обложек путеводителя Русского общества пароходства и торговли на 1911 г.
72 |
Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура |
вошло в состав ВХУТЕМАСа, где использовался опыт работы мастерских по разным отраслям декоративно-прикладного искусства. Московская школа текстильного дизайна оказалась наследницей и ВХУТЕМАСа и Строгановки. После того как ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН был расформирован (см. ч. II, гл. 7), подготовкой дизайнеров фактически не занимались до воссоздания Строгановки в 1945 г.
Вопросы и задания
1.Кого предполагали готовить в Строгановском училище?
2.Почему Строгановское училище называлось «Школой рисования в отношении к искусствам и ремеслам»? Какова роль рисунка в подготовке ремесленника?
3.Какие экспонаты составили основу художественно-промышленного музея Строгановского училища?
4.Проанализируйте причины, по которым срок обучения в Строгановском училише в начале XX в. достигал 8 лет.
5.Какова роль преподавания стилей в обучении художника прикладного искусства?
Литература
Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в Московском высшем художественно-промышленном училише (бывшем Строгановском) / Сост. А.Г. Устинов, Ж.В. Федосеева. М., 1991.
Строгановская композиция / Сост. О.Л. Голубева. М., 2005.
Шульгина Е.Н., Пронина И.А. История Строгановского училища. 1825— 1918. М., 2002.
Глава 3
Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
Общие признаки стиля
В истории европейского искусства 1880—1890-е годы — время, когда стиль модерн утвердился во многих областях творчества, — называют французским термином «fin de siecle» (конец века), а в России — Серебряным веком. Этот «век» недолог, но за 30—40 лет он прошел путь от рождения к расцвету и завершению.
Модерн — первый стиль в искусстве, дизайне и архитектуре, который создан сознательно, спроектирован как единый для всех элементов предметной среды. Об этом свидетельствуют активная формоизобретательская деятельность художников и архитекторов, поиск выразительных «формул» стиля, т.е. полуабстрактных линейных и цветовых композиций, обилие текстов, статей, написанных самими творцами стиля, в том числе архитекторами и дизайнерами — Уильямом Моррисом, Анри ван де Вельде, Германом Мутезиусом.
Стиль обладал визуальным единством форм, основанным на общности пластического языка. Эта общность сложилась из ряда региональных разновидностей, стилевых направлений как творческих групп, так и отдельных художников. Во Франции и Бельгии он назывался «ар нуво»1, в
' Этот термин впервые появился на страницах журнала «Современное искусство», который начал выходить в Брюсселе в 1881 г. Однако популярным он становится после открытия в 1895 г. в Париже галереи Зигфрида Бинга «Ар нуво» («L'art nouveau» — новое искусство) и салона-ателье французских художников «А мезон модерн» («A Maison Moderne» — для современного дома).
74 Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
Англии — «Движение искусств и ремесел»1, а позже «новый стиль» («Modern style»), в Италии — «либерти», по названию открытого Артуром Лезенби в 1875 г. на Риджент-стрит в Лондоне магазина «Либерти», сыгравшего большую роль в распространении этого стиля (филиал магазина был и в Италии). В Германии привился термин «югендстиль» — так назывался журнал («Die Jugend»), в котором часто публиковались образцы новейших изделий. В Австрии и Чехии художники, архитекторы, представители прикладного искусства объединились в группу «Сецессион» («Sezession»), давшую название выставочному павильону, выстроенному по проекту Йозефа Ольбриха.
Несмотря на различия в названиях, речь идет о едином европейском движении, близости художественных приемов, общности философии. Этот стиль оказал влияние не только на искусство, но и на повседневную жизнь, поведение, манеру одеваться. Причем в контрастных проявлениях: с одной стороны, дендизм, меланхолия, постоянная ирония, с другой — открытость жизни, идеал здоровья. Именно в 1896 г. возрождается олимпийское движение, в Афинах проходят первые со времен Античности Олимпийские игры.
В модерне использовались импульсы формообразования, идущие от природных форм или природных процессов. Это могли быть флоральные (формы растений), зооморфные (формы животных) и даже остеоморфные (колючие, костистые формы) мотивы.
Фигуры, предметы, фрагменты превратились в символы, пластические метафоры. «Наделение видимого мира определенной "жизненной силой", его "одушевление" подготовили появление модерна»2.
При этом орнамент не просто заполнял поверхность предмета, а скорее подчинял себе его формы. В этих родившихся из орнамента вещах пластика рисунка имела, помимо символики или стилизации, еще и конструктивный, функциональный смысл. Именно поэтому модерн интересен в истории дизайна как особая стихия формообразования.
Историки архитектуры иногда называют этот стиль «коротким замыканием»3, имея в виду его быстротечность, концентрацию на орна-
1 Созданное в 1883 г. выставочное объединение называлось «Общество искусств и ремесел», руководил им график Уолтер Крейн, начинавший вместе с Моррисом. Журнал «The Studio» популяризировал это направление.
2Монахова Л. П. Становление эстетического стереотипа предметных форм в период модерна // ВНИИТЭ. Материалы по истории художественного конструирования. М., 1972. С. 142.
3См.: Dictionary of 20-th Century Architecture. London, 1997. P. 21.
Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание» 75
менте, упругости линии. Художники, архитекторы, дизайнеры — все были озабочены идеями декорации плоскости. Объем превращался в орнамент, а орнамент — в объем. Всюду доминировали упругие линии «удара бичом» — и в контурах металлических деталей оград или ажурных решеток, оплетающих стекло, и в рисунках, иллюстрациях и плакатах, и в формах мебели, и в текстильном орнаменте, и в силуэтах платьев. Модерн существовал недолго, но успел охватить все области предметного мира. Он действительно был как вспышка орнамента, движущейся живой графической материи, стилизованной под формы природы.
Струится вода, колышатся травы, развеваются волосы, ткани. Чаще всего стилизовались растения — как правило, болотные, с большими листьями и длинными вьющимися в воде стеблями, водоросли, лианы.
В Бельгии, Франции и Италии в графическом орнаменте и объемных мотивах преобладали криволинейные контуры на основе гибких, напряженных линий. В Южной Германии в работах Ричарда Римершмидта, Августа Энделла, Петера Беренса те же криволинейные абрисы сначала стали уточняться, а затем и вовсе геометризировались до стадии формальной композиции.
Ко времени «заката» стиля орнаментальность в архитектуре и дизайне начинает сходить на нет. Орнамент трансформируется в конструкцию и структуру. Наиболее отчетливо тенденция к упрощению проглядывала в работах «четверки из Глазго» — Чарлза Ренни Макинтоша (рис. 15), сестер Макдональд, Герберта Макнейра и венских художников, где лидера этого течения —
Йозефа Хофмана — называли не иначе, как «Господин Квадратль», из-за пристрастия к элементарной геометрии и квадратным формам.
Предыстория стиля
Модерн сложился на фоне общего интереса художников и архитекторов к стилям прошлого, к орнаменту. Неоготика британского декора-
76 Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
тора Августуса Уэлби Пьюджина доминировала в деталях отстроенного в 1834 г. по проекту Чарлза Барри после пожара здания парламента в Лондоне. Стилизация и эклектика входят в моду. В трактате Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (1856) собраны все известные на тот момент стили в искусстве. Египетский и греческий, византийский и готический, индийский и китайский орнаменты, а также мотивы мусульманских стран были тщательно отпечатаны литографским способом. Во многих учебных заведениях эта книга служила пособием по историческим стилям и орнаментам. Во второй половине XIX в. плюрализм стилей стал повсеместным.
«Движение искусств и ремесел» в Англии было прежде всего эстетическим предприятием. Оно основывалось на эстетических концепциях Джона Рескина, Уильяма Морриса и Оскара Уайльда.
Рескин, художественный критик, теоретик искусства, талантливый акварелист, в своих книгах («Семь светил архитектуры» и «Камни Венеции») и гневных эссе критиковал промышленное производство машин и бытовых вещей из-за уродливости и отсутствия в их форме «правды материала». В качестве прототипов изделий фабричного производства в XIX в. часто использовались вещи, выполненные ранее ремесленниками. Орнамент переводился в формы литья, все пропорции вроде бы сохранялись. Однако многие экспонаты той самой знаменитой Всемирной выставки 1851 г. отличались безвкусием. Идеалом Рескина был средневековый мастер-ремесленник, который сам выполнял вещь от начала и до конца, хорошо зная своих заказчиков. Он не достигал, конечно, точности станка, зато получал удовлетворение от целиком созданной вещи. Это восхищало Рескина.
Моррис разделял увлеченность Рескина средневековым искусством и также мечтал о возрождении средневековых ремесел. Его считают гениальным самоучкой. Он не имел художественного образования, но занимался проектированием шрифта, оформлением книг, составлением рисунков для ткани, гобеленов и керамической плитки, производством мебели по своим проектам. В 1861 г. создал фирму (немного позже получившую название «Моррис и компания»), где попытался соединить ремесло и фабричное производство. Ткани в мастерских Морриса печатались и запаривались вручную. Вручную изготовлена и мебель (рис. 16). Предмет, считал Моррис, содержит в себе не только форму, качество, но и эмоции мастера, его отношение. И чем более человек удовлетворен условиями своей жизни и своей работой, тем прекраснее вещи он производит.