Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 783
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Пластические импровизации на тему сказок.
Методы диагностики эффективности педагогической системы:
- психологические методики: карта наблюдений “Личностный профиль ребёнка”, “Сказочный дом”, “Раскрась свои чувства”, “Дом, дерево, человек”, “Моя семья”, “Несуществующее животное”, “Царевна - лебедь”, “Иван - царевич”.
- Анкетирование родителей.
- Наблюдение и анализ занятий и праздников.
- Анализ творческой деятельности детей.
Лавренкова И.Н.
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
№ |
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
“В гостях у красавицы Осени”
|
|||
1. |
“Курочка-Ряба” |
“Гуси-лебеди”
|
“Кот, петух и лиса” |
2.
|
“Репка”
|
“Маша и медведь” |
“Крылатый, мохнатый да масляный” |
3.
|
“Колобок” |
“Петушок и бобовое зернышко”
|
“Хаврошечка” |
“В гостях у красавицы Зимы”
|
|||
4.
|
“Заюшкина избушка” |
“Теремок” |
“Зимовье зверей” |
5.
|
“Коза и семеро козлят” |
“Руковичка” |
“Котофей-Котофеевич” |
6.
|
“Снегурочка и лиса” |
“Девочка Снегурочка” |
“Морозко” |
“В гостях у красавицы Весны”
|
|||
7. |
“Теремок”
|
“Смоляной бычок” |
“Сивка-Бурка” |
8. |
“Заяц-хваста”
|
“Жихарка” |
“Царевна-лягушка” |
9. |
“Чудесный мир сказки” |
“На зеленом лугу” |
“Что за прелесть эти сказки”
|
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
(этапы, формы и методы работы со сказкой)
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
(знакомство со сказкой)
Педагогические задачи:
1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
2). Активизировать словарь через диалоговую речь.
3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.
4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д.
Мотивация:
1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - «О чем эта сказка? Давайте заглянем?»).
2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.
3). Загадка. «Поищем отгадку в сказке».
Приемы и методы (рассказываем сказку):
1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т. п.)
2). Герой сказки (игрушка).
3). Волшебный сундучок («рассказывают» предметы).
4). Фланелеграф (рассказываем и показываем).
5). Настольный театр, кукольный театр би-ба-бо.
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
(развивающие и дидактические игры по содержанию сказки)
Педагогические задачи:
1). Формировать у детей умение выполнять задание в соответствии с сюжетом сказки.
2). Приобщать детей к работе парами, малыми группами, командами.
3). Активизировать творческие способности детей через развивающие и интеллектуальные задания.
Мотивация:
1). Письмо-задание.
2). Карта-путешествие.
3). Герой сказки - игрушка (продолжаем путешествовать по сказке).
Методы и приемы:
1). Красочно оформленные столы и стенды.
2). Путешествие по маршруту карты (выполняем задания по этапам).
3). Викторина по содержанию сказки (индивидуальная, групповая).
4). Работа группами в командах (соревнование).
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
Педагогические задачи:
1). Развивать у детей творческое воображение, желание создать собственное художественное произведение по известному материалу.
2). Формировать у детей эмоциональный отклик к совместной групповой работе.
Мотивация:
1). Билет на художественную выставку или в театр.
2). Герой сказки - игрушка (новая история с элементами сюрприза).
Методы и приемы:
1). Иллюстрации по сказке (портрет героев или рисунок по сюжету).
2). Декорации к сказке (теневой или плоскостной театр).
3). Элементы костюмов.
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
(театрализованные игры)
Педагогические задачи:
1). Формировать у детей эмоциональную реакцию на творческие, разнообразные отклики на прочитанное.
2). Активизировать детей к самостоятельному творческому поиску.
3). Дать представление о многообразии выразительных средств, видов и форм театрализованной деятельности.
4). Формировать речевую активность.
Мотивация:
1). Приглашение или афиша.
2). Билет в театр.
3). Герой сказки приглашает.
Методы и приемы:
1). Все виды театрализованных игр - фланелеграф, настольный театр игрушек, кукольный театр би-ба-бо, теневой театр, пальчиковый театр и т. д.
2). Пластические импровизации (импровизационный театр «Угадай, кто это?»).
3). Театрализация отрывка сказки или всего произведения.
«В гостях у сказки»
Структура развлекательно-познавательного занятия
для детей дошкольного возраста
Название
Цель:(четкая, конкретная) зачем?
Педагогические задачи:(развивающая, воспитательная, обучающая).
Предварительная работа: знакомство со сказкой, работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, открыток и т. д.), знакомство с устным народным творчеством на занятиях и др.
Оборудование:оформление зала или группы, инвентарь, наглядный материал.
Литературный ряд:сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. д.
Музыкальный ряд:классические, народные, эстрадные музыкальные произведения; шумы леса; релаксационная музыка.
Зрительный ряд:репродукции картин известный художников, фотоматериал, выставки книг, открыток и т. д.
Организационный момент: организация начала занятия, психологический настрой воспитанников (необходимо создать интересную, творческую обстановку).
I часть. Зачин
Вступительное слово ведущего(воспитателя): в котором он определяет тему занятия (что мы будем делать? куда отправимся в гости? кого ждем в гости?) или интригу сюжетного хода (неожиданный гость, таинственное письмо или посылка, волшебный сундук и др.)
II часть. Повествовательная
Трехкратное повторение по сюжету сказки
с разнообразными развивающими играми и творческими заданиями.
1 сцена. Интеллектуальное задание «Играем со сказкой».
Развивающие игры и задания, связанные с закреплением ЗУН основных видов образовательной деятельности детей дошкольного возраста (ЭМП, развитие речи, ознакомление с окружающим и др.).
Задания обобщающего и систематизирующего характера по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть интересными и посильными для каждого воспитанника.
Задание выполняется индивидуально или коллективно.
2 сцена. Изобразительное задание «Рисуем сказку»
Задания, связанные с закреплением материала, пройденного ранее на занятиях по изобразительными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Задание выполняется группам или командами.
3 сцена. Творческое задание «Играем сказку»
Задания и творческие игры, связанные с музыкально-творческими видами деятельности (музыка, пластика, театрализация).
Творческие задание выполняются коллективно (музыкально-пластические импровизации, театральные игры-этюды) или группами (театрализованные игры, постановки).
Кульминация. Сюжетная развязка
III часть. Заключительная
Вот мы добрались до финала сказки.