Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 682
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Иисус накануне этого праздника велел ученикам приготовить всё для Пасхи в одном из домов. Перед застольем Он сам омыл ученикам руки, как равный. Вспомните, чем занимались ваши мамы и бабушки в «чистый четверг»? («убирались», «мыли окна» и др.)
А потом, благословив хлеб и вино, Иисус дал вкусить их своим ученикам, сказав, что это есть Тело и Кровь Его, которые за них в жертву приносятся. Вместо агнца Иисус Сам приносил Себя в жертву во спасение всех людей, освобождая их от плена греха, в котором они пребывали со времён Адама. С тех пор верующие люди причащаются во время церковной службы хлебом и вином, вспоминая ту тайную Вечерю.
Репродукция картины «Тайная вечеря».
На другой день в пятницу Христос был предан и подвергся самой страшной и позорной казни – распятию на кресте (вот она жертва - заклание агнца). Эта смерть показала всю Божественную любовь к людям. Какие страдания перенёс Христос ради человечества!
Запись в тетради: словарь:«Пасха» (др. греч.) – «страдание».
Видеофильм «Снятие с креста и воскресенье» (фрагмент).
Репродукция картины «Снятие с креста».
На третий день была возвещена весть о Воскресении Христовом – о преодолении смерти. Вот как рассказывает об этом событии Священная книга христиан Библия. Как называется жизнеописание Христа в Библии? (Евангелие).
Евангелие от Марка гл.16, 1-8.
Репродукция картины М.В.Нестеров «Воскресение Христа»
Этот день стал для христиан всего мира самым великим и светлым праздником.
Рисунок в тетради - листок календаря:
«Пасха – Светлое Христово Воскресенье»
Домашнее задание: оформить лист календаря (рисунок или орнамент).
В праздник Пасхи христиане идут в храм, чтобы вновь пережить это великое событие, подхватить со всеми великую и радостную весть: «Христос Воскрес!»
Пасха – Велик день Праздников Праздник. Пасха не просто праздник - это суть христианства. Ведь христианское учение не свод правил: как следует себя вести и не рассказ о пребывании Бога на земле. Воскресение Христово не просто событие из Его жизни, это самое главное событие в жизни каждого христианина.
Чтобы понять в чём суть праздника, обратимся к иконе,.
Учитель показывает икону «Сошествие во ад»,
репродукцию и картину.
Какое из изображений икона? В чём отличие картины от иконы?(икона освящена в церкви)
Икона Пасхи называется «Сошествие в ад».
. Запись в тетради:словарь: ад - (греч.) «место без света».
Это изображение повествует о событиях Великой Субботы. Христос ворвался в ад и сокрушённые им врата ада, лежат над Его ногами. Он держит за руки Адама и Еву и готовится извести их из места скорби. Это крайняя точка Божественного нисхождения и начальная точка человеческого восхождения. Иконописец не просто представляет нам момент исхождения спасителя из гроба. Он связывает Воскресение Христа со спасением людей. «Бог стал человеком, чтобы человек стал «Богом»! Вот почему Христос – Спаситель!
Евангелие от Иоанна:
«Я есмь Воскресение и жизнь. Верующий в меня, если и умрёт, оживёт».
До пришествия Христова, до того как Он соединил в себе Бога и человека, для людей был закрыт путь в царство Небесное. «Смертию смерть, поправ…» Христос победил смерть. Теперь, когда грех побеждён, смерть утратила для верующих горечь безъисходности, это лишь переход души из земного царства в царство Небесное.
Иоанн Златоуст:
«Кто благочестив и Боголюбив, тот пусть наслаждается этим прекрасным и светлым торжеством… Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос – и ты низложился; воскрес Христос - и пали бесы; воскрес Христос – и водворяется жизнь… Никто пусть не боится смерти».
Вы поняли почему этот праздник так светел? Почему Пасха – торжество торжеств? (Смерть не страшна. Воскресение Христа дало людям надежду на то, что душа человека может существовать вечно.)
Сменяйтесь, времена, катитесь в вечность, годы,
Но некогда весна бессмертная придёт.
Жив Бог! Жива душа! И царь земной природы
Воскреснет человек: у Бога мёртвых нет!
Н. Гнедич
Представьте, как велика жертва Господа за людей. Как можно отблагодарить Его за жертву, как встретить праздник? Чего Спаситель хочет от людей? (чтобы любили друг друга, жалели, прощали)
Учитель показывает пасхальную открытку.
В эти праздничные дни люди христосуются как братья, одаривают друг друга крашеным яичком. Поздравьте и вы друг друга. (Дети обмениваются яичками, христосуются).
Обычно первое яйцо подают людям неимущим, страдающим. В старину патриарх и царь ходили в день Пасхи по тюрьмам и больницам, одаривали заключённых яичком, часто оплачивали долги за должников, т.е. занимались благотворительностью.
. Запись в тетради:словарь: благотворительность
Как вы понимаете это слово? (творить благо, т.е. совершать добрые поступки)
В русском народе это качество очень ценилось, об этом говорят пословицы:
«№»»»Жизнь дана на добрые дела».
«Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их».
«Одной рукой собирай, другой раздавай».
«О милости к людям и милостыне рассказывается в притче».
Учитель читает: Г.Юдин. «Нищий»
«Старый, оборванный нищий сидел возле дороги на горячем камне и плакал. Несколько лет назад, когда он был богат и здоров, по слову Божию раздал он всё своё богатство нищим и вот теперь, одинокий и никому не нужный, вынужден был сам просить милостыню. Незаметно старик уснул и видит во сне Ангела, который говорит ему:
- Жалеешь ли ты, что добро людям сделал?
- Нет, не жалею.
- Тогда встань, иди и проси подаяние без скорби, ибо этим ты поможешь другим людям показать свою доброту».
Нужно ли жалеть о том, что отдаёшь своё добро людям? Нищим быть стыдно? Как вы будете теперь относится к тем, кто просит милостыню?
А вы когда-нибудь бескорыстно делали что-нибудь для незнакомых людей? … вспомните, но не торопитесь рассказывать.
Запись в тетради: словарь: бескорыстие
Что означает это слово? (без корысти, т.е. без ожидания вознаграждения)
Следует ли рассказывать о своих добрых поступках? Если вы ждёте похвалы или награды, то это не бескорыстно. Расскажите о делах своих друзей, класса. А что ещё в ваших силах?
Когда освещают пасхи, яйца и куличи обязательно собирают для раздачи бедным людям: яички. Яйцо - покрашенное в красный цвет напоминает о крови, что пролил Христос за людей. В яйце - жизнь, из него появляется живое существо. Как спаситель вышел из гроба. Яйцо – символ праздника.
Откуда пошла эта традиция? Знаете ли вы о первом красном яичке…
После Воскресения Господня ученица Иисуса Христа Мария Магдалина проповедовала Евангелие в Риме. Однажды пришла она к императору Тиверию. Являться к императору принято было с подарками. У неё ничего не было, кроме простого белого яичка. Она протянула это яйцо Тиверию и произнесла: «Христос воскрес!» Тот ответил: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в Воскресение Христово». И тут белое яичко покраснело. «Воистину воскрес!» - воскликнул император.
Что же произошло? (чудо)
Раньше знаменитые ювелиры изготавливали пасхальные яйца из золота, украшали их драгоценными камнями. Они были настоящими произведениями искусства. Народные мастера расписывали яйца узорами, каждый на свой лад. Их называли «писанки». А как красят на Пасху яйца ваши мамы? Покрашенные яйца называются «крашенки».
Иллюстрации, «писанки» и «крашенки».
В этот радостный день ребятишки играли с яйцами. А вы играли? Хотите ещё поиграть?
Дети играют в игры:
1. Чьё яйцо дольше крутится?
2. Покати яичко (каждый ребёнок скатывает яйцо по желобку и забирает игрушку, об которую оно ударилось).
С этого праздника молодёжь качалась на качелях, взлетая в небо. Что это могло напоминать? (вознесение на небеса) Девушки начинали водить хороводы. Встанем и мы в круг, возьмемся за руки.
Дети встают в круг.
Как пасхальная радость рвётся из сердца, так звучит колокольный звон все дни Светлой седмицы. Каждый может позвонить в колокол.
Дети передают и звонят в колокольчик
Аудиозапись пасхальные звоны.
Всё оживает в природе, как ожил Христос.
Великий праздник Воскресенья!
Как всё торжественно кругом:
И свод небес, и птичек пенье,
И к небесам летящий звон…
Христос воскрес! – и к жизни новой
Пусть в мире всё воскреснет вновь!
Пусть мрак души осветят снова
Надежда, Вера и Любовь.
Пасха – победа Любви над смертью, Веры над безверием и Надежда на Воскресение.
Трошенкова О.А.
«Путешествие на Лосиный остров»
Итоговое занятие по экологии для детей 6-7 лет
Цель занятия: диагностика знаний детей по теме “Лес - сообщество растений и животных”.
Задачи:
1. Познакомить детей с национальными природными парками на примере “Лосиного острова”.
2. Выявить уровень знаний детей о строении, о грибах и их связи с деревьями, о видах деревьев, об основных законах природы, определяющих взаимосвязи животного и растительного мира, о птицах (перелётных и зимующих, узнавании их по голосам).
3. Изготовить плакат об охране окружающей среды к Дню Земли.
Материалы и оборудование:
1. Ширмы “Растительный мир”, “Деревья”.
2. Корзинка с муляжами грибов.
3. Карточки с изображением птиц.
4. Иллюстрации с изображением лося, волка, лисы, зайца, белки, кабана, лягушки, крота с загадками о них.
5. Карточки к теме “Пищевые цепочки”.
6. Плакаты “Правила поведения в природе”.
7. Запись “Голоса птиц”.
8. Карта Москвы и Московской области для охотников и рыболовов.
9. Лист ватмана.
10. Цветные и простые карандаши.
11. 1/2 альбомного листа белой бумаги на каждого ребёнка.
12. Доски для аппликации, клей, ножницы.
13. Трафареты для плакатов.
14. Фломастеры.
15. Диагностическая карта прилагается к конспекту.
Ход занятия:
Сегодня у нас необычное занятие, потому что сегодня необычный день и даже месяц. Сегодня 22 апреля, люди всего мира отмечают День Земли. Это важные события и послужат основой для нашего урока. И начнём мы его с рассматривания карты. Для нас с вами, людей, которые хотят научиться беречь природу, эта карта называется “Карта г. Москвы и Московской области для охотников и рыболовов”, она интересна тем, что помогает увидеть, какие животные находятся рядом с нами, в наших лесах, реках, озёрах.
По ходу беседы рассматриваем карту.
Дети сидят кружком на ковре, в центре находится карта.
А ещё, эта карта показывает места, где охота, рыбная ловля и другая деятельность человека запрещены. Эти места выделены на карте красным цветом (рассматриваем).Особое внимание я хочу обратить на одно из этих мест, посмотрите, оно находится прямо в самой Москве, как островок среди огромного города. Это национальный природный парк “Лосиный остров”.