Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2024

Просмотров: 795

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

«Смотрит месяц к нам в окошко»

1. Артикуляционная гимнастика.

Ночь сменяет светлый день.

Ложится к нам на землю тень.

Смотрит месяц к нам в окошко.

Да, устали мы немножко.

Солдат мама уложила,

Язычку спать предложила.

Язычок прощается

В кроватку собирается.

«Язычок прощается» – рот открыт, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15сек.

«Ходит сон у окон. Ты входи-ка, Дрёма, в дом,

Ходит к Дрёме на поклон. Напусти нам угомон»

Язычок уже в кроватке.

Спит теперь он сладко-сладко.

Видит добрые он сны.

И ребята спать должны.

«Язычок спит» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.

«Ай, люлю, люлю, люлю,

Подольше спать тебе велю.

Спи-ка, детка, без пробуду,

Я мешать тебе не буду.

Спи-ка, деточка, подольше,

Наберёшь ума побольше».

2. Пальчиковая гимнастика.

Да и пальчики устали,

Целый день они играли.

Пальцам тоже спать пора.

Спокойной ночи, детвора!

«Пальчики устали» – русская народная игра.

Раз, два, три, четыре, пять! - Руки сжаты в кулаки. По одному на счёт

отгибаются пальцы обеих рук.

Хотят пальчики все спать. - Пальцы обеих рук то прячутся в кулаки,

то резко выпрыгивают вверх.

Этот пальчик – хочет спать, - Левой рукой убирать в кулак по одному пальцу

Этот пальчик – лёг в кровать. правой руки.

Этот пальчик – чуть вздремнул.

Этот пальчик – уж заснул.

Этот пальчик – крепко спит.

Тише, тише, не шумите! - Указательный палец левой руки поднести к губам.

Пальчиков вы не будите. - Левая рука «качает» правый кулачок.

Утро ясное придёт. - Кисти обеих рук движутся вниз, пальцы

растопырены, перебирают вверх-вниз.

Солнце красное взойдёт. - Кисти обеих рук движутся вверх,


пальцы растопырены, перебирают вверх-вниз.

Будут пальчики вставать, - Пальцы обеих рук то прячутся в кулаки,

Наших деток одевать. то резко выпрыгивают вверх.

3. Музыкальная стимуляция.

Наступила тишина,

Даже муха не слышна.

Все заснули в нашем доме.

Бодорство уступит дрёме.

Лишь над речкой соловей.

Он выводит свою трель.

Надо соловушку просить

Никого не разбудить.

Попевочка:

Не летай, соловей,

У окошечка.

Ты не пой, соловей,

Громко песенки.

Ритм: сосо са сосо са

сосо са са са

сосо са сосо са

сосо са са са

Использованная литература:

  1. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина

«Основы логопедии»; Москва «Просвещение» 1989

  1. М.А.Поваляева «Дидактический материал по логопедии – Сказки о весёлом Язычке»;


Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

  1. М.С.Рузина «Страна пальчиковых игр»; Санкт-Петербург «Кристалл» 2000

  2. Т.И.Тарабарина, Н.В.Ёлкина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»

Ярославль «Академия развития» 1996

  1. Т.И.Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки»;

Ярославль «Академия развития» 2001

  1. Вланка Смит «Музыкальная стимуляция в верботональном методе»;

Загреб «Центр Суваг» 1993

Ситникова Н.М.

«ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ»

Развивающие игры и логическая математика

для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Актуальность курса.

В дошкольном учреждениикаждому возрастному периоду детей присуще определённое оптимальное сочетание условий для активизации психики ребёнка. Необходимо учитывать это, чтобы избежать преждевременных или запаздывающих форм обучения. Наш курс составлен с учётом этих периодов и их особенностей, что позволяет снизить уровень тревожности, способствует психофизической подготовке детей к школе.

Раннее обучение дошкольников обусловлено ещё и тем, что в 4-6 лет у детей отмечается повышенная восприимчивость к информации об окружающем мире. И данный период детства характеризуется более высоким уровнем усвоения обработки и запоминания фактического материала.

Далее, все знания, полученные детьми в этом возрасте в современных условиях высокого уровня информированности, должны иметь не случайный характер, они требуют углубления и систематизации.

Цельобучения по данному курсу - это всестороннее раскрытие личности ребёнка, его мотивационной и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности, мыслительных операций, познавательных интересов и т.д.

Задачи:

1.Формирование у детей дошкольного возраста интереса к процессу познания и систематизация знаний об окружающем мире.

2.Увеличение объёма учебно-направленных знаний, умений, навыков

3.Приобретение ими навыков аналитико-мыслительной деятельности.

4.Развитие его мотивационной сферы, интеллекта, творчества.

5.Принятие социальной роли ученика.

Структура занятия:


  1. Проблемная ситуация: постановка цели, завязка сказки.

  2. Учебные действия: развитие сюжета сказки.

  3. Действия самого ребёнка: кульминация сказочного сюжета.

  4. Самоконтроль, самооценка, итог занятия: развязка сказочного сюжета.

Особое значение имеет определение цели игры, введение в ту или иную сказочную ситуацию, которые ориентирует детей на «поиск» и самостоятельное «открытие» нового способа действия. Важно подвести детей к этому «открытию», предлагая систему специальных вопросов и заданий, то есть, организуя учебные действия детей.

Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребёнок при изучении нового материала, тем больший вклад в его развитие при этом осуществляется.

И, наконец, в процессе выполнения самостоятельных работ творческого характера, сравнивая собственные результаты с заданными образцами, дети начинают овладевать элементарными навыками самоконтроля и самооценки.

Основные направления.

1.Формирование общеучебных умений и навыков (обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, иметь свои результаты и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам, организовывать поиск информации для выполнения того или иного действия и т.д.).

2.Развитие познавательного мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации аналогии и т.д.).

3.Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.

4.Формирование и сохранение образного мышления ребёнка (ощущения, восприятия, представления).

Учебный курс основан на определённой структуре методов работы с различными развивающими, интеллектуальными и математическими играми дидактического характера. Он должен способствовать формированию логического мышления и творческого воображения.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, с её помощью можно развить:

- восприятие,

- речь,

- внимание,

- память,

- мышление,

- воображение,

то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры,представленного курса, направлены на умственное развитие ребёнка-дошкольника. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы:


1. Игры, направленные на развитие речи,позволяют детям чувствовать себя комфортно, в окружении людей, понимать и быть понятым окружающими.

2. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам как форма, цвет, размер, вкус, запах и т.д.

3. Группа игр направлена на развитие внимания; предлагаемые игры формируют у детей умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности ( без этого невозможно выполнить любую, даже самую простую работу); в этих играх формируется постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному, формируется устойчивость внимания, то есть способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь,

4. Группа игр, направленная на развитие памяти, которая также как и внимание постепенно становится произвольной.

Развитие мышленияребёнка происходит при условии овладения их тремя основными формами мышления:

- наглядно-действенным,

- наглядно-образным,

- логически-словесным.

Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.

Если фоном занятий с детьми служит знакомый сказочный сюжет – это значительно усиливает эффект развития.

В играх ребёнок научится пользоваться схемами, планами и т.д., строить свой образ предметов. К концу дошкольного возраста у детей начинает складываться элементы логического мышления, т.е. формируются умения в соответствии с законами логики.

Развитие творческого воображения ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Здесь игры направлены:

- на умение выражать ребёнком свои чувства,

- на представление о мире различными способами,

- на умение видеть в каждом предмете разные его стороны и так далее,

- на умение свободно фантазировать и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Здесь неоценимую помощь могут оказать опять те же сказки, в которых возможно всё.

И, наконец, игры помогающиеребёнкуподготовиться к школе. Это игры, которые развивают и закрепляют у него знания, умения, навыки, полученные на занятиях по предмету элементарные математические представления.