Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2024

Просмотров: 819

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Для проведения занятия поможет медитативная музыка природы «Звуки леса», пословицы, поговорки о силе, хитрости. Педагог напоминает детям, что сказку можно прочитать, выразительно рассказать, можно и спеть и раздает персонажей сказки, чтобы отправиться в гости.

Рассматривая изображения героев и задавая наводящие вопросы, педагог помогает детям раскрыть характер, образ каждого персонажа: - Медведь какой? - большой, зимой спит.

Задания:

- сочинить историю-песенку про каждого героя сказки и пропеть ее.

- пофантазировать на тему «Какой колобок?» (желтый, круглый и т. д.)

Можно использовать на занятиях игры с мячом.

Сказка «Репка»

Задание:попытаться оживить (озвучить) двор: помяукать, полаять...

Педагог спрашивает, где растет репка (в огороде) и какие звуки мы можем услышать войдя в огород (пугало, жучка).

На примере этой сказки можно помочь детям освоить высоту, силу звука и длительность, а также научиться различать голоса по тембру:

- Какой голос у внучки? - средний

- А у мышки? - высокий

- А у кого выше (ниже)?

Задания:

- спой самым высоким (низким) голосом.

- Дети, кто это? - Дедушка.

- Почему?

Педагог беседует с детьми о том, что у одного и того же человека может быть и веселый и грустный голос. Почему подумайте?

- Веселый, когда дед увидел репку, а грустный - репку не смог вытащить.

Задание:

- почему у внучки грустный (веселый) голос? (грустный, потому что хотелось играть, а бабка позвала работать в огороде и др.).

Сказку «Репка» можно использовать для ознакомления детей с нотной грамотой.

«Репка» - это нотка;

5 грядок - это нотный стан:

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

7 «репок» - это нотки, которые посеяли на разные грядки.

Сказка «Гуси - лебеди»

Все звуки рождаются из природы, на примере этой сказки мы знакомим детей художественными образами природы: вода, воздух, огонь, земля. Перед началом занятия дети вместе с педагогом рассматривают картину В. Васнецова и «вслушиваются» в звуки природы, используя медитативную музыку: голоса птиц и звуки леса.


Отправляемся в сказочный лес и послушаем «как он звучит», для этого постараемся расслабиться и принять позу «кучера»: ноги расставили, руки вытянули, голова опущена.

У каждого ребенка в руке спрятана птичка - свистулька, которая поможет услышать голоса птиц. Педагог разговаривает с детьми о том, что птички в лесу летают разные, у них красивые и разныеголоса.

Задание :

- чья птичка пропоет дольше (не набирая воздух 2- й раз);

- у какой птички красивей голос? (зажимая пальчиком дырочки, ребенок играет на дудочке).

Педагог продолжает: «Есть птички, которые летают стаями. Вот летит стая гусей: папа, мама, гусенок - (дочка, сыночек). Представьте себя каким - то гусем из стаи, а я буду вожаком».

Игра «Гуси-гуси».

(Игра по тембру, по высоте голоса, по настроению.)

Вожак: Гуси, гуси!

Маша: Га - га - га!

Педагог: В какого гуся превратилась Маша?

Дети: В маму (дети определяют по тембру голоса)

Задание :

- сочинить «Колыбельную» для Иванушки, песенку для батюшки.

Работая над внедрением экспериментельной программы, мы обратили внимание, что дети с большим удовольствием участвуют в музыкальных занятиях. Все активнее откликаются на творческие задания. Повысилась усвояемость учебного материала, больше стало импровизаций, которые не заканчиваются учебным временем, а продолжаются в группе в игровое время, благодаря конечно же нашим гениальным воспитателям.


Рекомендации воспитателям

Перед сном использовать основу психотренинга: легли, глазки закрыли, дышим глубоко, представили...берег моря, ...лес с птицами.

Желательно самим воспитателям петь детям «Колыбельные песни» перед сном, или ставить в записи.

Рекомендации родителям

Приобрести набор для своего ребенка:

- свистулька

- колокольчик

- ложки

- погремушка

- маленькая игрушечка (для отстукивания ритма и нотной грамоты: игрушка ходит по лесенке и поет песенки).

Хорошо иметь в семейной фонотеке записи произведений композиторов - классиков, петь самим детям колыбельные песни, рисовать под медитативную музыку. Игровая деятельность детей может сопровождаться классической музыкой, которая звучит как фон (лучше использовать запись фортепиано).

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Средний возраст

Старший возраст

Сказка «Гуси - лебеди»

Звукоподражание голосу кукушки (лесное эхо).

Интонационные импровизации «АУ». Чья птичка пропоет дольше?

Сказка «Репка»

Звукоподражание голосам животных: собачки, кошки, мышки.

Звукоподражание голосам людей: бабушке, дедушке, внучке, пугало (грустный характер или веселый).

Сказка «Кот, петух, лиса»

Звукоподражание голосу петушка: веселый- грустный.

Песенная импровизация мелодии на слова «листья по ветру летят».

Сказка «Колобок»

Сочинить историю-песенку про каждого героя сказки и пропеть

«Капли осеннего дождя»

Ритмическая и мелодическая импровизация «капелек дождя.

Ритмическая и мелодическая импровизация «Осенний дождик».


Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«В гостях у красавицы Осени»

Трошенкова О.А.

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Комплексное занятие по экологии для детей 5-7 лет

Цель занятия:

1. Познакомить детей с листопадом как явлением осени, со способностью листьев менять цвет, с причиной их опадания, со строением листа.

2. Воспитывать чувство красоты, внимательное отношение к природе.

3. Закрепить материал по теме “Птицы”.

Художественный и изобразительный ряд: иллюстрации с картинками осенней природы из фотоальбома “Времена года”.

Литературный ряд: С.А.Есенин “Закружилась листва золотая...” (отрывок), А.С.Пушкин “Унылая пора...”, Н.А.Некрасов “Железная дорога” (“Славная осень...”)

Методические пособия: таблица с изображением листьев разного цвета, со строением листа. Осенние листья клёна, дуба, берёзы (раздаточный материал).

Ход занятия:

Мы говорили с вами, ребята о том, что календарь смены времени года похож на карусели, катаясь на которых мы видим мелькания повторяющихся картин: лето, осень, зима, весна и всё повторяется сначала. Интересно, всегда ли на Земле была такая карусель, всегда ли были времена года? Оказывается, нет.

Когда-то, очень давно, на Земле было круглый год лето. Погода была жаркая и влажная, росли вечнозелёные деревья, бродили диковинные звери. Но постепенно климат менялся, и лето сменила на многие сотни лет зима, огромные пространства земли покрылись снегом и льдом. И, конечно, много растительности погибло, но много и выжило, так как сумело приспособиться к холоду. Деревья научились сбрасывать листья.

И вот тогда в природе произошло чудо - на Землю пришла рыжая осень. И случилось это около миллиона лет назад. В мире появился новый звук - шелест опадающих листьев. И не просто опадающих, а кружащихся в золотом листопаде. (Иллюстрации)Вы наблюдали падение листьев, видели, как ветер гоняет их по дороге, как плавают они в лужах, слышали, как шуршат они под ногами. На что похоже это явление? С чем можно сравнить?


(Ответы детей)

Послушайте, с чем сравнивали красоту осени наши поэты:

Закружилась листва золотая,

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду... С.Есенин

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор

Листья поблекнуть ещё не успели,

Желты и свежи лежат, как ковёр.

Н.А.Некрасов

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С.Пушкин

Что же такое листопад? Почему листья меняют цвет, а затем падают? Посмотрите на таблицу. Весной и летом земля даёт дереву воду, солнце - тепло и свет, воздух - невидимый нам углекислый газ. И вот с помощью воды, тепла, света и углекислого газа в листьях образуются чудесные зелёные зёрна - хлорофиллы. Каждое зёрнышко - хлорофилл - как бы маленький заводик, который готовит строительный материал для новых веток, почек, корней, ствола. Благодаря хлорофилловым зёрнам из маленького слабого ростка вырастает могучее дерево, а листья - зелёного цвета.

Наступила осень, дни стали короче, света меньше, воздух и земля остывают и зелёные зёрнышки - хлорофиллы начинают разрушаться, исчезать. И вот тогда оказывается, что в листочках есть ещё жёлтые и красные зёрнышки, которые прятались всё это время за зелёными. Вот почему пожелтели и покраснели листья.

Но почему же листья падают, висели бы всю зиму жёлтыми и красными? Оказывается, между черешком листика и веткой начинает расти тоненькая плёночка-перегородка. Наступает момент, когда листьям не за что держаться. И вот, подул ветер, и листья полетели на землю.

Дерево похоже на дом, в котором окошки-листочки летом открыты настежь для тепла, света, чистого воздуха. К зиме окошки надо закрыть, вот дерево и сбрасывает листочки, закрывает все щёлочки плёночкой-перегородкой, чтобы не замёрзнуть. Кроме того, если снегом покроет деревья с листвой, ветки от тяжести сломаются.

А теперь давайте внимательно посмотрим на листья.

Раздать листья берёзы, дуба, клёна.

На что они похожи?

Подвести детей к пониманию того, что лист похож на дерево:

черешок - ствол и крона - сам лист.