Файл: история дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

178 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

Рис. 46 Ле Корбюзье.

Интерьер павильона «L'Esprit Nouveau» на Международной

выставке в Париже.

1925

менности. Без конструктивности ни один гений творить не в состоянии, поскольку не сможет реализовать ни одно из своих вдохновений. Необходимо стремиться к синтезу разнообразных форм деятельности, установить тесный контакт между миром искусств, литературы, с одной стороны, и миром науки и индустрии (прикладными науками) —

сдругой.

Вмолодости, в 20-летнем возрасте, Ле Корбюзье (его настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере) начинал проектировать в архитектурном бюро Огюста Перре в Париже, успел побывать в Вене и познакомиться с Йозефом Хофманом, поработать в берлинском бюро Петера Беренса, где изучал современные методы строительства. Тогда же сложились две его принципиальные идеи относительно архитектуры будущего: города на опорах, оторванные от поверхности земли, и дом как комбинация ячеек, как каркасная несущая система.

Всвоей книге «Декоративное искусство сегодня» Ле Корбюзье приводит много примеров анонимного дизайна начала XX в., демонстрируя на остроумно сконструированных вещах желанный для него «дух современности»: шкаф-градероб для путешественника, в котором есть не только отделение для висячей одежды, но и специальные выдвижные ящики для хранения мелочей, стальной комод «Ормо», металлическая конторская мебель, складные стулья1. В своем журнале «L'Esprit Nouveau» он помещал фотографии домашней утвари, че-

1 См.: Le Corbusier. L'Art decoratif d'auhourd'hui. Paris, 1925.

Глава

4.

От

ар

деко

до

аэростиля

179

моданов и чехлов, фрагменты конструкции самолетов, как их видит пассажир со своего места, эволюцию форм автомобильных кузовов. Корбюзье интересовало не столько состояние дел в авиационной или автомобильной промышленности, сколько возможности современных техники и технологии, которые он желал бы использовать в строительстве.

«Невозможно дожидаться медленного сотрудничества землекопа, каменщика, плотника, монтажника, отделочника, водопроводчика...

дома должны возводиться как единое целое, изготавливаться на станках на заводе, собираться так, как Форд собирает автомобили на движущемся конвейере...»1

Архитектура становится в ряд с объектами дизайна, здание проектируется как законченная дизайнерская вещь. В этом оригинальность и сила Корбюзье, но одновременно — и уязвимость его концепции, его построек; они работают как машины именно для того, для чего предназначены; они полностью регламентируют такую сложную, изменчивую сферу, как быт.

Для обстановки спроектированных им вилл и зданий Ле Корбюзье нуждался в образцах столь же геометризованной, минималистской по форме мебели. Он разрабатывает серию кресел на трубчатом каркасе, конструкция которых обнаруживает влияние мебели Тонета. Самое известное из них — регулируемый шезлонг. Эта своеобразная «машина для отдыха» (перефразируя лозунг Корбюзье: «Дом — машина для жилья»), кажется, предельно воплощает идею рационализма в мебели.

«И качалка Тонета, и шезлонг Ле Корбюзье идеально сливаются с телом сидящего в них человека, но если вариант венского прототипа, как всякий старый предмет домашней мебели, создает ощущение покоя и уюта, шезлонг с регулированием заключает в себе "научную" суровость» [Фуско, с. 38].

Стиль ар деко нашел воплощение в графике, в плакате, в оформлении интерьеров кинотеатров, универмагов, кафе, в упаковке парфюмерии, сигарет, в кожаных изделиях, а также в модных аксессуарах и моде.

1 L'Esprit Nouveau. 1920. № 2. Статья посвящена зданию «Вуазен», спроектированному и построенному на основе авиационной техники и технологии — из легких материалов, с растяжками и несущими стойками вместо привычной стоечно-балочной системы. Цит по: Colomina В. Modernism versus Mass Culture // Ottagono. 1989. № 92. P. 54.


180 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

 

В 1920-х гг. художница и дизайнер по текс-

 

тилю Соня Делоне смело вводит геометричес-

 

кий яркий цветной орнамент в одежду и даже

 

роспись автомобиля. Симультанизм в живопи-

 

си воплощал идею одновременности восприя-

 

тия форм, цвета, пространства, текста. Си-

 

мультанизм в моде стал воплощением идеи це-

 

лостности.

 

Революцию в моде того периода совершила

 

Габриэль (Коко) Шанель. Речь идет не только о

 

знаменитом предельно лаконичном, откровен-

Рис. 47

ном графическом решении флакона духов

Флакон духов «Шанель

«Шанель № 5» (рис. 47) или о самих духах, в ко-

№5». 1923

торых впервые была использована смесь хими-

 

ческих веществ для передачи естественных ароматов (1922), но о внедрении в повседневный стиль женской одежды из трикотажа. Этот материал считался пригодным лишь для спортивного костюма. Шанель перевела его в разряд элегантных. Точно так же стало символом элегантности ее простое «маленькое черное платье» для коктейля. Вместе с простотой кроя Шанель ввела в женскую одежду свободу движений.

Промышленный дизайн

Во Франции 1920-х гг. общественный транспорт быстро воспринял все инновации дизайна. Как только инженер Рауль Дотри возглавил управление государственными железными дорогами, он тут же заказал архитектору Анри Пакону разработку проекта нового подвижного состава. После создания обтекаемого локомотива 241-101 Etat Пакон спроектировал новые вагоны и типы железнодорожных станций. Дотри и Пакон старались создать целостную систему железнодорожных услуг и пригласили для разработки визуальных коммуникаций известного плакатиста Кассандра (Адольфа Мурона). Внедрение этой системы было приостановлено в связи с началом Второй мировой войны.

Престиж любой индустриальной державы во многом определяется состоянием ее морского флота. Французская трансатлантическая компания закладывает новый лайнер «Нормандия». Главным конст-


Глава

4.

От

ар

деко

до

аэростиля

181

руктором этого судна был русский инженер, эмигрант Владимир Юркевич. Одна из новаций заключалась в использовании в носовой части каплеобразного пузыря, улучшающего обтекаемость судна. Позже, в 1937 г., «Нормандию» оснастили специальными четырехлопастными винтами, форма которых позволяла противостоять кавитации, уменьшить вибрацию и сохранять максимальную скорость при пересечении океана. Интерьеры судна (как и во всех лайнерах тех лет, напоминавшие фешенебельные гостиницы) были выполнены в более старомодном стиле ар деко.

В Германии, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, журналы публикуют материалы о новейших дизайнерских тенденциях в быту. На фотографиях интерьеров преобладают рациональная металлическая мебель на трубчатом каркасе, рациональные светильники, лишенные декоративных элементов кухонные шкафы, где все продумано и предусмотрено для хранения и быстрого доступа к продуктам и посуде. Такая нейтральная стилистика давала повод критикам в СССР самым негативным образом отзываться о современных тенденциях в оформлении быта в буржуазной Европе.

Между 1918 и 1922 гг. Италия, так же как и другие страны Европы, прошла через период конверсии экономики военного времени. Во время войны возросло производство металла, быстро развивалась новая отрасль — аэронавтика.

Принцип работы компаний, производивших самолеты, автомобили, мотоциклы, оставался почти кустарным, по типу «индивидуального пошива» в модном ателье. В результате дизайн эволюционировал не в силу требований рынка или запросов массового потребителя, а скорее исходя из индивидуальных представлений о том, какой должна быть вещь сама по себе. В эту коллекцию элегантных находок можно включить шасси автомобиля «Лянчия Лямбда» (1922), гидросамолет, мотоцикл «Мото-Гуцци» и кофейную машинку «Биалетти» (1930), коммерческий успех к которой пришел много позже.

Одним из участников молодого движения «Новеченто итальяно» (в котором преломлялись классические традиции) был Джованни Понти, архитектор, создатель и бессменный редактор до конца жизни журнала «Домус» (1928). Его можно считать классическим примером дизайнера, сочетающего проектную, художественную и популяризаторскую активность. С 1923 по 1930 г. он занимал должность арт-ди- ректора компании «Richard-Ginori». В круг ее объектов входили железнодорожные вагоны, кабины самолетов, роскошные виллы, а


182 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

также фарфоровая посуда (впрочем, не имевшая коммерческого успеха). В 1933—1936 гг. Понти совместно с Джузеппе Пагано проектировал обтекаемую электричку «Бреда», новаторство которой состояло не только в аэродинамичной форме, но и в решении салона на основе складывавшихся в то время тенденций в авиастроении.

Начиная с 1927 г. постоянно проводилась биеннале декоративного искусства в Монце, в 1930-м трансформировавшаяся в Миланскую триеннале.

В Италии эти годы — время двух различных стратегий дизайна массовой продукции. В автомобильной промышленности развивалась кооперация между двигательными и кузовными отделами. Авиационная, железнодорожная и военная промышленности обменивались информацией и технологией. Примером такого сотрудничества стал автомобиль «Фиат Тополино». Его двигатель был разработан в конструкторском бюро авиационных двигателей, а конструкцию и аэродинамический кузов создал дизайнер Джузеппе Джакоза.

Другой принцип использовал Адриано Оливетти — с 1929 г. владелец фирмы «Оливетти». Как и многие промышленники, он бывал в США, где знакомился с принципами рационализации производства. Оливетти считал, что в производстве должны участвовать представители совершенно другой культуры — не технической. В 1940 г. он пригласил живописца Марчелло Ниццоли для разработки совместно с отделом компании новой счетной машинки.

Пионеры обтекаемых форм

В 1930-е гг. резко меняется стилистика автомобильных кузовов. Обтекаемость становится основным признаком современности.

Во Франции, например, на автосалоне 1935 г. демонстрировался обтекаемый «Пежо 402», спроектированный в тех же традициях, что и «Крайслер Эйрфлоу» в США.

Андре Ситроен представил переднеприводный автомобиль, обводы которого были нарисованы итальянским автодизайнером Фламинио Бертоне.

Первое упоминание о том, что аэродинамика будет влиять на формы автомобильных кузовов, встречается в ежегоднике немецкого «Веркбунда» в 1914 г. Дизайнер Эрнст Ньюмен писал, что конструктору приходится принимать во внимание фактор сопротивления возду-

Глава

4.

От

ар

деко

до

аэростиля

183

ха, которое на больших скоростях забирает до трети мощности двигателя. «Меньшее сопротивление предполагает мягкие и гладкие формы. Отсюда возникает форма Торпедо»1. Далее он доказывает необходимость создания каплеобразной формы автомобильных кузовов. Если воздух раздвигается по сторонам, он должен потом сомкнуться в одной точке. Чем естественнее проходит этот процесс, тем меньше препятствий встречает подобная форма на своем пути.

Вэтой связи любопытна эволюция образа обтекаемости в начале

XX в.

Рекорд скорости для электромобиля был поставлен в 1899 г. необычным экипажем, напоминавшим огромный пушечный снаряд на колесах. Передняя и задняя части корпуса имели острие, как у ракеты. Каплеобразный кузов создал инженер Рикотти для «Альфа Ромео» в 1913 г. Не менее оригинальным был автомобиль конструкции англичанина Румплера 1928 г. Небольшой капот закруглен, как у лодки, в нишах спрятаны фары, плоское лобовое стекло сильно наклонено, задняя часть спадает к хвосту и постепенно утонынается. Передние колеса выступали из корпуса и были закрыты плотно прилегающими щитками, подножки отсутствовали. Однако каплеобразные автомобильные кузова в то время не привились. В промышленности применялась традиционная угловатая форма.

В 1920—1930-х гг. инженеры совместно с дизайнерами продолжают эксперименты по созданию новых средств транспорта. На юге Германии, во Фридрихсхафене, строятся дирижабли конструкции Фердинанда Цеппелина. Наибольшую известность получили «Граф Цеппелин» (1928) и гигантский «Гинденбург» (первый полет в 1936 г.). Дирижабль «Граф Цеппелин» произвел 590 вылетов, 144 раза пересекал Атлантику до своего списания в 1937 г. Это была первая коммерческая пассажирская воздушная трансатлантическая линия. «Гинденбург» за 10 регулярных рейсов между Германией и США перевез 1 тыс. пассажиров. 6 мая 1937 г. во время посадки у причальной мачты в Нью-Джерси дирижабль сгорел в считанные мгновения. И хотя дирижабли слишком уж зависели от порывов ветра, в 1930-х гг. их строили и в России, и в Италии, и во Франции. На дизайн интерьеров кабин и салонов повлияла авиационная стилистика, мебель из гнутых металлических трубок, кожаная обивка, как в креслах Марселя Брейера из «Баухауза».

1 Moos S., von. Notes for a history of Swiss Design // The Dominion of Design. History of Industrial Design. 1919-1990. Milan, 1991. P. 203.


184 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

Создавая каплеобразные кузова, инженеры исходили из того, что достаточно просто поставить на колеса обтекаемую, каплеобразную форму (наподобие дирижабля) — и автомобиль приобретет аэродинамические свойства. И Норман Белл Геддес, и Бакминстер Фуллер в США твердо полагали, что этот принцип и составляет суть проектирования аэродинамического корпуса для автомобиля.

Первые серьезные исследования аэродинамических форм в автомобильном дизайне были проведены в 1920-х гг. в Швейцарии Полем

 

Яраем,

инженером, конструкто-

 

ром дирижаблей, работавшим у

 

Цеппелина. Предложенные им

 

формы

стали

классическими.

 

Проводя эксперименты в аэроди-

 

намической трубе, Ярай обнару-

 

жил, что наиболее благоприятной

 

с точки зрения аэродинамики яв-

 

ляется каплеобразная форма, но

 

разрезанная пополам, с плоским

 

днищем и небольшими закругле-

 

ниями к верхней части. Ярай по-

 

шел дальше и разработал форму,

 

соответствующую

условиям дви-

 

жения

четырехколесного экипа-

 

жа по шоссе. Как писали экспер-

 

ты по аэродинамике в те годы,

 

Ярай фактически совместил ку-

Рис. 48

сок самолетного крыла, располо-

женный горизонтально, с обтека-

П. Ярай. Чертежи обтекаемого

емостью по бокам, наподобие

автомобиля для патента. 1922

корпуса дирижабля (рис. 48). Наверху этой «полукапли» располагался объем кабины, который соответствовал форме самолетного крыла, но поставленного вертикально. Революционным, чисто дизайнерским шагом было и решение убрать колеса внутрь обтекаемого объема кузова, без каких бы то ни было намеков на подножки. За счет этого увеличивался объем внутреннего пространства.

Однако форма кузова получилась слегка наивной. При габаритах обычного среднего лимузина автомобиль производил впечатление увеличенной игрушки, казался слишком узким, напоминая скорее