Файл: Методичка для конференции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова

Составитель ____________________ АккуратоваЕ.С.

Содержание

I. Методика проектирования в дизайне.

1.1. Основные категории проектной деятельности.

1.2. Проектный образ.

1.3. Функция вещи.

1.4. Морфология вещи.

1.5.Технологическая форма вещи.

2. Методика процесса проектирования.

2.1.1. Методика предпроектного изучения проблемы и выработка целевой установки.

2.1.2. Методика этапа творческого поиска - генерирование идей и выдвижение концепции.

2.1.3. Методика этапа доказательства концепции и проверка.

2.2. Концепция

2.2.1. Определение, сущность концепции.

2.2..3. Оценка дизайн - концепции.

2.3. План-график этапов процесса художественного проектирования.

3. Основополагающие принципы и средства художественного проектирования.

3.1. Принципы проектирования

3.2. Средства художественного проектирования.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова

Кафедра «Промышленный дизайн»

Методика проектирования промышленных изделий

(на примере проектирования комплекта садового инвентаря)

Москва 2014

Рецензент: доктор искусствоведения Яцюк. О.Г.

«Методика проектирования промышленных изделий (на примере проектирования комплекта садового инвентаря)» /сост. Аккуратова Е.С., Амброзевич Ю.А.. – Москва: ФГБОУ ВПО МГХПА им.С.Г.Строганова, 2014 - 34с.

Методическое пособие предназначено для преподавания дисциплины «Проектирование» студентам очной формы обучения по направлению 072500 «Дизайн»

Методическое пособие составлено с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по по направлению 072500 «Дизайн» квалификации «бакалавр» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009г. №780.

Составитель ____________________ АккуратоваЕ.С.

_____________________________Амброзевич Ю.А.

(подпись)

 Аккуратова Е.С..., 2014

Амброзевич Ю.А. 2014

 ФГБОУ ВПО МГХПА, 2014


Содержание

Введение………………………………………………………………...

3

I. Методика проектирования в дизайне……………………………...

3

1.1.Основные категории проектной деятельности………………………

3

1.2. Проектный образ……………………………………………………..

5

1.3. Функция вещи………………………………………………………...

6

1.4. Морфология вещи…………………………………………………....

6

1.5.Технологическая форма вещи……………………………………….

7

2. Методика процесса проектирования……………………………..

7

2.1.1. Методика предпроектного изучения проблемы и выработка целевой установки…………………………………………………………

7

Проблемы, с которыми сталкивается студент на данном этапе проектирования комплекта садового инвентаря

2.1.2 Методика этапа творческого поиска - генерирование идей и выдвижение концепции……………………………………………………

8

Проблемы, с которыми сталкивается студент на данном этапе проектирования комплекта садового инвентаря

2.1.3. Методика этапа доказательства концепции и проверка……………

11

Проблемы, с которыми сталкивается студент на данном этапе проектирования комплекта садового инвентаря

2.2. Концепция………………………………………………………..…..

13

2.2.1. Определение, сущность концепции………………………………..

13

2.2.2. Оценка дизайн - концепции…………………………………..……

14

2.3. План-график этапов процесса проектирования………………

14

План-график этапов процесса художественного проектирования комплекта садового инвентаря……………………………………………..

17

3. Основополагающие принципы и приемы художественного проектирования………………………………………………………….

19

3.1. Принципы проектирования

20

Использованные принципы художественного проектирования при разработке комплекта садового инвентаря

3.2. Приемы художественного проектирования..

21

Использованные приемы художественного проектирования при разработке комплекта садового инвентаря

Заключение

22

Список литературы…………………………………………….…….

22

Глоссарий……………………………………………………………....

23

Приложение……………………………………………………………

24


Введение

В своей книге «Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа» Джон К.Джонс писал о формировании методики проектной деятельности в художественном конструировании: «Интерес к методологии отмечается не только в проектировании; он.. ярко проявляется и в других областях промышленной деятельности, таких, как административное управление, технология производства, бухгалтерский учет, сбыт, а также во многих сферах, не связанных с промышленностью: в театре, изобразительном искусстве, музыке, литературе, философии. Естественных науках, библиотечном деле, общественной деятельности, педагогике, военном деле. Новые методы, возникшие в этих областях, известны под такими названиями, как «исследование операций», «анализ трудовых процессов», дисконтирование денежных потоков», «исследование рынка», «система Станиславского», «ташизм» в живописи, «серийная музыка», литература и «потоки сознания», «структурная лингвистика», «науковедение» и «информационный поиск», «групповая динамика», «программированное обучение», «деловые игры» и т.д. Появление новых методов свидетельствует о том, что все мы стремимся найти не только новые приемы, но и новые цели, выйти на новые рубежи. Новые методы направлены на улучшение всей ситуации в целом – с одной стороны, выходя за пределы, которые были доступны традиционным методам, а с другой стороны, проникая в область личного опыта, «внутреннего мира» человека».


I. Методика проектирования в дизайне.

Методика проектирования - основополагающие принципы, методы и средства решения задач применительно к различным видам объектов. Методика проектирования включает принципы и способы анализа проектной ситуации, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им методы создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое, в свою очередь обусловлено ведущей методологической концепцией. Цель методики проектирования - упорядочить и систематизировать конкретную деятельность по выполнению проектных работ с точки зрения общей концепции дизайна. Методика проектирования задает основные категории проектной деятельности, разворачивает логику операционального процесса, анализирует конкретные средства и приемы проектирования в их взаимосвязи с типами и характером проектных задач. Данное методическое пособие составлено двумя авторами. Каждая параграф прокомментирован недавней выпускницей, аспиранткой кафедры «Промышленный дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова. В этих частях методического пособия происходит осмысление трудностей, которые встречаются студенту в процессе проектирования (в данном случае, комплекта садового инвентаря).

1.1. Основные категории проектной деятельности.

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества.

Проектная деятельность: тип деятельности по предварительному определению общих целей и характера деятельности, лежащей в основе всей созидательной, преобразовательной практики и включенный в общую систему производства. Это процесс создания, описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами. Целесообразность проектных решений оценивается на основе требований технического задания, критериев эффективности функционирования объекта, а также общих профессиональных творческих ценностей, принятых в проектной культуре общества. Дизайн, как вид художественного проектирования, объединяет научно-технический подход с художественно-образным подходом к построению модели будущего объекта, созданию его структуры. На всех этапах проектирования самым важным является поиск, формирование и следование проектному образу.


Суть проектной деятельности: с одной стороны, это комплекс знаний и навыков, преобразованные в метод проектирования, который в дальнейшем используется для создания дизайн - проекта; с другой - это мировоззрение проектировщика, его взгляд на объект проектирования и окружающий мир, а также умение обобщать, синтезировать, вычленять существенные взаимосвязи и закономерности и т.д. Образовательными задачами дисциплины «Проектирование» в соответствии с определением сущности художественного проектирования является обучение дизайн - деятельности в рамках методики: 1) ознакомление учащихся с основными областями и объектами профессиональной деятельности дизайнера; 2) ознакомление с задачами и формами анализа на этапе формирования проектной задачи; 3) ознакомление с содержанием и задачами работы дизайнера на этапах дизайн - проектирования; 4) научение специфическим средствам и приемам представления результатов каждого этапа работы дизайн - проектирования; 5) совершенствование проектной графики для применения на различных стадиях учебного дизайнерского проектирования; 6) научение формулировать и реализовывать проектную и формообразующую концепцию.

В результате освоения дисциплины учащийся должен

знать

  • основные объекты и области дизайна;

  • основные этапы проектирования, их последовательности, цели и задачи каждого;

  • основные виды анализа объектов дизайна, их суть и формы представления результатов работы;

  • основные методы проектной деятельности, которыми он пользуется самостоятельно с учетом специфики объекта;

  • понятие «концепция» в дизайн - проектировании;

  • средства и приемы представления результатов работы на всех стадиях и этапах дизайн - проектирования;

и уметь:

  • проводить теоретические исследования для обеспечения аргументации в формулировке проектной концепции и выбора способа ее реализации;

  • использовать данные аксиологических и морфологических полей анализа для создания проектной концепции;

  • проявить знания в области владения методикой дизайн -проектирования в решении поставленных задач;

  • выбирать адекватные художественно-графические средства для полного и наглядного представления проектных материалов и раскрытия своих творческих возможностей;

  • отстаивать свои проектные решения;

  • разрабатывать дизайн - концепции, дизайн - программы и технологии их реализации, проектировать графические комплексы.