Файл: Методичка для конференции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова

Составитель ____________________ АккуратоваЕ.С.

Содержание

I. Методика проектирования в дизайне.

1.1. Основные категории проектной деятельности.

1.2. Проектный образ.

1.3. Функция вещи.

1.4. Морфология вещи.

1.5.Технологическая форма вещи.

2. Методика процесса проектирования.

2.1.1. Методика предпроектного изучения проблемы и выработка целевой установки.

2.1.2. Методика этапа творческого поиска - генерирование идей и выдвижение концепции.

2.1.3. Методика этапа доказательства концепции и проверка.

2.2. Концепция

2.2.1. Определение, сущность концепции.

2.2..3. Оценка дизайн - концепции.

2.3. План-график этапов процесса художественного проектирования.

3. Основополагающие принципы и средства художественного проектирования.

3.1. Принципы проектирования

3.2. Средства художественного проектирования.


1.2. Проектный образ.

Методическое рассмотрение художественного проектирования необходимо начать с категорий проектной деятельности дизайнера. Это проектный образ. Функция вещи, морфология вещи и технологическая форма вещи.

Образ – (фил) – результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Образ художественный – способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов.

Смысл образного подхода в проектировании – сделать вещь знаком целостного художественного контекста и проектным образом действительности.

Проектный образ – это

1) идеальный объект или художественная модель, в которой отражается мир. Любой проект (прогноз, схема, сценарий, концепция) являются моделью объекта, разработки промышленного изделия, предметной среды и т.д.

2) художественная форма, в которой все части согласованы друг с другом и целым в соответствии с выраженным в этой форме содержанием или композиционное формообразование. Ее признаки: цельность, идеальность, выразительность.

3) предметно выраженный смысл. Смысл вещи не только выражается, но и постигается в вещи. Понять смысл - значит увидеть вещь как образ социально-культурного бытия.

1.3. Функция вещи.

1) инструментальная функция вещи, как подсистема деятельности человека «человек-вещь-среда». Она связана с ролью вещи, как промежуточного звена между человеком и средой.

2) адаптивная функция, как подсистема деятельности человека «человек-вещь-среда», где вещь играет адаптивную функцию в преобразовании среды.

3) результативная функция, как подсистема деятельности человека «цель – вещь – результат». Она отражается в сознании людей, как знак множества целей (цель производителя, цель транспортника, цель проектировщика, цель потребителя и т.д.)

4) интегративная функция. Процессы общественной интеграции сопровождаются человеком своей сопричастности общественному целому: семье, культуре, этносу, социальной группе. Вещь в подсистеме «индивид-вещь – общество» является носителем этой функции.

1.4. Морфология вещи.

Морфология вещи - строение, структурная форма изделия, организованная в соответствии с его функциями, материалом и способами изготовления и выявляемая в процессе анализа. В морфологической структурности формы можно выделить два плана: пространственный и функционально-технический. Это одна из важнейших категорий дизайнерского проектирования. Т.к. именно в ней реально воплощается замысел дизайнера.


Функционально-морфологические свойства изделия – структурные особенности, обеспечивающие выполнение изделием работы, обусловленные строением материала, способом изготовления, функциональным назначением изделия.

Функционально- пространственная структура изделия -взаимоположение и организация основных объемов и функциональных зон, узлов, деталей в изделии.

1.5.Технологическая форма вещи.

Это связующее звено между морфологией и промышленной технологией. Это система компромиссов для соединения замысла дизайнера с технологическими требованиями промышленности. Чтобы понять технологический язык и его средства, необходимо вжиться в технологический процесс, рассмотреть его с точки зрения возможностей. Задача дизайнера – искать новый технологический язык, адекватный новому способу общения с материалом и с новыми технологическими операциями.


2. Методика процесса проектирования.

Процесс всякого проектирования развивается по определенным этапам или стадиям. Каждая из них имеет свои особенности и связана как с предыдущей, так и с последующей. Эти стадии являются стратегией процесса проектирования, предопределяющей творческое содержание дизайн-деятельности:

- аналитико-исследовательская деятельность (предпроектный анализ);

- дизайн процесс (генерирование идей и выдвижение концепции);

- коррективы и аргументация решения.

2.1.1. Методика предпроектного изучения проблемы и выработка целевой установки.

Аналитико-исследовательский этап (предпроектный анализ);

На данном этапе ставятся две задачи, решаемые через частные ступени-действия: изучение задания на проектирование и выработка целевой установки (выбора пути)-определения ведущей идеи проектного замысла.

Осознание проектной проблемы начинается с обращения к подобным решениям - объектам-аналогам, где первым источником информации служит предметно-пространственная среда. Опыт общения с окружающим миром помогает начать познание, выделив объекты, близкие решаемой задаче. Другими источниками знания являются специальная литература по дизайну и электронные носители информации. Анализируя существующие объекты, студент приходит к первым умозаключениям, которые синтезируются в виде обобщений и составляют основание для выработки целевой установки на проектирование.

Как известно, наибольшая прочность знаний достигается при передаче информации одновременно в четырех кодах - рисуночном, числовом, символическом и словесном. Предметная графическая деятельность служит одним из средств познания объекта дизайна. Наглядный образ, воспроизводимый в изображении, соотносится с личным опытом и способствует его обогащению, формируется индивидуальное отношение к творческой разработке. Важно, чтобы на предпроектном этапе уже начальный отбор информации для графического исследования развивал способность к восприятию и осознанию художественно-образного строя.

Графическая работа на предпроектном этапе ведется в форме аналитических зарисовок. Перечислим проектные задачи, решаемые на этой стадии графическими средствами:

-выделение объектов-аналогов;

-художественно-образный анализ объектов-аналогов;


-функциональный анализ объектов-аналогов;

-конструктивный анализ объектов – аналогов;

-морфологический анализ объектов-аналогов (дифференциация формы);

-установление причинно-следственных связей формообразования (детерминация формы).

Таким образом, предпроектный этап - научно-исследовательская работа, в процессе которой осуществляется переход от абстрактного к предметному знанию об объекте проектирования.

Проблемы, с которыми сталкивается студент на данном этапе проектирования «комплекта садового инвентаря»:

1) Начало процесса ознакомления с заданием на проектирование (в данном случае разработка комплекта садового инвентаря) характеризуется тем, что проблема, представленная в словесной форме, не может быть осознана в должной мере, т. к. не наполнена конкретным содержанием. Для меня, как и для любого студента, сложность заключается в способности целостного «схватывания» комплекса требований и формирование проектной проблемы: обеспечение удобства обработки садовых насаждений.

2) Анализируя существующие объекты, тяжело придти к выводам, которые синтезируются знания и дают основание для выработки цели проектирования. Большое значение имеют зарисовки аналогов: во-первых, понимаешь масштаб объектов, его эргономические параметры, во-вторых, начинаешь оценивать пластику аналогов, в-третьих, оцениваешь концепции разработчиков аналогов.

На основании этого этапа я сделала вывод о том, что образные формы представленных образцов (аналогов) составляют негармоничную композицию с потребителем (см. приложение, рис.1,2).