Файл: Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Программа и пособия для дошкольников Музыкальный мир (на основе народной культуры).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Примерный материал для занятий2
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Раздел второй. Музыкальные находки
Примерный материал для занятий
Музыкально-пластические импровизации
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Что такое Новый год? Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Утренняя молитва. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Условия успешной реализации программы
Раздел первый. Музыкальные маршруты ( 3-5 лет)
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 2. Музыка осени: листья шелестят и танцуют
Тема 3.Музыка осени: грустный дождик
Тема 4. У кого какой голос: в птичьем царстве-государстве
Тема 4. У кого какой голос? На птичьем дворе
Тема 5. У кого какой голос? в лесном царстве животных
Тема 7. У кого какой голос? в мире домашних животных
Тема 8. В гостях у красавицы Зимы
Тема 9. В гостях у красавицы Весны
Тема 10. В гостях у красавицы Лето.
Тема 3. Наши музыкальные инструменты
Тема 3. Музыкальные игры и игрушки
Тема 4. Праздники на улицах и площадях
Тема 1. Во что играют дети на всей планете?
Тема 6. Где хотим мы побывать?
Тема 1. О чём и о ком рассказывают музыкальные сказки?
Тема 2. Музыка и русские народные сказки
Тема 3. Музыка и сказки а.С. Пушкина
Раздел второй. Музыкальные находки
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 1. В гостях у красавицы Зимы
Тема 1. День защитников Отечества
Тема 1. В гостях у красавицы Весны
Тема 2. Музыкальные подарки для мамы и бабушки
Реченька. Муз. В. Костенко, сл. В. Болдыревой
Тема 1. Музыка и труд на родной земле
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 1. Здравствуй, гостья Зима!
Тема 2. Музыкальные путешествия по соседним странам
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Таким образом, у дошкольников формируются первоначальные представления о культурном многообразии человечества, складывается заинтересованное и бережное отношение к различным этнокультурным традициям.
Примерный материал для занятий
Слушание музыки
Азербайджанская мелодия. Муз. Н. Полынского
Айра. Башкирский народный танец
В Авиньоне на мосту. Французская народная песня. Обр. И. Арсеева, русский текст И. Мазнина
Вниз по матушке по Волге. Русская народная песня
Волшебная песенка (во французском стиле). Из цикла «Песни в стиле народов мира». Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова
Волынка. (Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»). Муз. И.-С. Баха
Всё, что сердцу дорого. Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Государственный гимн Российской Федерации. Муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова
Гусята. Немецкая народная песня. Обр. Т. Попатенко, рус. текст А. Кузнецовой
Два кота. Польская народная песня. Обр. В. Сибирского
Дело было в Каролине (в американском стиле). (Из цикла «Песни в стиле народов мира»). Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова
Дружат дети на планете. Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Итальянская песенка. (Из «Детского альбома). Муз. П.Чайковского
Киргизский народный напев
Колыбельная (в негритянском стиле). (Из цикла «Песни в стиле народов мира»). Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова
Латышская народная полька. Обр. А. Мирека
Лезгинка. Грузинский народный танец. Обр. Т. Шаверзашвили
Луговая тропинка. Муз. Омацу (Япония), русский текст Т. Сикорской
Макароны. Итальянская народная песня. Обр. В. Сибирского, русский текст Т. Сикорской
Моё солнце. Итальянская народная песня. Обр. Э. Капуа, сл. Дж. Капуро, русский текст М.Пугачёва
Моя Россия. Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой
Неаполитанская песенка. (Из «Детского альбома). Муз. П. Чайковского
Немецкая песенка. Муз. Чайковского
Опанас и тарантас (в украинском стиле). (Из цикла «Песни в стиле народов мира»). Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова
Патриотическая песня. Муз. М. Глинки, сл. А. Машистова
Песня итальянских матросов. (Из «Альбома для юношества»). Муз. Р. Шумана
Песня о Москве. Муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто
Родина. Муз. А. Полячека, обр. Н. Иванова, сл. Ф. Савинова
Родная песенка. Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского
Ромашковая Русь. Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Румынский весенний хоровод. Муз. Г. Динику, обр. Н. Ризоля. Ред. А. Дмитриева
Русская песня. (Из «Детского альбома). Муз. П. Чайковского
Санта-Лючия. Итальянская народная песня. Обр. А. Свешникова, пер. с итальянского А. Горчаковой
Сборщицы водорослей. Шотландская народная песня. Русский текст Д. Усова
Скакни, топни. Болгарский народный танец. Обр. В. Дехтерева
Старинная французская песенка. (Из «Детского альбома). Муз. П.Чайковского.
Сурок. Муз. Л.-В. Бетховена, русский текст Н. Райского
Тандо (в кубинском стиле). (Из цикла «Песни в стиле народов мира».) Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова
Татарский танец. Запись и обр. З. Зверева
Тульяк. Эстонский народный танец. Обр. А. Роомере
Турецкое рондо. Из сонаты ля мажор. Муз. В.-А. Моцарта
Туркменская мелодия. Муз. Н. Полынского
Уконготванэ. Детская песенка негров племени банту (Южная Америка). Обр. Г. Шнеерсона, русский текст Т. Сикорской
Янка. Белорусская народная полька. Обр. А. Мирека
Пение
Ай-я, жу-жу. Латышская народная песня. Пер. с латышского В. Винникова
Братец Яков. Французская народная песня. Обр. А. Александрова, русский текст И. Мазнина
Весёлый хоровод. Польская народная песня. Обр. В. Сибирского, русский текст Л. Кондрашенко
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Волк и козлята. Эстонская народная песня. Русский текст Э. Александровой
Два цыплёнка. Литовская народная песня
Добрый мельник. Литовская народная песня
Как мне маме объяснить. Французская народная песня. Обр. А. Александрова, русский текст И. Мазнина
Кап-кап-кап. Румынская народная песня. Обр. Т. Попатенко
Лучше нет родного края. Муз. В. Кожухина, сл. П. Воронько
Маленькая рыбка. Чешская народная песня. Обр. Ф. Зрно, русский текст М. Долинова
Медведи (в турецком стиле). (Из цикла «Песни в стиле народов мира».) Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова
Моется утка. Венгерская народная песня. Обр. Е. Туманян, сл. Э. Александровой
Морской ветер (в латышском стиле). Из цикла «Песни в стиле народов мира». Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова
Мы собрали сливы. Моравская народная песня. Обр. А. Шевестика, русский текст М. Долинова
Перепёлочка. Белорусская народная песня
Петрушка. Муз. И. Брамса
Петушок. Латышская народная песня. Рус. текст А. Машистова
Печь упала. Чешская народная песня
Прогоним курицу. Чешская народная песня
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Родина моя. Муз. Е.Теличеевой, сл. А. Шибицкой
Родина. Греческая детская песня. Обр. Т. Корчанова, русский текст Э. Александровой
Савка и Гришка. Белорусская народная песня
Светлячок. Грузинская народная песня. Обр. Н. Грибкова
Сел комарик на дубочек. Белорусская народная песня
Спи, Яничек. Чешская народная песня
Типи-тапи (в бразильском стиле). Из цикла «Песни в стиле народов мира». Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова
Три маленьких дружка. Французская народная песня. Обр. А. Александрова, русский текст И. Мазнина
У каждого свой музыкальный инструмент. Эстонская народная песня. Русский текст М. Ивенсен
Хор нашего Яна. Эстонская народная песня. Русский текст Л. Дербенёва
Что мы Родиной зовём. Муз. Г. Струве, сл. В. Степанова
Это Родина наша. Муз. А. Абрамова, сл. И. Мазнина
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Дружат дети всей Земли. Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова
Весёлые дети. Литовская народная мелодия. Обр. В. Агафонникова. Автор движений Т. Ломова
Мишка с куклой пляшут полечку. Муз. и сл. М. Качурбиной, пер. с польского Н. Найдёновой
Кукушка. Польская народная песня. Обр. Т. Сыгетинского, русский текст Я. Смелянского и В. Локтева
Игра с бубнами. Польская народная мелодия. Обр. В. Агафонникова. Автор движений А. Козловская
Вышивание. Чешская народная песня. Обр. А. Александрова, пер. В. Викторова. Автор движений Л. Феоктистова
Веночек. Венгерская народная песня. Автор движений Н. Сорокина
Бери флажок. Венгерская народная мелодия. Обр. Е. Туманян. Описание движений неизвестного автора
***
Элементарное музицирование.
В занятия по каждому из тематических блоков должно быть включено элементарное музицирование с использованием таких игрушек и музыкальных инструментов, как:
барабан;
«барабанка» (деревянная дощечка с палочками);
бубен;
глиняные свистульки (птички и др.);
губная гармошка;
детская балалайка;
детская гармоника;
дудочка
игрушечный рояль;
ложки;
металлофон;
погремушки;
«рубель» (русский народный деревянный шумовой музыкальный инструмент);
треугольник
трещотки
Показатели музыкального воспитания, обучения и развития детей
К семи годам ребёнок:
узнаёт основную часть программных музыкальных произведений, может определить их названия;
способен рассказать о содержании прослушанных музыкальных произведений, своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
может связать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
владеет первоначальными певческими навыками;
выразительно исполняет народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
владеет первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
различает клавишные и струнные музыкальные инструменты;
умеет выразительно двигаться под музыку, выражая ее настроение;
Условия успешной реализации программы
Индивидуальный подход. Программа разработана в подойти к развитию каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья, ситуации в семье. Методика индивидуального подхода к ребёнку на музыкальных занятиях требует специального рассмотрения. Однако основы её – в продуманном подборе программных музыкальных произведений, упражнений и игр, представляющих богатые возможности для определения педагогами музыки уровня трудности, содержания и форм конкретной музыкальной деятельности детей. Во время занятий допускается свободное передвижение детей в помещении, выбор ими видов музыкальной деятельности в соответствии с желаниями и даже ситуативный отказ от участия в этой деятельности.
Пробудить у каждого ребёнка интерес музыке, потребность в музыкально- творческой деятельности без использования методов принуждения – одна из главных, хотя и сложных задач педагога музыки.
Создание в дошкольном учреждении развивающей художественно-эстетической среды. Музыкальные занятия должны проходить в специально оборудованном помещении с хорошей акустикой. Кроме обычного оборудования, здесь обязательно должны находиться различные детские и народные музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубны, свистульки и дудочки (для каждого ребенка отдельно), музыкальный центр, а также, по возможности видеомагнитофон. На занятиях можно вести аудиозапись исполнения детьми тех или иных музыкальных произведений (с последующим прослушиванием). Можно также организовать просмотр видеозаписей детских праздников, концертов, итоговых занятий и т.д. В музыкально-образовательном процессе используются портреты композиторов, фотографии или рисунки музыкальных инструментов, репродукции классических пейзажей, детские рисунки «на музыкальные темы», фотографии детей данного дошкольного учреждения, играющих на музыкальных инструментах, поющих, танцующих. Для музыкальных драматизаций пригодятся костюмы и маски сказочных персонажей, перчаточные куклы.
Повышение квалификации музыкальных руководителей. Важнейшее условие реализации программы «Музыкальный мир» - новый уровень профессионального мастерства педагогов музыки. Они должны быть профессионально подготовлены к интегрированной музыкально- педагогической деятельности, владеть основами современных знаний в области музыкальной педагогики и психологии, возрастной (детской) психологии, искусствознания, этнологии, социологии, культурологии, арт-терапии и др. Наряду с новыми знаниями, особое значение приобретает его умение анализировать и сравнивать различные традиционные и инновационные музыкально-образовательные системы, выбирать среди них ту, которая наиболее близка ему и приемлема в дошкольном учреждении, где он работает.