Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2024

Просмотров: 902

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Функции педагогической системы: развивающая, психотерапевтическая, художественно-педагогическая, эколого-педагогическая, этнопедагогическая.

Принципы создания системы:

1. Принцип учёта специфики столичной художественной, социокультурной и экологической среды.

2. Принцип опоры на традиции отечественной культуры и, прежде всего культурно-исторические традиции Москвы - столицы российского государства.

3. Принцип опоры на традиции этнопедагогики (воспитание в разновозрастных группах, передача традиций по принципу “от старшего - к младшему”, освоение традиций в процессе синкретичной практической деятельности, обращение в процессе воспитания детей к природе как источнику красоты, здоровья, жизненной энергии).

4. Принцип реализации психодиагностических и психокоррекционных возможностей искусства в процессе художественно-экологической деятельности ребёнка.

5. Принцип преемственности дошкольного и школьного уровней педагогической системы.

6. Принцип интеграции различных видов художественной, игровой и бытовой деятельности детей.

7. Принцип взаимосвязи педагогов, наставников, родителей, учреждений культуры и искусства, народных мастеров в художественно-экологическом развитии и оздоровлении дошкольников.

Основное содержаниепедагогической системы составляют русские народные сказки о природе и животных, интегрированные с музыкальными произведениями, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, развивающими играми, экологией.

Значение сказок для становления и развития личности ребёнка раскрыто, как известно, в педагогических сочинениях Ушинского, Л.Н. Толстого и других светочей русской культуры и педагогической мысли. В психологических исследованиях Б. Беттельхейна, Л.С. Выготского, Р. Гарднера, А.В. Запорожца, К. Юнга и других учёных раскрыты возможности сказок и сказочных образов в детском психоанализе, психодиагностике и психокоррекции. Особого внимания в этом контексте заслуживает, на наш взгляд, работа К.Г. Юнга.

Петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайловым создан метод сказотерапии, нацеленной на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).


Основная цель сказкотерапии - духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его духовной гармонии. Забота о Душе (в переводе с греческого) - и есть терапия.

Психологами разработаны различные методики ана­лиза детских сказок, методика "раскрась свои чувства" и "карта на­блюдений". С ее помощью можно обобщить материалы наблю­дений, сделать выводы, определить и показать эффективность работы педагога.

Психолого-педагогический потенциал сказок определяется такими их свойствами, как:

- отражение многообразных существующих в реальной жизни причинно-следственных связей;

- отсутствие жёсткой персонофикации сказочных героев, позволяющее детям идентифицировать себя с ними;

- концентрация народной мудрости, воплощение народной картины мира;

- отражение ценностей и “антиценностей” народной жизни: представлений о добре и зле, трудолюбии и лени, правде и кривде, красоте и уродстве, уме и глупости, смелости и трусости, скромности и хвастовстве (природа во многих сказках “реагирует”, как бы оценивает те или иные поступки и качества сказочных героев);

- концентрация архетипических образов русской традиционной художественной культуры (на таких образах построена и художественно-образовательная система начальной школы “Русская традиционная художественная культура).

- в сказках нет дидактики, нравоучений, определенности места и времени действия;

- сказка намекает на то, как надо поступать в реальной жизни, как выходить победителем из сложных ситуаций, как побеждать зло.

В сказке никто не учит ребенка "жить правиль­но". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

"В некотором царстве, в некотором государстве"... Нам как будто дают по­нять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за триде­вять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, на­сколько близко к себе нам захочется принять сказочную историю.

Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от собы­тий, происходящих в сказке, Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Брянск.

Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев по­вторяются из сказки в сказку; Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.


В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые пережи­вает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом - все это "закоди­ровано" в образах сказки.

Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора; от простого - что выбрать из одежды, до жизненно важного - как жить дальше, На приме­ре судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, ко­торый наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую сказку он может понять по-разному... Часто дети про­сят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятию, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный мо­мент и помогает ему понять важные для себя вопросы.

Благодаря многогранности смыслов, одна и тоже сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы,

Например, сказка "Колобок",3-5-летний: ребенок, для которого важ­но понять многое самому без помощи родителей (самому есть, идти по улице без руки родителя и т.д.), и который считает себя достаточно взрослым, для такого ребенка может быть важно проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений. Для подростка, который исследует дру­гих людей и их реакции по отношению к себе, полезно будет узнать, какие типы людей существуют и как можно себя с ним вести: как строить контакт с "Зайцами", "Медведями" и "Лисами''. Взрослый человек, который понимает смысл происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины н следствия поступков всех героев сказки.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окру­жающего мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие дет­ские вопросы ставят воспитателей и родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему происходит так, как происходит, и что такое "хорошо, а что такое плохо" Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуа­ции, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира и в зависимости от этого ребенок будет восприни­мать различные ситуации и действовать различным образом.


Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство пси­хологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчи­вается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю ге­роев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все ис­пытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Сказкам свойственны тайны и волшебства. Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок "вживляется'' в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушев­ленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать самому на место другого, почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощу­тить многогранность Мира и свое Единство с ним.

Итак, сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством.

В русле нашей концепции особенно важно, что сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа. Африканские сказки непохожи на русские или французские, вос­точные сказки отличаются от европейски.

Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли.Причем, в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части све­та, Это, в свою очередь может помочь ребенку научиться понимать людей, жи­вущих в других странах.

Скажи - заме­чательное средство для того, чтобы ребенок и взрослый могли постиг­нуть внутренний мир и образ мыслей своего народа и народов других стран.

Народные сказки тоже имеют своего автора - это интерпретатор и соста­витель сборника. В разных изданиях одна и та же сказка может иметь разные оттенки. В настоящее время существует множество сборников народных ска­зок в обработке различных авторов.

Авторские сказки отражают взгляд писателя на мир. Эмоциональный фон, сюжет и линии развития главных героев во многом зависят от особенностей личности автора. Читая авторскую сказку, ребенок воспринимает жизненный и психологический опыт писателя, который может нести как радость и на­дежду, так и разочарования и недоверие к Миру.


Сказки делятся на несколько групп:

  1. сказки о животных;

  1. сказки о взаимодействии людей и животных;

  1. сказки-притчи;

  1. бытовые сказки;

  1. сказки-страшилки, истории о нечисти,

  1. заветные сказки;

  1. волшебные сказки и другие.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифи­цируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

В настоящее время исследованием сказок-страшилок и детской субкуль­туры занимается психолог М.Осорина. Скази-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны, при работе над детскими страхами.

В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Главный герой появляется на свет, растет достигая некоторого возраста, отправляется в путь, встреча­ет новых друзей, совершает подвиги, достига­ет своей цели; возвращается домой уже в но­вом качестве. Можно предположить, что в сказке дается не только описание жизнен­ного пути главного героя, но и в образной форме рассказывается об основных этапах развития личности.

Психологи выделяют несколько этапов развития сказочного сюжета, которые пере­кликаются с этапами формирования личности человека.

1. Происхождение главного героя. Его жизнь, развитие в отчем доме

На этом этапе мы знакомимся с героем: узнаем, в какой семье он родился, в какой ситуации оказался; мы узнаем, кто родители героя и каковы взаимоот­ношения между ними. Главным героем может быть человек любого социаль­ного положения: это и царевич, и солдат, и крестьянин, и купец... На первом этапе может содержаться информация о личностных и интеллектуальных осо­бенностях героя: он может быть умен не по годам, или "вовсе дураком". Так или иначе, у читателя формируется предчувствие того, что главный герой обладает какой-то "изюминкой", которая пока видна не всем, но впоследст­вии станет причиной удивительных приключений героя.