ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова
Составитель ____________________ АккуратоваЕ.С.
I. Методика проектирования в дизайне.
1.1. Основные категории проектной деятельности.
1.5.Технологическая форма вещи.
2. Методика процесса проектирования.
2.1.1. Методика предпроектного изучения проблемы и выработка целевой установки.
2.1.2. Методика этапа творческого поиска - генерирование идей и выдвижение концепции.
2.1.3. Методика этапа доказательства концепции и проверка.
2.2.1. Определение, сущность концепции.
2.2..3. Оценка дизайн - концепции.
2.3. План-график этапов процесса художественного проектирования.
3. Основополагающие принципы и средства художественного проектирования.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова
Кафедра «Промышленный дизайн»
Методика проектирования промышленных изделий
(на примере проектирования комплекта садового инвентаря)
Москва 2014
Рецензент: доктор искусствоведения Яцюк. О.Г.
«Методика проектирования промышленных изделий (на примере проектирования комплекта садового инвентаря)» /сост. Аккуратова Е.С., Амброзевич Ю.А.. – Москва: ФГБОУ ВПО МГХПА им.С.Г.Строганова, 2014 - 34с.
Методическое пособие предназначено для преподавания дисциплины «Проектирование» студентам очной формы обучения по направлению 072500 «Дизайн»
Методическое пособие составлено с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по по направлению 072500 «Дизайн» квалификации «бакалавр» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009г. №780.
Составитель ____________________ АккуратоваЕ.С.
_____________________________Амброзевич Ю.А.
(подпись)
|
Аккуратова Е.С..., 2014 Амброзевич Ю.А. 2014 |
|
ФГБОУ ВПО МГХПА, 2014 |
Содержание
Введение………………………………………………………………... |
3 |
I. Методика проектирования в дизайне……………………………... |
3 |
1.1.Основные категории проектной деятельности……………………… |
3 |
1.2. Проектный образ…………………………………………………….. |
5 |
1.3. Функция вещи………………………………………………………... |
6 |
1.4. Морфология вещи………………………………………………….... |
6 |
1.5.Технологическая форма вещи………………………………………. |
7 |
|
|
2. Методика процесса проектирования…………………………….. |
7 |
2.1.1. Методика предпроектного изучения проблемы и выработка целевой установки………………………………………………………… |
7 |
Проблемы, с которыми сталкивается студент на данном этапе проектирования комплекта садового инвентаря |
|
2.1.2 Методика этапа творческого поиска - генерирование идей и выдвижение концепции…………………………………………………… |
8 |
Проблемы, с которыми сталкивается студент на данном этапе проектирования комплекта садового инвентаря |
|
2.1.3. Методика этапа доказательства концепции и проверка…………… |
11 |
Проблемы, с которыми сталкивается студент на данном этапе проектирования комплекта садового инвентаря |
|
2.2. Концепция………………………………………………………..….. |
13 |
2.2.1. Определение, сущность концепции……………………………….. |
13 |
2.2.2. Оценка дизайн - концепции…………………………………..…… |
14 |
2.3. План-график этапов процесса проектирования……………… |
14 |
План-график этапов процесса художественного проектирования комплекта садового инвентаря…………………………………………….. |
17 |
3. Основополагающие принципы и приемы художественного проектирования…………………………………………………………. |
19 |
3.1. Принципы проектирования |
20 |
Использованные принципы художественного проектирования при разработке комплекта садового инвентаря |
|
3.2. Приемы художественного проектирования.. |
21 |
Использованные приемы художественного проектирования при разработке комплекта садового инвентаря |
|
Заключение |
22 |
Список литературы…………………………………………….……. |
22 |
Глоссарий…………………………………………………………….... |
23 |
Приложение…………………………………………………………… |
24 |
Введение
В своей книге «Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа» Джон К.Джонс писал о формировании методики проектной деятельности в художественном конструировании: «Интерес к методологии отмечается не только в проектировании; он.. ярко проявляется и в других областях промышленной деятельности, таких, как административное управление, технология производства, бухгалтерский учет, сбыт, а также во многих сферах, не связанных с промышленностью: в театре, изобразительном искусстве, музыке, литературе, философии. Естественных науках, библиотечном деле, общественной деятельности, педагогике, военном деле. Новые методы, возникшие в этих областях, известны под такими названиями, как «исследование операций», «анализ трудовых процессов», дисконтирование денежных потоков», «исследование рынка», «система Станиславского», «ташизм» в живописи, «серийная музыка», литература и «потоки сознания», «структурная лингвистика», «науковедение» и «информационный поиск», «групповая динамика», «программированное обучение», «деловые игры» и т.д. Появление новых методов свидетельствует о том, что все мы стремимся найти не только новые приемы, но и новые цели, выйти на новые рубежи. Новые методы направлены на улучшение всей ситуации в целом – с одной стороны, выходя за пределы, которые были доступны традиционным методам, а с другой стороны, проникая в область личного опыта, «внутреннего мира» человека».
I. Методика проектирования в дизайне.
Методика проектирования - основополагающие принципы, методы и средства решения задач применительно к различным видам объектов. Методика проектирования включает принципы и способы анализа проектной ситуации, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им методы создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое, в свою очередь обусловлено ведущей методологической концепцией. Цель методики проектирования - упорядочить и систематизировать конкретную деятельность по выполнению проектных работ с точки зрения общей концепции дизайна. Методика проектирования задает основные категории проектной деятельности, разворачивает логику операционального процесса, анализирует конкретные средства и приемы проектирования в их взаимосвязи с типами и характером проектных задач. Данное методическое пособие составлено двумя авторами. Каждая параграф прокомментирован недавней выпускницей, аспиранткой кафедры «Промышленный дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова. В этих частях методического пособия происходит осмысление трудностей, которые встречаются студенту в процессе проектирования (в данном случае, комплекта садового инвентаря).
1.1. Основные категории проектной деятельности.
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества.
Проектная деятельность: тип деятельности по предварительному определению общих целей и характера деятельности, лежащей в основе всей созидательной, преобразовательной практики и включенный в общую систему производства. Это процесс создания, описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами. Целесообразность проектных решений оценивается на основе требований технического задания, критериев эффективности функционирования объекта, а также общих профессиональных творческих ценностей, принятых в проектной культуре общества. Дизайн, как вид художественного проектирования, объединяет научно-технический подход с художественно-образным подходом к построению модели будущего объекта, созданию его структуры. На всех этапах проектирования самым важным является поиск, формирование и следование проектному образу.
Суть проектной деятельности: с одной стороны, это комплекс знаний и навыков, преобразованные в метод проектирования, который в дальнейшем используется для создания дизайн - проекта; с другой - это мировоззрение проектировщика, его взгляд на объект проектирования и окружающий мир, а также умение обобщать, синтезировать, вычленять существенные взаимосвязи и закономерности и т.д. Образовательными задачами дисциплины «Проектирование» в соответствии с определением сущности художественного проектирования является обучение дизайн - деятельности в рамках методики: 1) ознакомление учащихся с основными областями и объектами профессиональной деятельности дизайнера; 2) ознакомление с задачами и формами анализа на этапе формирования проектной задачи; 3) ознакомление с содержанием и задачами работы дизайнера на этапах дизайн - проектирования; 4) научение специфическим средствам и приемам представления результатов каждого этапа работы дизайн - проектирования; 5) совершенствование проектной графики для применения на различных стадиях учебного дизайнерского проектирования; 6) научение формулировать и реализовывать проектную и формообразующую концепцию.
В результате освоения дисциплины учащийся должен
знать
основные объекты и области дизайна;
основные этапы проектирования, их последовательности, цели и задачи каждого;
основные виды анализа объектов дизайна, их суть и формы представления результатов работы;
основные методы проектной деятельности, которыми он пользуется самостоятельно с учетом специфики объекта;
понятие «концепция» в дизайн - проектировании;
средства и приемы представления результатов работы на всех стадиях и этапах дизайн - проектирования;
и уметь:
проводить теоретические исследования для обеспечения аргументации в формулировке проектной концепции и выбора способа ее реализации;
использовать данные аксиологических и морфологических полей анализа для создания проектной концепции;
проявить знания в области владения методикой дизайн -проектирования в решении поставленных задач;
выбирать адекватные художественно-графические средства для полного и наглядного представления проектных материалов и раскрытия своих творческих возможностей;
отстаивать свои проектные решения;
разрабатывать дизайн - концепции, дизайн - программы и технологии их реализации, проектировать графические комплексы.