Файл: история дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

62

Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

те кнопку, мы делаем все остальное». И фотоателье, где когда-то снимались на заказ, становится лишь пунктом обработки фотоматериала... Фотоаппараты-мыльницы, да и цифровые камеры сегодня есть почти в каждом доме. Сбылось пророчество немецкого фотокритика Франца Роха, утверждавшего в конце 1920-х гг., что в будущем неумение человека фотографировать будет приравниваться к неграмотности1. Нечто подобное происходит сейчас с компьютерами. И фотоаппарат и компьютер — инструменты как любительские, так и профессиональные; как творческие, так и чисто технические.

Зарождение и развитие фотоискусства показывает, как технология превращается в искусство, формирующее видение. Эпоха дизайна, эпоха промышленной революции и последовавшие за ней стили дизайна и архитектуры запечатлены фотографией.

Фотография в каком-то смысле также проектна, результат зависит от степени планирования, учета многих факторов: как внешних, так и сугубо художественных. Фотография, как и дизайн, — средоточие на- учно-технической, проектной и художественной культуры.

Вопросы и задания

1.Почему на дагеротипе изображение зеркальное?

2.Почему на городских фотографиях первой половины XIX в. безлюдно?

3.Найдите общий принцип в устройстве глаза (человек прищуривается, глядя на солнце) и объектива фотоаппарата.

4.Для чего нужен был фон в фотоателье?

Литература

Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003. Морозов С.А. Фотография среди искусств. М., 1971.

Поллак П. Из истории фотографии. М, 1983.

1 См.: Roh F. Mechanism and Expression. Photo-eye. Stuttgart, 1929. P. 14.

Глава 2

Строгановское училище и художественно-промышленное образование

Организация и этапы эволюции Строгановского училища

Промышленная революция вызвала потребность в кадрах дизайнеров и, как следствие, — в художественно-промышленном образовании. Уже в 1787 г. в программах, предложенных Советом Академии художеств ученикам 5-го курса, встречались, например, такие задания по классу часового мастерства: «заделать нутрь стенных часов с боем, репетициею и числами». По механическому классу предлагалось другое, чисто дизайнерское, задание: «заделать карманные универсальные часы с удобностию, чтоб каждый без всякого затруднения мог их ставить и употреблять с верностию»1. Однако вскоре «низшие» искусства, связанные с механикой, приборами и т.п., были изгнаны из Академии.

В Европе XIX в. получили распространение доступные для многих рисовальные школы.

Парижская школа рисования, существовавшая с XVIII в., послужила прототипом для рисовальной школы в Москве, созданной графом Сергеем Григорьевичем Строгановым. Интересуясь археологией, историей искусства, он, естественно, обращал внимание на качество тех или иных декоративных изделий, на точность и выверенность линий, справедливо усматривая корни совершенства в умении мастера рисовать, детально представляя вещь до того, как он ее вы-

1ГартвигА. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная

в1825 г. С.Г. Строгановым. Ее возникновение и развитие до 1860 г. М., 1901. С. 58.


64

Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

полнит в материале, а также грамотно компоновать соответствующий предмету декор.

После поездки в Париж в 1822 г. Строганов обращается к министру духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыну с просьбой ознакомить императора Александра I со своим предложением о создании школы. «Сие заведение имеет целью ремесленников, подмастерьев, мальчиков и детей бедных родителей (свободного и крепостного состояния) без всякой со стороны их платы, обучить начальным правилам практической Геометрии, Архитектуры и разным родам рисования, относящимся к механическим искусствам, и через то доставить им средства самим собой, не прибегая к посторонней помощи, производить главные их ремесла с большей удобностию и совершенством»1.

Новое учебное заведение, открывшееся в Москве 31 октября 1825 г. в здании на Мясницкой улице (д. 45), получило название «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Почти 20 лет Строганов полностью финансировал школу. В 1843 г. она получила статус государственного учебного заведения.

Вшколу принимали детей с 10-летнего возраста, срок обучения составлял шесть лет. Существовали три класса — черчение, рисование фигур и животных, рисование цветов и украшений. Позже к ним добавился класс чистописания и технического рисования. Занятия проходили два раза в неделю.

В1860 г., после слияния 1-й Рисовальной школы (Мещанское отделение, открытое в 1833 г.) и 2-й (собственно Школы рисования Строганова) и учреждения Строгановского училища технического рисования, начинается второй этап. На подготовительном отделении преподавали линейное рисование, черчение, перспективу, академическое рисование, пейзаж, вводилось рисование цветов, плодов и натуры. Специальное отделение делилось на два разряда: рисовальный (для набивного и ткацкого дела) и орнаментальный (сочинение и выполнение орнаментов для остальных отраслей прикладного искусства). Последние три года пятилетнего курса обучения посвящались специализации в какомлибо виде мастерства: по набивному и ткацкому делу, мебельному, керамическому, ювелирному и др. Для ознакомления с различными стилями в специальных классах был введен курс под названием «Краткие понятия и начала художества с очерком истории искусства».

Цит. по: Гартвиг А. Указ. соч. С. 106.


Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное 65 образование

В1860—1870-х гг., во времена ректорства В.И. Бутовского, начинаются систематические поездки учащихся для зарисовок с натуры и обмеров памятников архитектуры, прикладного и монументального искусства Древней Руси. Копируются орнаменты древних рукописей, скульптурный декор владимиро-суздальских храмов XII—XIII вв. Собранный материал — скульптурные и графические копии — лег в основу открытого в 1868 г. при училище Художественно-промышленно- го музея. Это был один из первых публичных московских музеев. Здесь можно было изучать образцы русского и зарубежного искусства, ознакомиться с различными видами производства: гончарным делом, ткацким, мебельным, резным, эмальерным, стекольным, обойным, декоративным, литейным, чеканным.

В1873 г. училище получает статус «центрального», а в 1892-м переезжает в здание на Рождественке, перестроенное из учебных помещений и клиник 1-го медицинского института, обосновавшегося на Пироговской улице.

В1901 г. в связи с 75-летием училищу был присвоен статус Императорского. К тому времени сложилась двухуровневая система подготовки художников прикладного искусства. Пять младших классов составляли начальный этап, после их окончания выпускник получал звание «ученый-рисовальщик». Наиболее успевающие по художественным дисциплинам переходили в старшие (6—8-е) классы, после окончания которых получали звание «художник прикладного искусства».

Рисунок как центральная художественная дисциплина

При создании своей школы Строганов считал, что именно методично организованное обучение рисунку и шире — графической грамоте может помочь мастеру-ремесленнику в его труде. Такого же мнения придерживался и директор знаменитой Школы искусств в Глазго Френсис Ньюберри: «Все наши грандиозные отрасли промышленности — судостроение или строительство, инженерное конструирование или производство машин, рисование орнаментов или высшее искусство живописи — прежде всего должны найти свою основу в рисунке, и без этой основы ни одно из них не может существовать. Строитель корабля должен сначала нарисовать проект, архитектор — структуру дома, инженер — свою железную дорогу, свой док или мост, живопи-

66 Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

сец — создать набросок, а дизайнер — представить свой идеал, прежде чем он может приступить к осуществлению»1.

Особую роль в обучении рисунку играло рисование растений. Существовали две точки зрения — натуралистическая и более абстракт- но-конструктивная. Кристофер Дрессер, проектировщик и дизайнерпрактик, был также одним из ведущих ботаников. Как ученый он полагал, что должен строго воспроизводить все особенности реального образца.

Его оппонент — известный художественный критик и теоретик искусства Джон Рескин — отстаивал эмоциональность и непосредственность рисования, допуская модификации и стилизации в зависимости от назначения орнамента2.

ВШколе рисования учащиеся копировали выложенные преподавателем под стеклом графические оригиналы, которые Строганов выписывал из разных стран. Последний год обучения посвящался знакомству с теми предметами, которые должны «войти в их ремесла», т.е. изделиями золотых дел мастеров, чеканщиков, слесарей, рисовальщиков орнаментов и рисунков для ткани и фарфора и т.д.

В1-й Рисовальной школе рисование начиналось в младшем отделении с линейной коллекции, а заканчивалось тональными изображениями геометрических тел: куба, четырехгранной пирамиды, шестигранной призмы, цилиндра, конуса и шара. Затем приступали к рисованию контуров цветов, опять же начиная с коллекции, выполненной преподавателем. После этого рисовали контуры характерных орнаментов английской коллекции или «итальянского стиля».

В3-м классе рисовали с оригиналов тушевальным карандашом орнаменты, головки и цветы, а также геометрические тела с натуры и занимались геометрическим черчением. Перспектива преподавалась практически при рисовании с моделей. После наброска с натуры вся группа тел вычерчивалась по правилам перспективы с обозначением теней.

Общая идея этой методики обучения рисованию состояла в постепенном переходе от копирования оригиналов к рисунку с натуры. От линейного рисования — к тональному с использованием разных техник.

1Цит. по: Brett D., Mackintosh C.R. The Poetics of Workmanship. Massachusetts, 1992.

P. 50.

2См.: Рескин Дж. Орлиное гнездо: Эссе. 1872. Цит. по: Brett D., Mackintosh C.R. Op. cit. P. 52.


Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное 67 образование

В 1890-х гг. на смену «срисовыванию» с гравюр приходит рисование с натуры. Вместе с альбомом каждый учащийся старших классов получал и «Наставление». На лето давалось задание — зарисовать все 40 листов альбома, соблюдая два условия: рисовать с натуры и рисовать добросовестно.

Зарисовывать следовало цветы и растения, а также вещи художественные, но непременно оригинальные по форме или украшающему их орнаменту. Цветы и орнаменты должны были пригодиться для составления на их основе собственных творческих композиций [Шульгина, Пронина, с. 120].

Методика преподавания рисунка в Строгановском училище считалась наиболее продуманной. Живописец Александр Шевченко вспоминал позже, как он пришел в 1898 г. в 1-й класс. «Нам выдали всем по папке, величиной больше целого листа бумаги, по нескольку листов тонкой бумаги, лист глянцевой бумаги, по листу карточной (слоновой) бумаги, карандаши, уголь, резинки, снимку (липкая резина), по перочинному ножу. Рассказали в виде вводной лекции о выборе бумаги, для чего нужен тот или иной сорт бумаги. Потом оказалось, что сразу рисовать тушевальным карандашом нельзя, надо сперва сделать легко рисунок, углем, а потом только, когда уже все установлено безусловно верно, обвести контур карандашом, смахнуть все тряпочкой и протереть слегка мягкой резинкой.

Только после этого можно было начинать рисовать или, вернее, тушевать (наносить тени).

Во время подготовки нам рассказали о законах изображения предметов»1...

В начале XX в. в Строгановском училище рисунок начинают вести известные художники и педагоги, среди них Д.А. Щербиновский, СВ. Иванов. В конце 1890-х гг. наряду с длительными постановками вводят краткосрочные рисунки, беглые зарисовки движущихся фигур на пленэре. Рисунок был способом познания композиции, пространства, формы в постановках.

Потребность в смене принципа рисования возникла в момент стилевого перелома. В проектах студентов все чаще использовались элементы модерна — тягучие плавные линии, стилизация растительных мотивов. Именно рисунок стал техникой изображения проектов изделий. С 1897 г., при ректоре Н.В. Глобе, стали ежегодно прово-

Шевченко А.В. Сборник материалов. М., 1980. С. 45—46.

68

Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

литься всероссийские конкурсы рисунков для художественной промышленности по разделам: декоративный, ткацкий, набивной, мебельный, серебряный. Возникла и форма «частных конкурсов» — по заявкам отдельных производителей. Но в любом случае на конкурс подавались именно графические листы, на которых в различных графических техниках, а также при помощи акварельной отмывки мастерски передавались все нюансы формы, цвета и материала изделия. Рисование и проектирование в подобной системе образования были слиты.

Стиль, стилизация, орнамент

Изучение характерных орнаментальных стилей лежало в основе про- ектно-художественного образования в училище. Качество вещи, стиль и мастерство всегда оставались в поле зрения С.Г. Строганова. В статье, опубликованной в журнале «Вестник Европы» (апрель 1826) под псевдонимом «Любитель полезных искусств», он изложил свое понимание задач школы рисования для ремесленников. Во-первых, школа должна быть общедоступной и бесплатной, во-вторых, связанной с конкретным видом ремесла, и, в-третьих, опираться на национальные традиции. Считая недопустимым положение, когда творения «чужеземцев» ставятся заведомо выше отечественных и препятствуют развитию собственных начинаний, Строганов писал: «Мы украшаем наши комнаты изделиями французскими, а все механические орудия употребляем английские. Роскошь делает нас данниками французов, а прихотливая страсть к совершенству покоряет англичанам. <...> Каждый народ может довести у себя художества до такой степени совершенства, в которой они могут удовлетворять всем общественным его нуждам»1. Подтекст этой статьи — русский народ достаточно талантлив, чтобы создавать удивительные вещи, конкурирующие с лучшими европейскими образцами. Его школа — лишь необходимый начальный этап, позволяющий хотя бы части ремесленного сословия применить навыки рисования к «механическим работам», т.е. за счет воспитания вкуса, чувства пропорций и формы улучшить внешний вид и качество вещи.

В 4-м классе училища в 1860—1870-е гг. 18 часов посвящалось композиции, преимущественно в русском стиле.

Цит. по: Гартвиг А. Указ. соч. С. 135—138.


Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное 69 образование

В музее Строгановского училища была собрана богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства и графических материалов. При составлении текстильного орнамента ученики использовали музейные экспонаты, орнаменты из древнерусских рукописей. Расчленяя их на мотивы, украшали совершенно различные изделия.

«Методически в учебном процессе Строгановского училища отрыв орнамента от формы имел несколько стадий. Сначала он отделялся от своего места в книжном листе и с помощью циркуля переносился в альбом. Далее рисунок орнамента отливался в гипсе, и начинающий декоратор получал урок того, что орнамент не обязательно связан с определенным предметом и может быть выполнен в любом материале. Кроме того, декларировалось, что графический и рельефный, скульптурный орнаменты никаких различий по сути дела не имеют»'. Именно по этому методу к Мануфактурной выставке 1865 г. в Москве учащиеся подготовили рисунки коллекций «по набивной, ткацкой и обойной части», исполненные из орнаментов, почерпнутых в молитвенниках и старопечатных книгах2. Схожие методы использовали при работе с орнаментом и западноевропейские художественно-промыш- ленные школы.

Интерес к национальным традициям был связан с общими тенденциями в культуре России, распространением славянофильства. Собранная Строгановским училищем во время изучения и копирования древностей коллекция (около 1000 экз.) демонстрировалась на промышленных и художественных выставках в Москве и Петербурге. На Всемирной выставке в Париже в 1867 г. училище получило три серебряные медали: две — за прикладное художество и техническое преподавание, а третью — за рисунки и слепки русских древностей. В 1870 г. в технике литографии было осуществлено факсимильное издание собранных копий под названием «История русского орнамента с X по XIV столетие по древним рукописям».

На фотографиях различных экспозиций работ учеников Строгановского училища видно, что выполненные в материале изделия — керамические вазы, посуда, металлические люстры и светильники,

1Бесчастнов Н. П. История развития школы дизайна МГТА // Библиотека дизайнера. Московская школа дизайна: костюм и текстиль. М., 1994. С. 9.

2См.: Бутовский В.И. Русское искусство и мнение о нем Виолле-ле-Дюка, французского ученого архитектора, и Ф.И. Буслаева, русского ученого археолога. М., 1879.

С.157.