ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова
Составитель ____________________ АккуратоваЕ.С.
I. Методика проектирования в дизайне.
1.1. Основные категории проектной деятельности.
1.5.Технологическая форма вещи.
2. Методика процесса проектирования.
2.1.1. Методика предпроектного изучения проблемы и выработка целевой установки.
2.1.2. Методика этапа творческого поиска - генерирование идей и выдвижение концепции.
2.1.3. Методика этапа доказательства концепции и проверка.
2.2.1. Определение, сущность концепции.
2.2..3. Оценка дизайн - концепции.
2.3. План-график этапов процесса художественного проектирования.
3. Основополагающие принципы и средства художественного проектирования.
Тем не менее проектный выход «комплекта садового инвентаря» организован (см. рис.12, 13)
2.2. Концепция
2.2.1. Определение, сущность концепции.
Концепция (от латинского – conception- понимание, система) – определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности)
Концепция в дизайне - основная структурированная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования. Концепция может существовать на различных уровнях – от концепции дизайна, как деятельности, дающей представление об особенностях этого вида проектирования и формообразующей его общие принципы, до концепции конкретного изделия, связанного с творческой позицией дизайнера внутри деятельности с задачей данной проектной разработки.
Основные типы общих концепций:
-системная (системный подход);
-средовая (средовой подход);
-аксиологическая (ценностный подход).
Наиболее органичным и адекватным выражением творческой композиции во всей ее сложности и процесуальности можно считать конкретные проектные концепции, или так называемые дизайн-концепции.
2.2..3. Оценка дизайн - концепции.
Оценка дизайн – концепции происходит по следующим методикам:
- Метод составления контрольных пересечений, состоящий в оценке проектной ситуации по составленному перечню вопросов, которые применялись в аналогичных ситуациях.
- Составление технического задания и выявления соответствия изделия с данной концепцией этим требованиям.
-Метод сравнительного анализа, когда свойства данного изделия сравниваются с рядом одноименных показателей аналогов и прототипов.
- Методы исследования качеств изделий на макетах, моделях и образцах.
2.3. План-график этапов процесса художественного проектирования.
№ п/п |
Этапы разработки |
Содержание работ |
Проектные материалы |
|||
1. |
Выбор объекта проектирования. Аналитико-исследовательский этап (предпроектный анализ) |
Анализируется проектная ситуация, осознается цель, уточняются ориентиры, конкретизируются рабочие задачи, исследование прототипов и аналогов, зарождение общего замысла(образная идея или базовая проектная концепция) |
Наброски, кроки, схемы, клаузуры, словесные заметки о качестве формообразования аналогов. |
|||
1.1 |
Функциональный анализ аналогов и прототипа.
|
«Функциональный анализ». Задача работы: графическими методами (рисунок, схема, текст) показать назначение всего предмета и отдельных его частей. Обсуждение объектов по следующим параметрам: смысловое содержание, умение сформулировать функциональное назначение предмета, умение владеть графикой и шрифтом, композиционное построение листа. |
Наброски, кроки, схемы, словесные заметки о качестве функционального формообразования аналогов |
|||
1.2 |
Конструктивный анализ аналогов и прототипа. |
«Конструктивный анализ». Выявление особенности конструкции предмета, особенности взаимодействия его отдельных деталей, способы их соединения, определить материалы и способы изготовления отдельных деталей. Обсуждение набросков |
Наброски, кроки, схемы, словесные заметки о качестве конструкции аналогов |
|||
1.3 |
Эргономический анализ аналогов и прототипа. |
«Эргономический анализ». Показать взаимодействие человека (его отдельных частей тела – рук, пальцев, глаз и т.д.) при различных операциях с предметом, тактильное и зрительное восприятие, различные способы взаимодействия человека с предметом, способы хранения и транспортировки. Обсуждение набросков. |
Наброски, кроки, схемы, словесные заметки о качестве конструкции аналогов |
|||
1.4 |
Эстетический анализ. |
«Эстетический анализ». Разобрать закономерности композиционного построения предмета по следующим параметрам – пропорции, ритм, симметрия (асимметрия), статика (динамика), фактура, текстура, особенности цветового решения, взаимоотношение функционального и композиционного центров, образно – ассоциативное решение предмета. |
Наброски, кроки, схемы, словесные заметки об эстетическом качестве аналогов |
|||
1.5. |
Реферат. Обсуждение. |
Представление реферата. Задача работы: дать краткую характеристику истории становления форм предметов (не менее 3 – х), выполняющих данную или аналогичную функцию. Представить информацию, характеризующую тенденции формообразования и использования различных материалов в конструкции исторических и современных аналогов, (разных по времени появления и проектирования).
|
Реферат |
|||
2. |
Творческий этап-этап генерирования идей и выдвижение концепции |
Ступень генерирования идей служит базой для выбора ведущего направления проектного поиска. |
Клаузура, эскизы, эскиз-идея, форэскиз. |
|||
2.1 |
Клаузура. |
В клаузуре находит выход эмоционально-образное отношение к проектной проблеме, которое может быть выражено через ассоциативную связь и на первый взгляд не иметь прямого отношения к объекту разработки. Это первичное образное представление об объекте. Обсуждение |
Ассоциативная композиция, выполненная в различных графических техниках: цветной карандаш; гуашь, акварель, смешанная техника
|
|||
2.2 |
Постановка задачи на проектирование. Эскиз - идея
|
- композиционно-образная система объекта; -морфологическая система объекта (функция, эргономика, технология и конструкция); -поиск композиционно-морфологической системы. В ходе вариантного эскизирования сравниваются альтернативные решения, знания о проектном замысле систематизируются и наполняются смыслом. Эскиз - это обобщенный образ решения проектной проблемы, и эскизирование как процесс, т.е. движение к результату, носит прерывный характер. |
Эскизы-идеи |
|||
2.3. |
Эскизирование. Форэскиз Макетирование.
|
Форэскиз предполагает более глубокую графическую проработку. Суть этой конкретности в более полном и информативном изображении деталей объекта. Ступень генерирования идей служит базой для выбора ведущего направления проектного поиска техника». Обсуждение эскизов. Поисковый макет в М 1:1 – уточнение формы с точки зрения эргономических и конструктивных параметров предмета. Выбор материалов и технологии для окончательного макета. Обсуждение работ. |
Эскизы, чертежи, ортоганальные чертежи, перспективы, схемы. |
|||
2.4 |
Формулировка концепции |
Формулируется проектная концепция, которая наглядно отображается в форэскизе проекта. В проектной концепции достигается гипотетическое состояние художественно-образного и логико-теоретического единства проектной проблемы, |
Концептуальный форэскиз |
|||
3. |
Этапа доказательства концепции и проверка.
|
На этом этапе происходит окончательная согласованность композиционной и морфологических структур проектного образа, в отличие от концептуальной стадии, где преобладает гипотетическая структура, поэтому дизайнер переходит к более доказательной графике.
|
Чертежи, дизайн-чертежи, аксонометрические и перспективные изображения. |
|||
4. |
Визуализация |
Оформления всего комплекса проектной документации: графической части, макетной, пояснительной записки. И здесь графическая репрезентации проектной разработки призвана стать проверкой приобретенного опыта и знаний, т.к. именно визуальная форма объективно раскрывает осознание всего проектного процесса. |
Эскизы подачи. Чистовое исполнение графической части и макета |
2..4. План-график этапов процесса художественного проектирования комплекта садового инвентаря
№ п/п |
Этапы разработки |
Содержание работ |
Проектные материалы |
||
1. |
Выбор объекта проектирования: Комплект садового инвентаря. Аналитико-исследовательский этап (предпроектный анализ 5 комплектов садово-огородного инвентаря фирмы «Gardena» (Германия). |
На рынке садового инвентаря недостаточный ассортимент оборудования, отвечающего требованиям потребителя. Цель: создание комплекта, удовлетворяющего потребности владельца земельного участка с садовыми насаждениями. Задачи: 1)Провести анализ аналогов; 2)выработать номенклатуру комплекта в соответствии с функциональной необходимостью 3)выявить общий замысел (удобный в использовании, небольших размеров садовый инвентарь, форма которого гармонично сочетается с фигурой человека) 4)выявить перечень с\о штанги для полива, пистолеты-распылители тележки и катушки для шлангов, садовые души, дождеватели. автоматический полив, капельный полив, система. подземного полива, насосы фитинги, распределители опрыскиватели, краны декоративные краны газонокосилки, триммера аэраторы, разбрасыватели сеялки, ножницы, кусторезы секаторы, сучкорезы измельчители, пилы, ножи, топоры, лопаты и вилы. |
Наброски, кроки, схемы, клаузуры, словесные заметки о качестве формообразо- вания аналогов. (см. Рис.1,2) |
||
1.1 |
Функциональный анализ аналогов и прототипа. 1 комплект садово-огородного инвентаря фирмы «Gardena» (Германия)
|
1)комплект состоит из лопаты, мотыги, грабель, веялки, рыхлителя, насадок. 2)Это комплект, рассчитанный на уход за небольшими растениями или кустами 3)Недостатки: -удвоенная функция рыхления; -удвоенная функция веяния; -форма и размеры не соответствуют функции |
Наброски, кроки, схемы, словесные заметки о качестве функциональ- ного формо- образо- вания аналогов |
||
1.2 |
Конструктивный анализ аналогов и прототипа. комплект садово-огородного инвентаря фирмы «Gardena» (Германия) |
1) инвентарь - сборно-разборнвй (имеет насадки), 2)состоит из рабочего узла это металлический стержень – (литье) и рабочей головки (штамп), соединенных точечной сваркой и ручки (пластмассовое литье). 3)Недостатки: сложное индивидуальное соединение деталей конструкции. |
Наброски, кроки, схемы, словесные заметки о качестве конструкции аналогов |
||
1.3 |
Эргономический анализ аналогов и прототипа. комплект садово-огородного инвентаря фирмы «Gardena» (Германия) |
2)зрительное восприятие- слишком ненадежная конструкция, 3) способы хранения и транспортировка –не компактность. |
Наброски, кроки, схемы, словесные заметки о качестве конструкции аналогов |
||
1.4 |
Эстетический анализ. комплект садово-огородного инвентаря фирмы «Gardena» (Германия) |
4)цветовое решение – металл и сине-красные ручки инструментов, 5) образно – ассоциативное решение: однообразный скучный ритм формообразования
|
Наброски, кроки, схемы, словесные заметки об эстетическом качестве аналогов |
||
1.5. |
Реферат. Анализ формообразования садового инвентаря ( на примере продукции фирмы «Gardena» (Германия) |
Представление реферата. Задача работы: Представление информации, характеризующей тенденции формообразования и использования различных материалов в конструкции рассмотренных современных аналогов.
|
Реферат |
||
2. |
Творческий этап-этап генерирования идей и выдвижение концепции |
1)выбор объектов -лейка, -топор, -секатор, -грабли, - лопатка. 2) Концепция: садовый инвентарь для дачника с принципом формообразования: рабочий инструмент, как продолжение рабочих частей тела человека. |
Клаузура, эскизы, эскиз-идея, форэскиз. См. рис.3,4,5 приложения |
||
2.1 |
Клаузура. |
ассоциативную связь формы инвентаря с пропорциями, конструктивными особенностями человеческого тела. Все они усиливают функцию человека.
|
Ассоциативная композиция, выполненная в различных графических техниках: цветной карандаш; гуашь, акварель, смешанная техника
|
||
2.2 |
Постановка задачи на проектирование. Эскиз - идея
|
1) композиционно-образная система объекта – комплект инвентаря с динамическими формами, образно продолжающие и усиливающие работу человека. 2)морфологическая система объекта -функция – увеличение усилий, -эргономика – удобство пользования,( особое внимание на рукояти инвентаря) -технология – технологичность исполнения (пластик, металл)-конструкция – пластмассовая рукоять с насаженной металлической рабочей головкой);
|
Эскизы-идеи. См. рис.3,4,5 приложения |
||
2.3. |
Эскизирование. Форэскиз Макетирование.
|
Форэскиз предполагает более глубокую графическую проработку. Суть этой конкретности в более полном и информативном изображении деталей объекта. Поисковый макет в М 1:1 – уточнение формы с точки зрения эргономических и конструктивных параметров предмета. Выбор материалов и технологии для окончательного макета. |
Эскизы, чертежи, ортоганальные чертежи, перспективы, схемы. См. рис.3 приложения |
||
2.4 |
Формулировка концепции |
Концепция: садовый инвентарь для дачника с принципом формообразования: рабочий инструмент, как продолжение рабочих частей тела человека. |
Концептуальный форэскиз См. рис.3,4,5 приложения |
||
3. |
Этапа доказательства концепции и проверка.
|
На этом этапе - окончательная согласованность композиционной и морфологических структур проектного образа. Переход к более доказательной графике.
|
Чертежи, дизайн-чертежи, аксонометрические и перспективные изображения. См. рис.6-10 приложения |
||
4. |
Визуализация |
Оформления всего комплекса проектной документации: графической части, макетной, пояснительной записки. |
Эскизы подачи. Чистовое исполнение графической части и макета |
3. Основополагающие принципы и средства художественного проектирования.
3.1. Принципы проектирования
1.Принцип моделирования. Принцип моделирования универсален. Модельные начала присутствуют в планировании, программировании, прогнозировании и проектировании. Моделироваться могут любые объекты: природные и социальные явления, биологические и физические процессы, маршруты людей, транспортный порядок и развязки, предметная среда и типаж потребителя и т.д.
В процессе проектирования разработаны все возможные варианты работы потребителя с садовым инвентарем – смоделированы процессы ухода за растениями с помощью моего комплекта.
2. Принцип наглядности. Очень важно наглядно, убедительно и полно представить содержание проекта и композиционными средствами организовать маршрут его восприятия. Также наглядность - необходимый атрибут проверки ошибок при проектировании.
На этапе эскизного проектирования я делаются эскизные макеты, на которых проверяется эффективность их формы. При подаче проекта представляется вся необходимую информация о качествах инструментов.
3. Принцип художественно-образного подхода. Эстетическая природа образного мышления дизайнера адекватно отражается в наглядных моделях дизайн - процесса, предопределяя их эстетическое содержание. Проектные образы создаются под влиянием профессиональной идеологии, художественно-стилистических тенденций и культурных образов.
Формообразование инвентаря представляет собой единый в своей стилистике комплект (несмотря на разность функциональных задач) и подчиненное единой концепции: форма предметов соответствует формообразованию человеческого тела.
4. Принцип системности. Рассмотрение сложного, разветвленного объекта дизайнерского проектирования как системы взаимосвязанных материально-функциональных и социальных элементов. Требует установления четких функциональных связей между средой, ее элементами – вещами и процессами, протекающими в ней с участием человека. Результатом такого рассмотрения является построение системного объекта.
Комплект является гармоничной составляющей среды, в которой происходит пользование инструментом. Он гармоничная связь человека с объектом, на который направлено усилие.
3.2. Средства художественного проектирования.
1. Композиционное формообразование. Оно состоит в построении выразительной формы в контексте определенного замысла. Это не только приемы гармонизации, но и