Файл: Методичка для конференции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова

Составитель ____________________ АккуратоваЕ.С.

Содержание

I. Методика проектирования в дизайне.

1.1. Основные категории проектной деятельности.

1.2. Проектный образ.

1.3. Функция вещи.

1.4. Морфология вещи.

1.5.Технологическая форма вещи.

2. Методика процесса проектирования.

2.1.1. Методика предпроектного изучения проблемы и выработка целевой установки.

2.1.2. Методика этапа творческого поиска - генерирование идей и выдвижение концепции.

2.1.3. Методика этапа доказательства концепции и проверка.

2.2. Концепция

2.2.1. Определение, сущность концепции.

2.2..3. Оценка дизайн - концепции.

2.3. План-график этапов процесса художественного проектирования.

3. Основополагающие принципы и средства художественного проектирования.

3.1. Принципы проектирования

3.2. Средства художественного проектирования.

2.1.2. Методика этапа творческого поиска - генерирование идей и выдвижение концепции.

Дизайн–процесс – это этап творческого поиска, отражающий способность к продуктивной деятельности. Реализуется он через ступени генерирования идей и выдвижения концепции, и здесь задачи проектирования решаются в соответствующих им формах графического познания. Знания, полученные на предпроектном этапе, в состоянии эмоционального подъема и волевых усилий преобразуются в первые образные представления, воплощенные их в эскизах. Ведется напряженная графическая работа, представления об объекте разработки последовательно дополняются, расширяются, конкретизируются.

Ступень генерирования идей служит базой для выбора ведущего направления проектного поиска. В обучении с этой целью выдается клаузура - кратковременное графическое задание, выполняемое без консультации педагога. Клаузура обычно проводится после знакомства с проектным заданием и выполняется в состоянии информационного дефицита, что не умаляет ее значения, т.к. проведенная в состоянии ограниченного знания она активизирует аутентичный опыт общения с окружающим миром.

Клаузура, в отличие от предпроектного графического исследования, - ступень творческого процесса, вмешательство в который невозможно. Она требует действий на большом эмоциональном подъеме. Здесь находит выход эмоционально-образное отношение к проектной проблеме, которое может быть выражено через ассоциативную связь и на первый взгляд не иметь прямого отношения к объекту разработки. Это первичное образное представление об объекте.

Действия по генерированию идей должны завершиться нахождением ведущего образа в эскиз-идее, определением проектной гипотезы (например: проблема будет решена, если….) От клаузуры она отличается тем, что не только протекает интуитивный творческий поиск, но и организуется исследовательский процесс.

В учебном проектировании первоначальные представления проектного замысла в эскиз-идее близки к клаузурному решению.

Поиск эскиз-идеи можно считать состоявшимся, если произошел переход от обобщенных представлений к теоретическому осмыслению проблемы, на что указывают оперирование более сложными пространственными образами и формирование новых эстетических качеств объекта проектирования.

Следующая ступень этапа творческого поиска - формулирование проектной концепции. В предметной графической деятельности она реализуется в форме вариантного экизирования и завершается форэскизом. Если клаузура - это образ на основе подсознания, а эскиз-идея - образ и начало анализа, то вариантное эскизирование - это развитие рабочей гипотезы, представленной в эскиз-идее. Проектная задача, решаемая в вариантном эскизировании, - поиск организация в «общих массах» проектируемого объекта: нахождение пропорциональных и структурных отношений, за которыми на следующем этапе последует детализация элементов проектной формы. Происходит деление проблемы на серию задач, которые студент решает графически, т.к. существенное значение имеет какие пластические изменения претерпевает образ эскиз-идеи.


Студент решает три основные задачи в процессе развития проектного образа - это:

- композиционно-образная система объекта;

- морфологическая система объекта (функция, эргономика, технология и конструкция);

- поиск композиционно-морфологической системы.

В ходе вариантного эскизирования сравниваются альтернативные решения, знания о проектном замысле систематизируются и наполняются смыслом. Эскиз - это обобщенный образ решения проектной проблемы, и эскизирование как процесс, т.е. движение к результату, носит прерывный характер. Это проявляется в том, что, во-первых, при изменении одного из условий возникает новое эскизное предложение, во-вторых, - по своей сущности он носит не доказательный, а поисковый характер.

В силу этого фаза первичного эскизирования требует подведения итога поисков; среди множества вариантов выбирается одно эскизное решение и формулируется проектная концепция, которая наглядно отображается в форэскизе проекта. На этой ступени завершается творческий поиск.

Форэскиз можно охарактеризовать как нахождение логико-теоретического эквивалента художественно-образного выражения эскиз-идеи. Здесь переход к конкретизации замысла требует более точного изображения - обращения к дизайнерскому чертежу. В отличие от эскиз-идеи проекта, форэскиз предполагает более глубокую графическую проработку. Суть этой конкретности - не в формальном применении сравнительно сложной и доказательной графически, а в более полном и информативном изображении деталей объекта. В проектной концепции достигается гипотетическое состояние художественно-образного и логико-теоретического единства проектной проблемы, и форэскиз является графическим выражением этой согласованности.

Проблемы, с которыми сталкивается студент на данном этапе проектирования «комплекта садового инвентаря»:

2) Первое образное представление о комплекте неконкретно, и необходимо достаточно убедительно владеть языком графики для его выражения, что на первых курсах достаточно проблематично.

3)Здесь находит выход эмоционально-образное отношение к проектной проблеме, которое выражается через ассоциативную связь и не имеет прямого отношения к объекту разработки (например, представить оборудование как продолжение человеческого тела).

4)На этапе эскизов-идей, после клаузур, эскизы отличаются некоторой «некрасивостью». Это, видимо, говорит о том, что образные представления пока не оформились в осмысленную наглядную форму. У студентов первых лет обучения нет сложившейся культуры графических навыков. Для него внове и сам проектный процесс, и графические средства выражения проектной идеи. Я, как и все студенты, испытывала трудности не столько в том, чтобы найти идею, но прежде всего в умении ее оформить.


Однако, на этом этапе, опираясь на логическо-эмоциональное заключение сбора материалов, мной была найдена концепция «комплекта садового инвентаря», заключавшаяся в антропоморфной морфологии объектов проектирования (см. рис.3,4,5 Приложения).


2.1.3. Методика этапа доказательства концепции и проверка.

Этап творческой разработки включает ступени разработки и обоснования концепции. Глубина и длительность ее зависят от сложности проектной проблемы: количества условий, которые необходимо удовлетворить. Графическое исследование объекта проектирования здесь можно охарактеризовать как визуально-логическую разработку форэскиза, его обоснование с привлечением дополнительной научной и технической информации, т.е. углубление замысла. На этом этапе происходит окончательная согласованность композиционной и морфологических структур проектного образа, в отличие от концептуальной стадии, где преобладает гипотетическая структура, поэтому дизайнер переходит к более доказательной графике.

Этап творческой разработки предполагает целый ряд специфических графических навыков и умений, которые в процессе обучения должен приобрести студент. Если на стадии творческого поиска преобладает эскиз-рисунок, то на третьем этапе проектирования ведущими становятся дизайнерский эскиз-чертеж и дизайнерский чертеж. Информация, обрабатываемая в этом виде графики, разнообразна - от наглядной формы проектного образа, сформированного в системе проекционных связей, до ее

трехмерного изображения в перспективе, от определения пространственного положения проектируемого объекта в среде до отображения его фрагментов.

Отличительной чертой дизайнерских чертежей является особая техника исполнения, в которой за логически выверенным линейным построением присутствуют авторский взгляд на поставленную задачу и ее художественно-образная трактовка. Этим тесно связанным с художественной графикой и черчением видом графики, именуемым в дизайне проектной графикой, должен владеть студент для убедительной разработки и обоснования проектной концепции.

Разработка концепции начинается с того, что детально рассматриваются и сопоставляются с форэскизом функциональные условия, попутно намечается блок технико-конструктивных требований. Охватываются все подсистемы объекта, независимо от того какая из них оказалась ведущей при формулировании проектной концепции. Например, это может быть уточнение технологических факторов, что потребует детальной нюансной проработки формы и соответственно более глубокого графического анализа. Возможна также конкретизация пластики формообразования, обусловленная способом изготовления: определение технологических разъемов, ребер жесткости в будущем изделии, что вновь согласуется с композиционным замыслом. Конструктивные и эргономические требования при их логической обработке и сопоставлении с концепцией форэскиза также могут потребовать корректировки формы для достижения художественно-композиционной и логико-математической целостности.


Все уточнения ведутся в пользу одного варианта и сохранения проектной концепции. Такой метод последовательных уступок и приближений приводит к целостному проектному образу, основанному на систематизации образного и логико-теоретического в решении проектной проблемы. Для дизайнера проектный образ раскрывается в художественно-образной выразительности объекта, в осознании принципов и закономерностей формообразования.

После разработки всех подсистем объекта и выполнения серии эскизов-чертежей студент приступает к обоснованию концепции - разработке проекта. Выполняется комплекс чертежей объекта в масштабе, проставляются размеры, проектная концепция логически обосновывается (см. рис. 3,6-13).

Проблемы, с которыми сталкивается студент на данном этапе проектирования «комплекта садового инвентаря»:

Самое важное на этом этапе - это не потерять образности и выразительного строя, индивидуального отношения, которое может раствориться в чертежных изображениях.Для этого важно иметь весь изобразительный эскизный материал, который накопился к этому этапу.

Заключительный этап включает ступени доказательства и проверки концепции. Эта стадия требует оформления всего комплекса проектной документации: графической части, макетной, пояснительной записки. И здесь графическая репрезентации проектной разработки призвана стать проверкой приобретенного опыта и знаний, т.к. именно визуальная форма объективно раскрывает осознание всего проектного процесса. Важно, чтобы дизайнер поставил проектный образ в новые отношения - коммуникации/общения - и увидел свою разработку глазами потребителя, главного лица, которому этот образ адресован.

На заключительной стадии проектирования студенту требуется решить ряд задач в графической форме, чтобы убедительно раскрыть замысел и сущность проблемы.

Проблемы, с которыми сталкивается студент на данном этапе проектирования «комплекта садового инвентаря»:

И здесь необходимо научиться учитывать ограничения, обусловленные сложившимися требованиями к графике - лаконичность, точность, доказательность изображения и художественно-образный подход, побуждающий к эстетическому восприятию проектного образа. Сложности состоят не столько в отсутствии графических навыков, сколько в отсутствии умения вести графический рассказ о проектном образе.