ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 319
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Индустриальный дизайн хх века
Часть 1. Развитие дизайна в россии
Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия
Тема 2. Основные виды и направления дизайна
Тема 3. История возникновения и развитие дизайна
Дизайн и зарождение машинного производства
Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна
Тема 5. Развитие дизайна в России
Вклад производственников в историю дизайна
Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна
Глава 2. Основы методологии дизайна
Тема 1. Дизайн в системе бизнеса
Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном
Процесс проектирования в системе управления
Советы руководителю (менеджеру проекта)
Где найти специалиста-дизайнера?
Тема 3. Техническое задание на проект
Памятка для дизайнера и менеджера проекта
Рекомендации для менеджеров проекта
Тема 4. Современные концепции российского дизайна
Аксиоморфологическая концепция дизайна
Концепция «открытой формы» художественного проектирования
Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания
Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта
Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы
Предмет системного дизайна – комплексное проектирование
Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:
Глава 3. Современные тенденции дизайна
Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы
Корпоративный дизайн учреждения досуга
Перманентная корпоративная медиа
Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!
Символ как маркетинговый инструмент
Элементы плана по созданию имиджа
Истоки проблемы внешнего вида сотрудников
Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна
Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления
Cсоциокультурные функции дизайна
Культурно-экологическая перспектива дизайна
Морально-этическая ответственность дизайнера
Примерные темы для написания рефератов
Труды учёных иИиКт Опубликованные работы
Публикации в изданиях, рекомендуемых вак Министерства образования и науки рф
Ткалич с.К. Доктор педагогических наук Монографии
Вопросы для самоконтроля
В чем заключается творческое кредо руководителей Сенежской студии?
Какую задачу дизайнера помогает осуществить метод открытой формы?
Назовите 4 положения концепции Сенежской студии (можно в самостоятельной формулировке).
Какие недостатки отмечает К. Кантор в деятельности студии?
Можно ли считать прогрессивной новую концепцию по сравнению с аксиоморфологической?
Ключевые слова и понятия
Метод открытой формы, структура объекта, макетный материал, пространственная конструкция.
Концепция третья:
Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ
Новая теоретическая концепция начала складываться в конце 1970-х годов и получила стройное воплощение в 80-е годы. В стране сложилась ситуация, требующая иных подходов к дизайну как проектной деятельности: реализация крупных социальных и народно-хозяйственных целевых программ.
Эта концепция базируется на использовании системного подхода к изучению и моделированию сложных объектов и многокомпонентных систем.
Практикам и теоретикам было понятно, что вопрос о внедрении методологии системного подхода в дизайне нельзя решать изолированно от проблемы повышения художественного уровня дизайна.
С художественным уровнем дизайна связан вопрос об эстетическом качестве всей предметной среды, о ее культурной значимости.
Дизайн-программа. Цели, задачи, функции, содержание и способы организации деятельности по решению задач определяются термином «дизайн – программа». Дизайн-программа - это конкретная практическая форма реализации системного дизайна.
Блоки дизайн – программы. В структуру дизайн – программы входят четыре блока, каждый представляет особый срез дизайн – программы. Рассмотрим содержательную часть каждого блока.
проблемно-целевой блок: цель, задачи программы, анализ исходного состояния проблемы (объекта), формулировка конечных результатов, сроков реализации;
концептуальный блок: описание основного замысла и подхода к решению проблемы, формулировка конечных результатов, сроков реализации;
организационный блок: характеристика форм, методов, организация и управление разработкой программы, контроль над реализацией, перечень необходимых организационно-хозяйственных мероприятий;
проектный блок: вопросы всего комплекса заданий, поэтапные стадии дизайн – программ.
Выводы:
Современные концепции российского дизайна начинались развиваться в период отсутствия контактов с мировым развитием дизайна. (60-е годы).
Изменение ситуации в последней четверти ХХ века в стране позволили российским дизайнерам очень быстро оценить и впитать характерные особенности развития дизайнерского творчества в странах Европы, США и Восточного региона и создать теоретическую основу для дальнейшего развития дизайна в ХХ1 веке.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие «системное проектирование».
2. Понятие «системный подход» в проектировании объекта
Метод «дизайн программ».
Как вы понимаете определение «художественный уровень» дизайна?
Назовите блоки дизайн программы.
Сколько дизайн программ может быть в структуре дизайн проекта?
Как вы понимаете определение «дизайн-концепция»?
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Дизайн как художественно-проектная деятельность использует различные методы, приемы, технологии. В этом сила, преимущество дизайна, но здесь и «опасная зона», питающая настороженность многих специалистов, хранителей ценностей культурного наследия. Вся ответственность за позитивный статус дизайна возлагается сегодня на молодых дизайнеров, начинающих этот профессиональный путь.
В чем принципиальное отличие дизайна от народного художественного творчества? Дизайн признает не только коллективное, но и авторское, индивидуальное творчество, которое имеет приоритет.
Дизайн – социокультурный феномен. Творчество дизайнера обретает философское значение. В своей деятельности дизайнер оперирует знаками, воплощающими дух цивилизации, его деятельность способствует сложению «нового языка» (визуальных кодов, создающих впечатление, несущих сообщения), доступного и понятного для широких социальных слоев, независимо от национальности, географической точки проживания и языка общения.
Сегодня дизайн – необходимое средство конкурентоспособности в малом и среднем бизнесе. В большом бизнесе дизайн отражает имидж корпорации. Он восхищает, он поражает, он потрясает формами выражения стилей, эффектов, приемов воздействия. Дизайн является основной частью культуры предпринимательства или культуры управления. В это понятие входят:
корпоративный идентификат (тождество) – это внутреннее и внешнее визуальное сходство всех филиалов с обликом головной дирекции или фирмы;
корпоративный дизайн – под этим термином понимается визуальный облик фирмы в ее помещениях (внутренний интерьер делового офиса), с помощью которого фирма достигает своей цели. Единство внутреннего и внешнего облика достигается с помощью установленных образных констант. Сюда относится фирменный логотип, цветовые сочетания, оформление почтового ящика, или собственный архитектурный стиль в о внутренних деловых помещениях фирмы;
корпоративная коммуникация – это понятие охватывает не столько внутренний стиль общения сотрудников между собой, культуру общения, но более всего коммуникацию, ориентированную на установление контактов с внешними клиентами, покупателями, компаньонами, посетителями фирмы. Она выражается через архитектуру здания, специально построенного для фирмы, единого с внутренними интерьерами фирмы. Конечно, важную роль играет эвентуальный (постоянный) ангажемент фирмы в международных акциях, как охрана животного мира. Такая форма ангажемента называется нон-вербальной коммуникацией. Кроме того, должно быть четко структурированное представление о деятельности фирмы, понятное для сотрудников и окружающего общества;
корпоративный тезаурус: инструментальное поведение (ценовая политика, стиль руководства предприятием), персональное поведение (искусство способ общения между сотрудниками, с внешними клиентами и с предполагаемыми партнерами-предприятиями). Сюда относится также поведенческая модель рекламы фирмы, все формы коммуникативной политики, ее воздействия на население, например, открытость, стиль рекламы, выбор средств массовой информации. 1
Дизайн – технология эффекта. Необходимо помнить, что качественный уровень создания дизайн – проектов требует знания современных направлений, тенденций, стилей и технологий, практикующихся не только в пределах родного региона, но также и в мировой культуре дизайна. Эти знания необходимы для того, чтобы умело применять в новых проектных заданиях.
Дизайн как область деятельности имеет свои цели, принципы, теоретический и источниковый базис, дискурсы в философии и культурологии.
Современный уровень развития дизайна. Сегодня дизайн имеет следующие уровни развития:
Предметный (конкретные предметы);
межпредметный (функции и взаимосвязи);
процессуально – деятельностный.
Соотношение взаимосвязи утилитарного, то есть ориентированного на продукцию хозяйственно-бытового назначения, и эстетического в дизайне:
А) приоритет утилитарного имеют инженерный дизайн, нон – дизайн, компьютерный дизайн;
Б) бифункциональность утилитарного и эстетического имеют: художественное конструирование, художественное проектирование, системный дизайн, дизайн – программирование;
В) внешний приоритет эстетического имеют: стайлинг, арт – дизайн, художественное проектирование.
Образовательные дизайн-программы. В образовательных дизайн-программах можно выделить четыре направления дизайна, которые практикуются в образовательных программах высших учебных заведений:
А) промышленные изделия, в том числе моделирование одежды;
Б) графика: оформление книги (книжная графика), плакат, реклама, визуальные средства информации;
В) архитектура: дизайн окружающей среды, торговые центры, автострады, аэродромы, туристические комплексы, сложные комплексы зрелищной индустрии;
Г) компьютерный дизайн получает все большее распространение и признание молодежи в качестве необходимой профессиональной подготовки.
Художник и специалист – дизайнер (отличия). В середине ХХ века окончательно оформилось различие между собственно художником и художником – декоратором или оформителем. В 1920-м году появилось официальное название профессии – «дизайнер», однако в России это название профессии официально получило признание только в 1980-е годы.
Существует две позиции творческой деятельности у дизайнеров:
1 – когда дизайнер работает на предприятии;
2 – когда дизайнер работает по конкретному заказу.
Дизайнер разрабатывает образ, который реализуется в создаваемом объекте. В создание этого образа дизайнер вкладывает часть своей личности, ощущения современности, культуры, вкуса, образа мышления, таланта, мастерства. В проекте дизайнер закладывает будущее единство целевой ориентации, содержания и эстетических качеств объекта. Таким образом, в каждом проекте слиты воедино духовные, художественные и материальные грани деятельности дизайнера.