ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 307
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Индустриальный дизайн хх века
Часть 1. Развитие дизайна в россии
Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия
Тема 2. Основные виды и направления дизайна
Тема 3. История возникновения и развитие дизайна
Дизайн и зарождение машинного производства
Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна
Тема 5. Развитие дизайна в России
Вклад производственников в историю дизайна
Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна
Глава 2. Основы методологии дизайна
Тема 1. Дизайн в системе бизнеса
Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном
Процесс проектирования в системе управления
Советы руководителю (менеджеру проекта)
Где найти специалиста-дизайнера?
Тема 3. Техническое задание на проект
Памятка для дизайнера и менеджера проекта
Рекомендации для менеджеров проекта
Тема 4. Современные концепции российского дизайна
Аксиоморфологическая концепция дизайна
Концепция «открытой формы» художественного проектирования
Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания
Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта
Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы
Предмет системного дизайна – комплексное проектирование
Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:
Глава 3. Современные тенденции дизайна
Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы
Корпоративный дизайн учреждения досуга
Перманентная корпоративная медиа
Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!
Символ как маркетинговый инструмент
Элементы плана по созданию имиджа
Истоки проблемы внешнего вида сотрудников
Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна
Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления
Cсоциокультурные функции дизайна
Культурно-экологическая перспектива дизайна
Морально-этическая ответственность дизайнера
Примерные темы для написания рефератов
Труды учёных иИиКт Опубликованные работы
Публикации в изданиях, рекомендуемых вак Министерства образования и науки рф
Ткалич с.К. Доктор педагогических наук Монографии
Рекомендации для менеджеров проекта
*ПЛАНИРОВАНИЕ
Тщательно планируйте процесс проектирования в рамках бюджета и сроков.
Побуждайте дизайнеров работать в соответствии с установленными сроками и ограничениями.
Побуждайте дизайнеров интересоваться покупательским спросом.
** ИДЕИ
* Избегайте ситуаций, когда разработанные дизайнерами концепции далеки от ваших задач и не учитывают установленных ограничений;
* Побуждайте дизайнеров разбираться в производственных методах;
* Избегайте дизайнеров, которые находятся в плену своих прежних идей и не отказываются от них;
* Избегайте ситуаций, когда уже на раннем этапе процесса конструирования обнаруживаются ограниченные возможности дизайна;
* Избегайте дизайнеров, которые претендуют на монополию творчества.
*** ВОПЛОЩЕНИЕ
* Технические разработки ваших дизайнеров должны быть сконцентрированными на проблемах первостепенной важности;
* Менеджер проекта (заказчик) должен понять конкретную форму приемов конструирования, методов моделирования продукта или услуги, разработанной дизайнером.
Контрольное упражнение № 4
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ МЕНЕДЖЕРА ПРОЕКТА
______________________________________________________________
* Область * задание * действие * требуемое *сроки
Время исполнения
Планирование 1
изменений
проекта
* изменения проекта
---------------------------------------------------------------------------------------------
Пересмотр
принципа 2
конструкции
---------------------------------------------------------------------------------------------
техническое
задание 7
на проект
---------------------------------------------------------------------------------------------
финансирование 4
проекта
---------------------------------------------------------------------------------------------
поиск дизайнера 3
* профессиональные
возможности
------------------------------------------------------------------------------------------------
беседы 5
с дизайнером
------------------------------------------------------------------------------------------------
оценка
профессионализма 6
дизайнера
----------------------------------------------------------------------------------------
Примечание: обратите внимание на очередность выполнения пунктов плана действий. Это связано с процессом осмысления пункта плана, требующим дополнительных затрат времени.
Познакомившись с пунктами плана действий, впишите словами ваши действия в соответствии с конкретным техническим заданием.
Вопросы для самоконтроля
Роль технического задания.
Какая форма технического задания наиболее практична: письменная форма или устная?
Назовите источники информации проекта.
Назовите план действий менеджера проекта.
Как оценить профессионализм дизайнера: ваши предложения?
Тема 4. Современные концепции российского дизайна
Общие сведения по теме вопроса. Формирование современной российской методологической основы дизайна базируется на двух основных концепциях, родившихся во второй половине ХХ века.
Одна из них родилась во ВНИИТЭ как теория художественного конструирования. Эта теория ориентировалась на науку и тесный контакт с инженерным проектированием.
Другая теория – художественное проектирование связана с деятельностью Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР (Сенежская студия). Она опиралась на изобразительное искусство и художественную культуру в целом.
Третья теоретическая концепция появилась и апробировалась во многих областях деятельности в последнее десятилетие (1990 – 2000 гг.).
Концепция первая
Аксиоморфологическая концепция дизайна
ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) был создан в 1962 году и стал центром системы отечественного дизайна. Практически отсутствовала информация о зарубежном дизайне, все приходилось делать почти с нуля. Не имели четкого представления и вызывали споры не только цели, но методы и задачи дизайна. Даже использование термина «дизайн» находилось под запретом. Были сформулированы задачи технической эстетики, структура которой включала следующие компоненты:
вопросы общей теории художественного конструирования (дизайна) с определением его задач и путей развития;
проблемы взаимодействия человека и вещи; отсюда вытекали состав номенклатуры и состав вещей для обеспечения нормального протекания процессов жизнедеятельности;
разработка требований к качеству изделий и их комплексов с учетом групп населения (типовых требований);
проблемы, связанные с методическими вопросами художественного конструирования (принципы, методы проектной работы), а также вопросами формообразования и композиции.
Весь комплекс требований технической эстетики и вся совокупность потребительских свойств условно разделялась на две группы:
1. Социальные требования, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические требования.
2. Материальные затраты на производство и эксплуатацию изделий.
Социальные требования связаны с необходимостью производства вида изделий, номенклатурой, организацией процесса труда, утилитарно-функциональными требованиями.
Эргономические требования включают соответствие предмета (вещи) физическим, психологическим, физиологическим данным.
Эстетические требования – это композиционно-художественные принципы. Дизайнер использует весь арсенал принципов, найденных поколениями художников, архитекторов; опыт эстетического освоения действительности.
Произведения дизайна в своем большинстве выступают как носители эстетической ценности, и как элементы формы художественно-образного решения человеком действительности. Дизайн предстает перед нами как сфера материальной культуры и искусства, включающая в себя утилитарные и эстетические ценности».
Вопросы для самоконтроля
Когда и где появилась аксиоморфологическая концепция?
Какова роль технической эстетики сегодня?
Ключевые слова
Морфология вещи, аксиология, процесс дизайнерского проектирования, композиционно-художественные принципы проектирования.
Концепция вторая
Концепция «открытой формы» художественного проектирования
Иную концепцию дизайнерского творчества развивали теоретики и практики Центральной учебно-экспериментальной студии на Сенежском озере. Формируя свое творческое кредо, руководители студии подчеркивали отличие их концепции и методов от художественного конструирования ВНИИТЭ. В их установке выделялась непосредственная связь дизайн-проектирования с общей и художественной культурой. Вокруг проектируемой вещи или системы (объекта) разворачивается процедура описания сферы взаимодействия «человек-вещь». Имеются в виду не только утилитарные характеристики, а, прежде всего, комплекс социально-культурных взаимоотношений между человеком и вещью, когда связи носят ценностный характер, и проектирование ориентировано на общественную значимость. Переход от чисто технических задач к социально-культурным требованиям проектируемого изделия означает заботу дизайнера о создании предметного фона человеческой деятельности.
Метод открытой формы призван решить проблему творческой самодеятельности человека. Творческое мышление дизайнера ориентировано на поиск формы, позволяющей свободно менять структуру объекта и ее элементы.
К.М. Кантор, один из ведущих ученых, искусствоведов, четко сформулировал четыре положения концепции Сенежской студии:
1 – творческой основой художественного проектирования является изобразительное искусство, оно источник проектных замыслов и художественных средств арт-дизайна;
2 – художественное проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный творчеству театральной группы;
3 – художественный проект, воплощенный в виде пространственной конструкции, проработанный композиционно, пластически и колористически в специфический макетный материал выступает как самостоятельное, завершенное в себе, художественное произведение и может быть предъявлен на выставке или в музее как результат нового вида творчества;
4 – основным полем приложения сил студии на Сенежском озере является городская среда в местах «средостения» архитектуры и традиционного дизайна.
Критически оценивая опыт студии, К. Кантор признавал, что связи с промышленностью не было, не было знания техники и технологии. Методы художников в основном использовались для проектирования экспозиций выставок и музеев. Много лет основной темой студийных проектов было благоустройство городской среды.