Файл: Лазарева. Основные направления социальной политики государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 332

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные направления социальной политики государства.

3. Государственно-правовые основы социальной работы.

4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).

5. Становление и развитие системы общественного призрения

6. Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.

7. Медико-социальные основы социальной работы.

8. Технологии социальной работы: понятие, классификация, специфика.

10. Социальное консультирование.

11. Социальная адаптация.

12. Социальная реабилитация

13. Социальная профилактика.

14. Социальная диагностика.

15. Социальная терапия.

16. Технологии разрешения конфликтов.

17. Семья как объект социальной работы: социальные проблемы, социальные службы, социальная защита семьи.

18. Технология социальной работы с семьей

19. Инвалидность как социальная проблема: трудоустройство и быт инвалидов, инвалидность и ее виды.

20. Правовые основы социальной защиты инвалидов.

22. Социальная работа с пожилыми людьми: социальное обслуживание и обеспечение, социальное положение и психологические особенности пожилых людей.

24. Социальная работа с молодежью

Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью

1.2. Принципы и методы социальной работы с молодежью

24. Социальные проблемы детства.

25. Социальная защита детства.

Стандарты социальной защиты детства

Опека и попечительство как формы защиты детства

Социальная защита детей в сфере образования

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства

Материально-экономическая база защиты детства

26. Социальная поддержка малообеспеченных и бездомных. Меры социальной поддержки малообеспеченных семей

Социальная помощь лицам без определенного места жительства и занятий

Порядок и условия социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.

Порядок и условия оплаты предоставленных услуг.

27. Проблема бездомности и пути её решения.

30. Профессиональный портрет социального работника

31. Понятие и основные направления социального управления

2. Функции управления

      1. 29. Социальная защита интересов женщин: социальное положение женщин в россии

Проблемы женского труда.

В соответствии с законом запрещено применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда.

Однако в действительности на тяжелых и вредных работах работают и женщины. Практические проверки нередко выявляют нарушения закона в отношении женщин.

С 1992 г. запрещено привлечение женщин до 35 лет к работам связаным с ядохимикатами, пестицидами и дезинфицирующими средствами.

Что касается структуры профессиональной деятельности в целом, то можно сказать, что она стихийно воспроизводит стереотип «женского предназначения». Так называемые «женские профессии» сформировались путем вынесения традиционных женских занятий в семье в роль профессиональных. Подавляющая часть женщин работает в торговле и общественном питании, здравоохранении и социальном обеспечении, народном образовании, в сфере культурного обслуживания. Аналогичная ситуация в промышленности: женщины преобладают в таких ее отраслях, как легкая и пищевая, фармацевтическая, швейная, прядильная и т. д. Причем здесь много профессий и рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями, а престиж и оплата труда невелики. В среднем по народному хозяйству заработная плата женщин более чем на треть ниже, чем у мужчин.

Женщины и политика.

На руководящей работе в России преобладают мужчины. Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития.

Результаты социологических исследований показывают, что женщинам отводятся должности (в лучшем случае) второго, а как правило, третьего плана, связанные преимущественно с исполнительскими и техническими функциями.

Здоровье, рождаемость, беременность.

Продолжительность жизни традиционно считается главным индикатором физического состояния населения.

В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза ее утратить, низкий доход на душу населения, плохое жилье и питание, скверная вода и загрязненный воздух, вредные привычки и т. д. Многие инфекционные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин, в том числе и те, что передаются половым путем (протекают дольше и тяжелее в 6 раз). В последние годы возросло число заболевших сифилисом и другими венерическими болезнями, на пороге — вспышка СПИДа. По потреблению алкоголя и табака наши женщины стали догонять мужчин.


Падает рождаемость. Из каждых 26 женщин детородного возраста рожает только одна, и, как правило, это работающие женщины. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает их трудиться в любых условиях, в том числе вредных и опасных, в ущерб собственному здоровью и здоровью своих детей.

В последние годы существенно ухудшилось состояние здоровья беременных женщин.Психические и моральные травмы утяжеляют течение беременности и родов. Женщины с трудной судьбой чаще производят на свет маловесных, слабых детей; они менее внимательны к своему здоровью. Уменьшается чмсло нормальных родов и не снижается материнская смертность, увеличивается число молодых женщин с проблемой зачатия и вынашивания ребенка.

Быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подросткового материнства», что также негативно отражается как на здоровье новорожденного, так и на здоровье матери.

Проблема занятости женщин.

При переходе к рыночным отношениям произошли крупные изменения в среде занятости всего населения, включая женщин.Их положение на рынке труда, определяется потребностью в работе, спросом на труд данной социально-демографической группы, конкурентоспособностью женской рабочей силы, уровнем ее квалификации, способностью к перемене места работы, профессии, режима труда, формы собственности, а также системой социальной защиты населения в трудовой среде.

Представление о женском лице безработицы сложилось в 1992 г., когда женщины преобладали среди зарегестрированных безрботных.

Основные причины, по котрой женщине отказывают в трудоустройстве: необходимость предоставления материнских льгот, ограничения на вредный и тяжелй труд, деликатно формулируемая причина «несоответствия профессионально- квалификационных и социально- экономических характеристик женской рабочей силы предъявляемым требованиям», что фактически подрузамевает , что женщина менее профессиональна, умна и логична, чем ее колнга- мужчина.

Наиболее остро сейчас стоит проблема трудоустройства женщины препенсионного возраста, кооторые вообще не могут найти работу.

Для зарубежных работодателей имеет значение и еще один фактор, который почти не отражен нашими соотечественниками: они считают, что женщина в принципе не должна работать.

Трудоустройство незанятых женщин, ищущих работу, во многом зависит от состояния региональных рынков труда.


Таким образом на женскую безработицу влияют демографические, социально-экономические и региональные факторы, которые необходимо учитывать при разработке программ занятости.

Насилие над женщинами.

К сожалению, формы насилия в отношении женщин стали весьма разнообразными — сексуальные преследования на рабочем месте и в семье, принуждение к проституции, изнасилование, убийство на сексуальной почве, торговля «живым товаром».

Насилие в семье- это не только и е столько избиения в пьяном бреду, с похиелья, но и оскорбления, психологическое подавление, унижение, изоляция, экономическая зависимость.

Проблемой остаются серийные убийства на сексуальной почве, похищения и перепродажи в притоны.

Все эти широко распространенные случаи насилия еще раз подтверждают, что женщина занимает подчиненное место и чаще всего является жертвой в обществе, что, естественно, сказывается на ее физическом и психическом состоянии. Кардинальные меры, способные оградить женщин от сексуального насилия возможны только при стабилизации социально-экономической обстановке в стране,при более эффективной законодательная защите, при конотроле за соблюдением законов. Помощь могут оказать кризисные центры, аноеимные телефонные службы, в психологических, медецинских и юридических консультациях по поддержке женщин.


      1. Государственная политика по улучшению положения женщин.

      2. Активный рост доли женщин в составе рабочей силы сопровождается разработкой нормативных актов, устанавливающих соответствующие международные стандарты условий труда и охраны здоровья женщин. В России правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) и касаются как охраны здоровья женщин-матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей.

К нормам в сфере труда относятся: запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей (ст. 160); ограничение труда женщин на работах в ночное время (ст. 161); установление облегченных условий труда беременным женщинам (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, перевод на более легкую работу— ст. 161-164).

Для женщин-матерей: запрещено ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет(ст. 162) и женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет(детей инвалидов до 16 лет).

Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком: могут работать неполный рабочий день, дома с охранением получения пособия, в период, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (167); установленны перерывы для кормления ребенка, которые оплачиваются по среднему заработку (ст.169); на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей (ст. 172); по просьбе женщин, имеющих детей ло 14 лет, администрация обязана установить им неоплный рабочий день или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях производиться пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки без ограниченний в отношении стажа работы и продолжительности отпуска(ст.49); жен. Имеющие детей в возрасте до 3 лет а одинокой матери до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении : запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей.

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организации обучения по специальным программам и другими мерами (ст. 13).


Предусматриваются квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов (п. 12).

Указ Президент «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» от 4 марта 1993 года, направлен на обеспечение одинаковых условий для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, свободного выбора самореализации женщин во всех областях деятельности. Улучшение положения женщин признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

Успешной ее реализации могут способствовать, во-первых, меры по созданию иной системы образования, ориентированной на повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, привлечение женщин в образовательные учреждения с целью совершенствования базовой подготовки, повышения квалификации, освоения новых профессий. Во-вторых, система экономического стимулирования, поощрения предприятий всех форм собственности, сохраняющих и создающих рабочие места для женщин, в том числе реализация возможности работать неполный рабочий день. В-третьих, создание специальных консультационно-правовых служб, центров социально-психологической адаптации, специальных банков данных о рабочих местах для женщин в службах занятости. В-четвертых, поддержка женского предпринимательства социальными, экономическими мерами. В-пятых, организация и развитие социальных услуг, позволяющих женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством расширения сети учреждений по уходу за детьми. В-шестых, развитие сферы социального обслуживания населения.

В целях осуществления общегоссударственной политики у отношении жен., укрепления семьи, обеспечения выживания, защиты и развития детей образована общественная комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии При Президенте России.

Работа по укреплению национального механизма, обеспечивающего равные права и возможности, ликвидацию дисквалификации в отношении женщин, охватывает все уровни и ветви власти в Российской Федерации. Органам исполнительной власти было рекомендованно разработать и утвердить региональные программы по улучщению положения женщин.