Файл: история дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 4. От ар деко до аэростиля 185

подводную лодку. Позднее на основе патента Ярая был создан солидный обтекаемый лимузин «Майбах SW-38». Время аэродинамики пришло позже. По той же схеме — в нижней части кузова секция самолетного крыла, на нем, как на площадке, обтекаемый выступ кабины — уже в 1940—1950-х гг. строились гоночные автомобили.

Хотя проекты Ярая не были использованы в серийном производстве, они повлияли на развитие транспортных средств. Среди них: вагон электрички, дизельный поезд «Летучий гамбуржец» и аэровагон Ганса Крюкенберга 1930 г. (обтекаемый вагон с толкающим воздушным винтом, достигавший скорости 160 км/ч).

Во многих европейских странах в 1930-х гг. пересматриваются традиционные компоновки автомобилей. В Италии строится прототип нового такси вагонного типа, в Чехословакии Ганс Ледвинка создает обтекаемый автомобиль «Татра» с задним расположением двигателя. Фердинанд Порше проектирует обтекаемый народный автомобиль «Фольксваген». Продувка новых серийных моделей автомобилей в аэродинамической трубе превращается в обычную процедуру. Вместо угловатых, прямоугольных форм середины 1920-х гг. дизайнеры предлагают аэродинамичные, стремительные очертания.

Вопросы и задания

1.Назовите художественно-стилистические мотивы ар деко.

2.В чем проявилось взаимодействие функционально-конструктивных и художественно-декоративных тенденций стиля ар деко?

3.Что можно считать символом стиля 1920—1930-х гг. в европейской моде?

4.С чем связана мода на обтекаемость в дизайне 1930-х гг.?

5.Почему, определяя характер форм европейского дизайна 1930-х гг., историки иногда употребляют слово «точность»?

Литература

Долматовский ЮЛ, Автомобиль за 100 лет. М., 1989.

Соловьев Н.К. История современного интерьера 1850—1910. М., 2004. Фуско Р., де. Ле Корбюзье — дизайнер. Мебель, 1929. М, 1986. Хиллер Б. Стиль XX века. М., 2004. Гл. «1920—1940».


Глава 5

Советский дизайн 1930-х гг.

Дизайн и общество

Сложившаяся в 1920-е гг. сфера дизайна претерпела изменения. К предметной среде предъявлялись высокие идеологические требования — она должна была воспитывать классовое чувство, побуждать к действию, создавать ощущение радости и приподнятости, т.е. выполнять агитационно-политические функции. Требования эти стали реализовываться на основе классического наследия ордерной архитектуры и орнаментики.

В1930-х гг. дизайн развивался в трех основных направлениях: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство.

Проектирование промышленных изделий и средств транспорта подчинялось мировым закономерностям развития техники. В СССР

вводились первые общесоюзные стандарты на комплектующие изделия, широко внедрялась технология штамповки и объемного формования. Помимо расчета конструкций на прочность, инженеры начинали учитывать и аэродинамическое сопротивление. Не только в авиации, автомобилестроении, электротехнике, но и в бытовых приборах, светильниках, мебели стали применять пластмассы (бакелит, целлулоид, плексиглас) и новые декоративные защитные покрытия металла (хромирование и никелирование).

Вдовоенные годы в ряде отраслей и конструкторских бюро сложились группы, которые с успехом решали дизайнерские задачи для создания уникальных образцов и для серийного производства (Метрострой, ЦАГИ, ЗИС, а также коллективы, занимавшиеся проектиро-

Глава

5.

Советский

дизайн

1930-х

гг.

187

ванием Дворца Советов). И хотя большая часть работ выполнялась архитекторами, они нуждались в профессиональных дизайнерах для создания специфического оборудования, осветительной арматуры и т.п.

На переломе стиля

В начале 1930-х гг. завершалось строительство некоторых зданий по проектам 1920-х гг. В это время в дизайне еще сохранялась инерция стилеобразования, характерная для функционализма и конструктивизма, основанная на обыгрывании простой геометрии, структурности, контрастных соотношений цветов и фактур. Пример такого рода — оборудование для здания редакционного и полиграфического комбината газеты «Правда», построенного по проекту П.А. Голосова к 1934 г.

Для редакционных помещений и типографии А.И. Дамский, выпускник метфака ВХУТЕМАСа, разработал функциональные светильники с изменяющимся углом наклона абажура, для лестничных клеток, фойе и холлов — оригинальные световые скульптуры из молочного стекла: висящий на цепи около зеркала шар, а также напоминающую цветок структуру из шести листов с загнутыми краями.

Некоторые универсальные светильники, спроектированные Дамским во Всесоюзном электротехническом объединении, выпускались массовыми тиражами. Настольная лампа со штампованным металлическим абажуром сложной кривизны почти без изменений производилась до 1960-х гг. В каждом учреждении можно было встретить стеклянную потолочную лампу «Люцетта», форма которой состояла из двух усеченных конусов. Более нарядный вариант был снабжен металлическим ободком. В последующие годы Дамский проектировал люстры для метро и высотных зданий. Работы середины 1930-х гг. принадлежали уже к иной стилевой системе. Вторично дизайнер сменил стилистику в конце 1950-х, когда, отказавшись от украшательств времен «сталинского ампира», русский дизайн вернулся в русло интернационального стиля.

Стиль интерьеров, мебели редакционных помещений комбината «Правда» можно определить как «пластичный конструктивизм» (рис. 49). В формах стульев, диванов, даже столов и книжных полок появился намек на обтекаемость. Конструкция кресел выполнялась


188 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление

дизайна...

Рис. 49 Н. Боров, Г. Замский,

В. Янг. Проект интерьера кабинета главного редактора для комбината «Правда». 1934

на металлическом или деревянном каркасе, изгибы которого соединяли вертикальные и горизонтальные поверхности. Профессиональная пресса оценила этот проект положительно, однако уже появлялись первые замечания по поводу формализма и следования западным образцам. «В общем проект является несомненным достижением уже в силу самой постановки проблемы целостного архитек- турно-художественного оформления интерьера громадного комбината. В то же время надо отметить некоторую связанность проекта традиционными модернистскими штампами, досадно тормозящими работу бригады»1, — заключал автор критической статьи об интерьерах комбината.

Издание работ, близких по духу к конструктивизму или функциональному дизайну, фактически прекратилось после 1934 г. Большую часть того же номера журнала «Архитектура СССР», где публиковались проекты интерьеров для комбината «Правда», занимали неоклассические проекты реконструкции набережных Москвыреки, здания Коммунистического вуза на Воробьевых горах. Статья об интерьере иллюстрировалась фотографиями палаццо XII в. и лестницы Микеланджело во Флорентийской библиотеке. В искусстве уже обозначился стилевой перелом. На Первом съезде советских писателей в августе 1934 г. выступил Максим Горький с изложением концепции социалистического реализма. Вслед за литературой, театром, кино, скульптурой, живописью и архитектурой менялся и ди-

1Липецкий И. Интерьеры комбината «Правда» // Архитектура СССР. 1934. № 7.

С.29.

Глава

5.

Советский

дизайн

1930-х

гг.

189

зайн — те его области, которые были связаны с интерьером, оформлением книг, плакатов и журналов, одеждой и тканью. Любая свободная поверхность теперь несла на себе идеологическую нагрузку — то ли в виде орнамента из технических деталей, лент, звезд, колосьев и дубовых листьев, то ли в виде радостных картин светлой жизни при социализме.

Политически важными темами в живописи, скульптуре и графике, фотографии и кино, текстильном дизайне и росписи фарфора считались спорт, Красная армия, авиация, индустриализация, ликвидация безграмотности и, конечно, изображения Ленина и Сталина. Художники проявляли массу изобретательности, чтобы перевести сюжетную картину на язык орнамента. Одни рисунки для ткани превращались в агитационный плакат, другие, несмотря на идеологическую нагрузку, сохраняли точность и изящество, плоскостность и условность изображений, свидетельствовавшие об усвоении опыта геометрического конструктивного орнамента в текстиле 1920-х гг. Были даже решения, предвосхитившие идеи оп-арта в сюжетных изображениях. В конце 1930-х гг., когда идеологические требования еще больше ужесточились, было решено уничтожить «политически вредные», «формалистические» рисунки и сточить гравировку на валах для печати набойки.

Метро

В 1930-е гг. разрабатывалось несколько крупных проектов, к которым привлекались многие художники, архитекторы, оформители и дизайнеры. Прежде всего это строительство Московского метрополитена, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проектирование Дворца Советов.

Московское метро задумывалось как образцовая транспортная система. Ее дизайнерская суть рассматривалась в демонстрационных рисунках 1931 г., где намечена связь метро и города, показан принцип движения пассажиров по эскалатору, расположение перронов, входов и выходов.

Внешним атрибутам придавалось такое же значение, как и непосредственно архитектурно-строительным работам. Художник-график Л.А. Раппопорт придумал логотип — ту самую стоящую на двух ногах букву М. Модельеры разработали несколько типов форменной одеж-


190 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

ды — для машинистов, дежурных по станции, даже для продавцов мороженого в метро. Станции, их убранство и конструкцию проектировали многие известные архитекторы, среди них А.Н. Душкин, И.А. Фомин, Н.Д. Колли, Д.Н. Чечулин.

В оборудование станций входили не только турникеты или разменные кассы, но и скамейки, книжные и цветочные киоски, указатели. Этим занималось 12-я архитектурная мастерская Моссовета, в

 

которой работали и проектировщики интерь-

 

еров комбината «Правда». Киоски и кассы

 

были решены в «аэродинамическом» стиле,

 

характерном для транспортного дизайна

 

1930-х гг., — скругленные формы, обилие ме-

 

таллических накладных деталей. В такой сти-

 

листике прочитывался образ метро как тех-

 

нически совершенной системы, все детали

 

которой работают как часы. Особое место за-

 

нимали средства визуальной информации и

 

коммуникации (рис. 50). Необходимо было

 

не только показать схему линий «подземки»,

Рис. 50

обозначить места пересадок, но и выбрать хо-

Информационный стенд

рошо читаемый шрифт, разработать техноло-

для московского метро.

гию изготовления надписей.

1934

За основу конструкции вагонов москов-

 

ского метро был взят берлинский образец, но вместо трех дверей было сделано четыре, изменилась и внутренняя отделка сидений и стен (вагон типа А). В 1940 г. художник-дизайнер В.А. Стенберг по заказу метрополитена разработал интерьер вагона типа Г. В салоне были удобные мягкие кожаные диваны, закругленные металлические поручни, светильники полусферической формы. Кресла предполагалось размещать не вдоль стен, а устроить внутри вагона своего рода небольшие секции, купе. В дальнейшем от идеи купе отказались, но абрис поручней, тип светильников, сам рисунок стен, контуры дверей и окон сохранились вплоть до 1970-х гг.

Транспортный дизайн и аэродинамика

Московское метро оказало влияние не только на мировую практику проектирования подземного транспорта, но и на характер и облик


Глава

5.

Советский

дизайн

1930-х

гг.

191

транспорта наземного. Был разработан новый тип московского троллейбуса и трамвая, появились экспериментальные автобусы с «вагонной» компоновкой. На базе грузовика с обтекаемой кабиной 1938 г. начали выпускать автобус ЗИС-16. На той же основе были созданы образцы специализированных фургонов аэродинамической формы для перевозки продуктов. Обтекаемость, стремительность пришла и в железнодорожный транспорт, где были построены в одном-двух экземплярах пассажирские паровозы серии ИС с обтекаемым кожухом и автомотриса, курсировавшая между Москвой и Ленинградом.

Существовала и другая тенденция в проектировании технических изделий, связанная с украшением и символикой. На некоторых паровозах серии К-1 Коломенского завода по бокам котла прикрепляли два листа железа, вырезанных в форме знамени, а на передней части — позолоченный герб СССР и пятиконечную звезду с барельефом Сталина в центре. Известен и более курьезный объект. Один из самолетов агитэскадрильи «Максим Горький» принадлежал сатирическому журналу «Крокодил». По рисунку графика Б.Е. Ефимова инженеры В. Ушаков и Б. Шавров модифицировали стандартную носовую часть самолета ПС-9 конструкции Туполева, превратив ее в голову крокодила, а на фюзеляж укрепили пластины, напоминающие гребень1.

Идеологическая декорация техники играла особенно важную роль в дни праздничных демонстраций. Автомобиль полностью декорировался щитами, превращаясь в платформу, на которой устанавливались объекты, имевшие символическое содержание (например, макет земного шара с ярко выделенной территорией СССР, статуя вождя), или спортсмены демонстрировали свое мастерство, создавая сложные пирамиды.

Аэродинамические формы начинают преобладать в экспериментальных проектах с середины 1930-х гг. Паровозы серий К-2 и В с обтекаемыми кожухами (конструкция инженера Д. Львова), построенные в конце 1930-х гг. в Коломне по схеме «2—3—2» (два катка впереди, три больших ведущих катка в центре и еще два катка под кабиной машиниста), казались более скоростными (и, возможно, эко-

1 Подробнее о соотношении агитационного и функционально-конструктивного подходов в транспортном дизайне 1930-х гг. см.: Антонов P.O. К проблеме взаимоотношений инженерной мысли и художественного образа в транспортном дизайне 30-х годов // Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». М., 1980. Вып. 23.