Файл: история дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже 171

ла для этого издания большую серию моделей одежды: спортивный и рабочий костюмы, школьный сарафан, платье из головного платка, пальто, а также модный в 1920—1930-х гг. тип верхней одежды — «толстовку» (рубашка навыпуск из плотной ткани, напоминающая куртку, с карманами, а иногда и с поясом). Толстовки благодаря своей универсальности, демократичности и функциональности были очень популярны. Их шили не только в ателье, но и дома по выкройкам. Другой тип стихийно сложившейся модной одежды конца 1920-х гг. — «юнгштурм» — спортивно-военизированная молодежная униформа типа комбинезона. Этот тип одежды был заимствован у немецких скаутов.

Графический дизайн, реклама и торговля

Полиграфия, графика, книжный дизайн, графический дизайн в целом оказались ведущей областью дизайна J 920-х гг. Именно издательское дело благодаря общей ориентации на культурную революцию и ликвидацию безграмотности, а также дореволюционным традициям книгопечатания оказалось наиболее развитым по сравнению с другими видами производства.

Пропаганда книг, знаний, грамоты проводилась повсеместно. Большими тиражами выпускалась не только художественная литература, но и книги по общественным наукам, технике, выходили массовые популярные серии и иллюстрированные журналы. Вся эта продукция требовала, во-первых, своего дизайнерского решения, а во-вторых — рекламы и организации торговли.

Госиздат планировал не только построить серию книжных киосков в Москве, обновить витрины магазинов, но и изменить уличную книжную торговлю. Предполагалось изготовить специальные переносные складные лотки для книг, спецодежду и головные уборы для продавцов. Яркие рекламные закладки для книг должны были обращать внимание прохожих на книжные новинки.

В те годы дизайнеры решали обложку книги как маленький призывный плакат. Шрифт занимал, как правило, почти все поле изображения, оставляя лишь небольшие просветы фона. Часто повторялись элементы, акцентировавшие внимание: стрелки, восклицательные знаки, сверхкрупные заглавные буквы, прямоугольные полосы под текстом. Доминировал простой рубленый брусковый шрифт без засе-

172 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

 

чек — как воплощение идеи каркасной

 

конструкции. Среди графических вы-

 

разительных средств конструктивист-

 

ской книги 1920-х гг. следует выделить:

 

1) принцип геометрической основы

 

композиции, схематизацию изображе-

 

ния; 2) применение фотографии и фо-

 

томонтажа вместо рисунка; 3) исполь-

 

зование элементов наборной кассы в

 

качестве средств акцентировки текста,

 

особое пристрастие к широким плаш-

 

кам и линейкам.

 

Книжные киоски, по замыслу ди-

 

зайнеров, должны были открываться

Рис. 45

наподобие книги, так, чтобы обеспе-

А. Лавинский. Проект киоска для

чить максимальную поверхность для

Госиздата. 1924

демонстрации. Вечером же вся конст-

 

рукция компактно складывалась и запиралась. Наилучшим решением оказалось использование ставень в качестве лотков (рис. 45).

Всередине 1920-х гг. было принято типовое оформление всех магазинов Госиздата, основанное на «фирменных» цветах — черном, золотом и красном. Повторялся и типовой шрифт, характерный для 1920-х гг., — прямоугольный брусковый шрифт без засечек. Деловой, демократичный, простой по своей графической схеме, он позволял создавать выразительные конструктивистские композиции из букв и слов.

Советская торговая реклама и прикладная графика 1920-х гг. получила признание в Париже. Она рассказывала миру о какой-то совершенно незнакомой жизни, в которой настойчиво предлагали покупать учебники, галоши, призывали пользоваться резиновыми сосками для детей, звали за покупками только в ГУМ, а на конфетных обертках знакомили с новой техникой и государственными лидерами.

Втечение 1923—1926 гг. В. Маяковский сочинил сотни остроумных рифмованных рекламных текстов для Моссельпрома, Госиздата, Мосполиграфа и других государственных учреждений. В графической обработке А. Родченко, В. Степановой, А. Лавинского, В. Левина его тексты приобретали весомость, выразительность, легко запоминались. Это был своеобразный графический голос улицы.


Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже 173

Мебель

Первые конкурсы на разработку массовой мебели для рабочих были объявлены в начале 1920-х гг. В журнале «Искусство и промышленность» в 1924 г. был опубликован ряд конкурсных проектов тяжеловесной, перегруженной декором и эмблематикой мебели.

Впротивоположность декоративной традиции конструктивисты развивали более функциональный и лаконичный подход. Они старались максимально облегчить мебель, стандартизовать ее конструктивные элементы, сделать ее компактной и многофункциональной (стулстол, диван-кровать, обеденный стол и он же чертежный и т.д.). Под руководством В. Татлина во ВХУТЕИНе был создан даже «рессорный», т.е. консольный, стул из буковых брусьев, мягко пружинящий под человеком.

В1929 г. по заданию Моссовета выпускник деревообрабатывающего факультета ВХУТЕИНа инженер-художник И. Лобов выполнил макет оборудования типовой комнаты, рассчитанной на семью из двухтрех человек1. В его проекте складные кровати отгораживались на ночь ширмой, откидные столы прикреплялись к стенам петлями, гардероб был задуман сезонным, в два яруса (вешалки с одеждой поднимались и опускались на блоках). Благодаря максимально экономному использованию площади и ширмам для зонирования пространства ему удалось одну комнату площадью 16,35 кв. м превращать из спальни в столовую, а затем — в рабочий кабинет.

Конечно, многие проекты унифицированной мебели выглядели сухо и аскетично. Но таковы были установки проектировщиков тех лет, изменивших акценты в работе художников: вместо отдельного предмета создавался комплекс, статика конструкции уступала динамике и трансформации, от украшения перешли к конструированию, вместо следования образцам занялись изучением потребностей и рынка.

В 1920—1930-х гг. возникает термин «минимальная жилая ячейка» — предельно малое по площади помещение с оборудованием, рассчитанным на одного человека. В условиях квартирного кризиса дизайнеры старались минимальными средствами организовать зонирование помещений, придумать компактное оборудование, а также рассказать как можно более широкой аудитории о своем опыте.

1 См.: Лобов И. Рационализированная мебель для однокомнатной квартиры // Строительство Москвы. 1928. № 6. С. 9.


174 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

Примером может служить научно-популярный фильм «Как ты живешь» (1928, режиссер Г. Широков). Архитектор Г. Глушенко специально построил на кинофабрике Совкино интерьеры образцовой однокомнатной квартиры рабочего. Задача проекта и фильма — показать, как на небольшой площади рационально организовать функциональные жилые зоны: столовую, кабинет, спальню.

По сравнению со странами Запада российский дизайн имеет свою специфику.

Становление дизайна (конструктивизма и производственного искусства) как профессии совпало в России с двумя революциями. Первая — революция собственно политическая, вызвавшая изменение социальных установок искусства. Вторая — революция в искусстве, начавшаяся раньше первой и продолжавшаяся в течение целого десятилетия.

Политический переворот активизировал социальные, агитационные, демократические тенденции. В 1920-е гг. художники, выступая от имени новых потребителей — рабочих и крестьян, — сами формулировали себе задачи проектирования, включавшие и оформление массовых шествий и демонстраций, и фантастические проекты городов будущего. От художественного авангарда, порожденного второй революцией, дизайн воспринял как новизну художественного языка, так и собственно авангардную позицию по отношению к культуре прошлого. Отказ от стилизации, композиционная острота и динамизм, стерильность геометрических форм, преувеличенная конструктивность — таковы новые формальные ценности дизайнерской проектной культуры тех лет. Престиж профессии утверждался путем обнародования единичных новаторских, оригинальных проектов.

Однако новаторские по решению изделия, спроектированные дизайнерами высокой квалификации, почти всегда с трудом и многочисленными переделками доходили до массового производства. Как правило, этапные и интересные произведения дизайна существовали лишь в единственном экземпляре для демонстрации в качестве выставочного экспоната или образца для производства. Эти вещи могли лишь косвенно влиять на выпуск промышленной продукции — через модернизацию серийных изделий, развитие технической культуры проектирования.

Конструктивизм возвращается не только как история, но и как элемент современного стиля. В крохотных рекламных объявлениях из газеты «Экстра» и в больших уличных плакатах искушенный глаз лег-


Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже

175

ко узнает привычный для 1920-х гг. рубленый шрифт без засечек. Гарнитуру, получившую название «Родченко», сделал на основе шрифта обложек Родченко и плакатов братьев Стенбергов дизайнер Тагир Сафаев из фирмы «Параграф».

Нередко повторяются как цитаты и рекламные плакаты 1920-х гг., среди них — плакат Родченко «Книги» 1925 г.

Вопросы и задания

1. Какие павильоны вы отправились бы смотреть на Международной выставке в Париже в 1925 г.?

2.На чем основана выразительность конструктивистской вещи?

3.Почему К. Мельникова можно назвать дизайнером-архитектором?

4.Перечислите особенности конструктивизма как концепции формообразования в дизайне, архитектуре, полиграфии.

5.Почему модельеры-конструктивисты отдавали предпочтение кожаным пальто, мотоциклетным очкам и обилию карманов на одежде?

Литература

Воронов Н.В. Российский дизайн. М., 2001. Т. 1. Гл. 4, 5. Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. М., 1995. Раздел II.


Глава 4

От ар деко до аэростиля

От кубизма - к функционализму

Стиль 1930-х гг. в европейском дизайне и архитектуре иногда определяют словом «точность», имея в виду соединение простоты, изящества формы и технически совершенного исполнения1. Действительно, в произведениях дизайна этого периода — рафинированной и утонченной по формам фарфоровой посуде Эббе Садолин, зданиях Шароуна или кресле «Барселона» Мис ван дер Роэ, фотографиях моды Джорджа Хойнингена-Хюне для журнала «Vogue» — доминируют чистые линии, стремление к максимальной законченности, своеобразный классицизм. Такое же ощущение совершенства красоты есть и в бездекоративных столовых приборах из металла, и в корпусах автомобилей, и в форме самолетов. Этот элитный стиль дизайна был частью общего стилистического направления, получившего название «ар деко».

Строго говоря, ар деко не обладает таким же явным своеобразием, как, например, модерн, конструктивизм или функционализм. В этом явлении сплелись две противоположные тенденции. С одной стороны, связанный с геометрической абстракцией опыт кубизма, коммерческое использование модернистских экспериментов начала XX в., впечатления от дягилевских «Русских сезонов» и археологических находок в Египте, стилистика «Баухауза». С другой стороны, термин стал обозначать стиль фешенебельных салонов, роскошных дорогих интерьеров, созданных французскими дизайнерами в середине 1920-х гг.

1 См.: Sembach K.-J. Into the Thirties. Style and Design 1927—1934. London, 1974.

Глава

4.

От

ар

деко

до

аэростиля

177

Развитию стиля способствовала сильная французская традиция декоративного искусства, а известность принесла Международная выставка декоративных искусств и художественной промышленности 1925 г. в Париже.

Ар деко — это одновременно и стиль, и выражение образа жизни, атмосферы 1920-х гг. Творения ар деко тесно связаны с именами личностей того времени — актрисой и певицей Жозефиной Бейкер, поэтом Жаном Кокто, постановщиком и антрепренером Сергеем Дягилевым, художником Франциском Пикабия, модельерами Полем Пуаре и Коко Шанель, киноактрисами Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, архитекторами Робером Малле-Стевеном и Пьером Шаро.

Это время Чаплина, время джаза и фокстрота, время черных эбонитовых грампластинок и патефонов, время первых радиол и массовой фотографии.

На выставке 1925 г. была представлена самая консервативная часть ар деко как продолжение наиболее близкого по характеру стиля Луи Филиппа. Для демонстрации роскошной мебели работы Жака Эмиля Рульмана, лидера ар деко в этой области, был выстроен даже отдельный павильон. В рецензии на выставку, опубликованной в журнале «L'Art vivant», критик Вольдемар Георг писал, что кроме проекта небольшой квартиры, представленного студией «Primavera», среди экспонатов невозможно было отыскать ни одного проекта квартиры для рабочих или хотя бы для человека, занятого интеллектуальным трудом. Во всем доминировала фальшивая роскошь1.

Единичные примеры выбивались из этой массы. Например, павильон Ле Корбюзье «Эспри нуво» (L'Esprit Nouveau), средства на строительство которого дал автомобильный магнат Габриэль Вуазен. Это небольшое двухэтажное здание внутри имело двухъярусный интерьер. Белые стены, картины самого Корбюзье в стиле посткубизма, или «пуризма», кресла Тонет, удачно вписавшиеся в это пространство (рис. 46).

Сам павильон «Эспри нуво» и его чертежи, разработанные Ле Корбюзье и Амедеем Озанфаном, были впервые опубликованы в 1920 г. в манифесте под тем же названием.

В тексте говорилось о том, что во всем мире чувствуется новый дух времени — дух конструкции. Чистота мысли определяет суть совре-

1 См.: Noble! J-, de. France: Modernism and Postmodernism in the French Manner//The Dominion of Design. History of Industrial Design. 1919—1990. Milan, 1991. P. 107.