Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 785
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
- русская народная игра «Колокольцы-бубенцы».
Тема 7. Заискрился в поле снег
Материал для слушания:
- Р. Шуман «Зимой»;
- Ц. Кюи «Зима»;
- В. Иванников «Зимняя картинка»;
- Л. Бирнова «Снежный вальс».
Материал для пения:
- М. Красев «Зимняя песенка»;
- А. Филиппенко «Зимушка хрустальная».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени», исполняет ансамбль на металлофонах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Серебристые ветви деревьев» под музыку В.Иванникова, Л.Бирновой.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная игра «Гори, гори ясно», обработка Р.Рустамова.
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Материал для слушания:
- П.И. Чайковский «Камаринская»;
- И. Стравинский первая картина «Русская», четвертая картина «А снег тает, вода с крыш льется» из балета «Петрушка».
Материал для пения:
- масленичные песни «Едет, едет Масленица», «Ай вы, люди, Масленицу встречайте», «Прощай, Масленица -Пересмешница!»;
- русская народная песня «Зима проходит», обработка П. Чайковского.
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Ай да, Масленица-кривошейка», пение с музыкальным сопровождением и игрой на шумовых и ударных инструментах: трещотках, колотушке, бубнах, коробочке, ложках.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Пробуждение леса».
Музыкально-игровая деятельность:
- хоровод «Царь за городом гуляет».
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Материал для слушания:
- А. Гречанинов «Материнские ласки»;
- И. Хуторянский «Кукольный вальс».
Материал для пения:
- Е. Птичкин «Ты на свете лучше всех»;
- Е. Асеева «Мы сложили песенку»;
- О. Девочкина «У нас сегодня весело»;
- О. Девочкина «Бабушка».
Элементарное музицирование:
- «Солнечная капель» на металлофонах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Полька» с куклами;
- «Вальс» с подснежниками.
Музыкально-игровая деятельность:
- игра «Найди себе пару»;
- М. Кочурбина «Дети и куклы».
III раздел
«В гостях у красавицы весны»
Тема 1. Солнечные зайчики
Материал для слушания:
- русская народная мелодия «Весенняя закличка».
Материал для пения:
- заклички солнцу, птицам (мелодический рисунок);
- песенки-веснянки;
- Е. Тиличеева «Пришла весна»;
- В. Мурадели «Солнечный зайчик».
Элементарное музицирование:
- детская закличка «Приди солнышко»;
- украинская народная песня «Веснянка» (ксилофон, колокольцы, металлофон).
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная мелодия «Солнышко-ведрышко», обработка И. Арсеева.
Тема 2. Песенка капели.
Материал для слушания:
- А. Гречанинов «Радуга»;
- С. Майкапар «Весною».
Материал для пения:
- С. Соснин «Солнечная капель»;
- Ю. Абелев «Весенняя песенка»;
- Л. Левитова «Песня дождевых капель».
Элементарное музицирование:
- звуковая имитация капели на металлофоне, струнных и ударно-шумовых инструментах.
Музыкально-игровая деятельность:
- танец с цветами на музыку С. Соснина «Солнечная капель».
Тема 3. Ручеек-журчалочка.
Материал для слушания:
- звукопись: журчание ручья;
- Г. Свиридов «Дождик»;
- Э. Григ «Весной».
Материал для пения:
- заклички дождю;
- А. Островский «Здравствуй весна»;
- В. Герчик «Дождик»
Элементарное музицирование:
- мелодическая импровизация на тему «Ручеек- журчалочка» на металлофоне и ксилофоне.
Музыкально-игровая деятельность:
- игра в ручеек под русскую народную мелодию.
Тема 4. О чем шепчет весенний ветер.
Материал для слушания:
- Г. Стравинский «Поцелуй земли»;
- С. Майкапар «Мимолетное видение»;
- Е. Тиличеева «Вальс цветов».
Материал для пения:
- русская народная песня «Земелюшка-чернозем»;
- Ю. Чичков «Лесная песенка»;
- Ю. Чичков «Родная песенка»;
- О. Девочкина «Березка».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Ветер», исполняет ансамбль на металлофонах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Бабочки-мотыльки» под музыку С. Майкапара.
Музыкально-игровая деятельность:
- игра «Веселые танцоры» на украинскую народную мелодию.
Тема 5. Жаворонок звонкий.
Материал для слушания:
- медитативная музыка: птичьи трели;
- П.И. Чайковский «Песня жаворонка».
Материал для пения:
- русская народная песня «Две птички»;
- русская народная песня «Журавель»;
- русская народная песня «Поет, поет соловушко», обработка Г. Лобачева;
- Н. Елисеев «А воробьи чирикают».
Элементарное музицирование:
- исполнение детских закличек «Жаворонушки прилетите», «Грачи летят» с песенным и инструментальным сопровождением на металлофоне.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Песня жаворонка» под музыку П. Чайковского.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная песня-игра «Грачи летят»;
- русская народная игра «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки».
Тема 6. Поющая синева
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Материал для слушания:
- П. Чайковкий «Лебеди»;
- Н. Елисеев «Поющая синева».
Материал для пения:
- русская народная песня «Комарочек;
- русские народные приговорки «Чок, чок, светлячок»;
- А. Филиппенко «Про лягушек и комара»;
- Ю. Чичков «Солнечная песенка».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Ай, весна красна», пение с игрой на музыкальных инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Царевна лягушка» под русскую народную мелодию.
Музыкально-игровая деятельность:
- русский народный хоровод «Милый мой хоровод».
Тема 7. Вальс цветов
Материал для слушания:
- А. Гречанинов «В поле»;
- П. Булаков «Колокольчики мои, цветики степные»;
- М. Минков «Танго нарцисса», «Песня вьюнка», «Песня крапивных побегов».
Материал для пения:
- русская народная песня «Коровушка»;
- А. Филиппенко «Весенняя песенка»;
- Н. Елисеев «Пошли девушки в лес гулять»;
- В. Шаинский «Мир похож на цветной луг».
Элементарное музицирование:
- детская песенка «Василек», детская песенка «Маки», исполняет ансамбль: металлофон, ксилофон, колокольцы, треугольник, тарелочки.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Нарцисс», «Вьюнок», «Крапивные побеги» под музыку М. Минкова.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная игра «Прянична доска».
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Основой программного курса «Музыкальные сказки» является объединение различных жанров детского музыкального творчества.
Дети знакомятся с колыбельными, потешками, пестушками, закличками, с медитативной музыкой.
Широко представлены композиторы-классики, произведения которых дети с удовольствием слушают и выражают свои чувства в пластических импровизациях.
Репертуар подобран и предлагается к изучению в соответствии с природным календарем (временами года) и учитывая возрастные особенности дошкольников.
Цель данной программы:
1. Сформировать музыкально - слуховой образ мира.
2. Выразить эмоционально - чувственный образ с помощью голоса.
3. Путешествуя в мир звуков и настроения научить ребенка смотреть на мир «ушами».
Программный курс предполагает активное участие ребенка во всем многообразии видов музыкальной деятельности: слушании, пении, элементарном музицировании, пластической импровизации, игре.
По наблюдениям педагогов-психологов, все виды деятельности вызовут у ребенка еще больший интерес и стремление к самовыражению, если будет представлен образ сказочного героя. Ребенок - «творец» является центральной личностью, оживляющей различными средствами музыкальной выразительности картины живой природы или русских сказочных образов.
Обогащая содержание традиционных программ по музыкальному воспитанию дошкольников образами русской традиционной культуры мы выдвигаем и решаем широкий круг задач по формированию:
- творческого воображения.
- умению вслушиваться в окружающие звуки природы
- слушать голоса людей и отражать в музыке настроения человека.
Мы предлагаем один из вариантов практической реализации нашего курса. Богатейшим жанром русской традиционной культуры является сказка. Каждую сказку, кроме выразительного рассказа можно спеть, сыграть, станцевать, инсценировать. Мы предлагаем некоторые варианты работы со сказками: «Колобок», «Репка», «Гуси - лебеди».